Выбор редакции
Комментарии
Новости
увеличить шрифт
  • A
  • +A
  • +A

Блюдечко с голубой каемочкой

  • 03:13, 26 сентября 2005
  • Комментариев[0]
Была у Адама Козлевича мечта... Прекрасная, грациозная и быстрая. В этом году этой марке-мечте 'Изотта-Фраскини' исполнилось 105 лет. '...Не нойте старик. Вас ждут золотые челюсти, толстенькая вдовушка и целый бассейн кефира. Балаганову я куплю матросский костюмчик, ...а наш верный Адам, получит новую машину. Какую вы хотите, Адам? 'Студебеккер'? 'Линкольн'? 'Ройс'? 'Испано-Сюизу'?
'Изотта-Фраскини', - сказал Козлевич, зарумянившись...'
Поклонник статьи Уголовного кодекса, каравшей за кражи с применением технических средств, Адам знал толк в автомобилях. Ревущие двадцатые почитали Isotta-Fraschini наравне с Rolls-Royce, если не выше, и пока Евгений Петров стерег рукопись о похождениях Остапа Бендера, а Илья Ильф бегал по редакциям, эта машина снилась миллионам вместе с билетом до Рио в один конец.
Марку основали Чезаре Изотта (Cesare Isotta) и братья Фраскини (Fraschini) - Винченцо, Оресте и Антонио. Вместе с новым веком они решили начать совершенно новое дело: производство автомобилей.
Вначале это была сборка моделей французских Renault и Mors, но вскоре инженер Джузеппе Стефанини (Giuseppe Stefanini) сконструировал и 'родной' экипаж с 4-цилиндровым двигателем мощностью 24 л.с. Позже вместе с техником Джустино Каттанео (Giustino Cattaneo) он построил гоночный автомобиль Tipo D с рабочим объемом двигателя аж в 17 литров и мощностью в 120 л.с. В 1905 г. машина успешно дебютировала на гонках Coppo Florio.
Удачным оказались и серии моделей с 4-цилиндровыми моторами, составившими основу производства Isotta-Fraschini перед Первой Мировой войной. Это были большие машины с объемом двигателя не менее 10 литров. Среди моделей Isotta-Fraschini был и короткий период 'малых форм' - небольших машин, созданных будущей самостоятельной звездой Этторе Бугатти, которому тогда было около двадцати. В 1910 г. Isotta стала первой автомаркой, поставившей тормоза на все колеса, что было персональным ноу-хау Оресте Фраскини.
Тем временем автогонки сменились гонкой вооружений: началась мировая война и Isotta переключилась на авиадвигатели. Впрочем, боевая пауза не пропала даром для толковых людей: уже в 1919 г. Каттанео, новый глава 'инженерной части', сконструировал модель Tipo 8 с восьмицилиндровым рядным двигателем, ставшую одним из эталонов дорогого авто, ту самую королевскую Isotta-Fraschini. Тогда, в Европу и Штаты как раз вернулся 'золотой век', позволявший швырять миллионы пригоршнями на изящные мелочи. В Isotta-Fraschini сделали правильную ставку, сосредоточившись на одной модели, и уделив все внимание шику кузовов, которые шили итальянские автокутюрье.
И хотя, по мнению специалистов, конструкция Isotta все же уступала французскому 'королевскому дому' Hispano-Suiza, по шарму Isotta брала верх.
Это выходило благодаря сотрудничеству с лучшими мировые ателье, среди которых были итальянские Castagna и Cesare Sala, и американские Fleetwood и Le Baron. Кстати, кузова на итальянок, как и в случае с Rolls-Royce ставили уже в Штатах. Прорыв на американский рынок сделал Isotta достоянием не только принцев крови, но и широких масс трудящихся американских миллионеров. С 1919 по 1932 г. в Америке было продано 450 драгоценных 'изотт'.
Фирма упорно держалась 'золотой рыбки' Tipo 8, усилив ее моделью 1925 года Isotta Fraschini Tipo 8А с двигателем в 7,4 л и мощностью в 120 л.с.. Чуть позже появились спортивные варианты Tipo 8ASS (Super Spinto) мощностью в 135 л.с.
Эти огромные авто, конечно, собирались на заказ и будущий владелец должен был долго жить предвкушении своей 'возлюбленной' (доживали до первого поцелуя не все: классическая кинозвезда двадцатых Рудольфо Валентино скончался так и не овладев своей законной 'изоттой' с кузовом от Le Baron). Isotta-Fraschini держали и Папа Римский и Муссолини, и именно с последним оказался связан 'новый этап' жизни Isotta.
Быстро поедешь - медленно понесут. Сделав ставку на распухших от алчности американских толстосумов Isotta обрекла себя на головокружительное падение вместе с котировками на Уолл-стрит. Тридцатые дали жизнь всего трем десяткам автомобилям новой модификации Isotta-Fraschini 'Tipo 8В'. Рынок испарился. Кто застрелился, кто разорился, кто отрекся. Остался только домашний фюрер с повадками Цезаря Македонского и фирме Isotta осталось снова мастерить авиадвигатели для его горе авиации.
В этой 'дурной компании' фирма встретила Вторую мировую и вторжение американцев. Эти янки покупать Isotta-Fraschini и не собирались. Фирме, как и другим итальянским мастерским осталось лудить, чинить и паять. Но порох остался и Isotta в лице инженера Ауредио Лампреди предприняла отчаянную попытку выжить с моделью Monterosa, представленной в 1948 г. Увы, яркая модель с двигателем V8 мощностью 120 л.с. так никогда и не пошла в серию. Бриллиантовый дым, в котором могла парить Isotta-Fraschini, растаял.
'... Я обманул вас, Адам. Я не могу подарить вам ни 'изотта-фраскини', ни 'линкольна', ни 'бьюика'...' (И. Ильф, Е. Петров, 'Золотой теленок', 1930)

Об этом сообщает ГАЗЕТА.RU

Добавить в избранные источники Яндекс.Новости и Google Новости
Стали свидетелями интересного?
Снимайте на телефон, присылайте в редакцию, читайте на СарБК.
Картина дня
Копилка с госучастием. Стоит ли инвестировать в программу долгосрочных сбережений Копилка с госучастием. Стоит ли инвестировать в программу долгосрочных сбережений С начала этого года в стране заработала программа долгосрочных сбережений (ПДС). Создатели нового накопительного инструмента стремились таким образом обеспечить приток долгосрочных инвестиций в экономику. Для этого предусмотрели такие серьезные стимулы для...
Поиск дешевых лекарств в аптеках Саратова
Архив новостей
  • «
  • 26 сентября 2005
  • »
  • пн
  • вт
  • ср
  • чт
  • пт
  • сб
  • вс
Нашли ошибку
x