об инициативе
"Решение о том, чтобы снизить порог доминирования для региональных рынков с 35 до 6-8%, может принять только законодатель. Наша цель - ввести спецнорму для нижней границы доминирования для торговых сетей.
Все меньше и меньше в крупных российских городах остается дешевых продовольственных рынков, сокращается количество маленьких магазинов, ларьков. Делается это по понятным причинам: борьба с некачественной продукцией, борьба за эстетический облик городов. Но другим концом эта "дубина" бьет по потребителю. Потому что дешевые продукты мы не найдем ни в Санкт-Петербурге, ни в Москве, ни в других крупных городах. Зато видим крупные универсальные магазины. Мы изучили мировой рынок и убедились в том, что торговые сети - довольно эффективные лоббисты своих интересов.
Они часто через органы власти проводят решения, что надо всех убрать и оставить только их. То есть снижают конкуренцию, и это оборачивается ростом цен для потребителей. Мы вместе с минсельхозом пока приступили только к разработке такой законодательной инициативы.
Мы не хотим всю статью о доминирующем положении распространить на этот бизнес. В этом случае, скорее всего, мы ограничимся тем, что запретим торговым сетям отказываться от заключения договора с сельхозпроизводителями, продукция которых соответствует требуемому качеству. Иначе говоря: сельхозпроизводителю нельзя отказать в заключении договора, а если большое количество желающих - проводите конкурсы".
О возможной коррупции в ФАС.
"Никто в ФАС не принимает решений единолично. Все решения только коллегиальные, и правило заключается в том, что я, например, не имею права отменить решение комиссии. В системе ФАС нет внутренней апелляции. Это означает, что центральный аппарат ФАС не может отменить ни одного решения региональных подразделений. Сами процедуры рассмотрения дел прописаны в законе. И, наконец, МВД создало свое подразделение по антимонопольному расследованию. Если мы что делаем не так и есть подозрение на коррупцию, значит, МВД само доведет дело до конца. Любое наше решение приостанавливается с момента подачи заявления в суд стороной, чьи интересы затронуты. Но если любое дело заканчивается в суде, нет большого смысла платить нашим чиновникам.
Сейчас независимая компания, специально нанятая правительством и министерством экономического развития и торговли, проводит анкетирование бизнеса, где задает прямые вопросы о коррупции в ФАС. Мы получим материал через два месяца и его опубликуем".
Об отношениях с судами.
"Для того, чтобы расширить взаимопонимание с судами, стали приглашать судей на наши коллегии, семинары, на которых они могут высказать, что они думают по содержательным вопросам правоприменения. Есть небольшое количество судей, которые в большинстве своем выносят отрицательные решения по нашим искам. Я могу на это шутливо сказать: наверное, они либертарианцы. Есть такое направление в экономической теории, которое вообще отрицает необходимость антимонопольного регулирования".
О предложении обзавестись следствием.
"Я против идеи - наделить ФАС полномочиями следствия. Да, в мире антимонопольные органы имеют оперативно-разыскные полномочия, это мировая практика. Но в России - своя специфика. Здесь силовые органы слишком активно вмешиваются в экономику. И размножение силовых органов было бы очень плохим сигналом для бизнеса. Это первое. И второе: сегодня ФАС это исключительно гражданская служба. Представим, например, что нам предстоит научиться работать с агентурой. Нужно было бы набирать специалистов. А зачем, если есть милиция, прокуратура, ФСБ? Поэтому мы с главой МВД Рашидом Нургалиевым с согласия правительства договорились о создании специального отдела в МВД, где работают именно такие специалисты.
О "Евроцементе".
"Цена кв. м. выросла за этот год, по разным оценкам, на 60-70%. Цена от себестоимости, которая в три-четыре раза ниже, давно уже не зависит. Цена зависит от спроса. Кто должен заработать в цепочке, раз сам кв. м. - конечная продукция? Строители. Производители строительных материалов. На 1 мая 2005 года компания "Евроцемент" грубо нарушила законодательство, установив монопольную высокую цену. И до заключения мирового соглашения, при том, что компания отказывалась с нами соглашаться и судилась, она цену не повышала. За это время цена жилья неуклонно росла. В результате на дату заключения мирового соглашения - в сентябре этого года - цена на продукцию компании уже перестала быть монопольной высокой. Более того, она отстала на 20-25% относительно цен конкурентов. В этих условиях они потеряли, по их оценкам, около $100 млн, а по нашим - около половины этой суммы. Это чистые убытки компании. Они признали свою вину. За то, что они признали вину, мы $10 млн - самый высокий штраф за всю историю ФАС - взыскали в федеральный бюджет. Мировым соглашением установлено, что более 10 млрд руб. будет под нашим контролем вложено ими в модернизацию существующих заводов и строительство новых.
На рынке сегодня цена продукции "Евроцемента" будет процентов на 10-15 ниже, чем у их конкурентов".
О бирже и аукционах.
"Биржа несет массу позитивных моментов. В процессе биржевых торгов вы же не знаете, кому вы продаете товар. Вы не знаете, кто у вас купил. Соответственно, вы не можете войти в картельный сговор. Налоги "прямым билетом" уходят с биржи в казну. Сейчас на биржах появляются первые секции товарных рынков. Мы сейчас обсуждаем с рядом компаний выход на биржу. Потому что они монополисты, мы и предложили им это сделать. Это будет наше структурное требование. На бирже маловероятно манипулирование ценами, все прозрачно".
Количество аукционов увеличилось в 3-4 раза. Это говорит о том, что хотя администрации регионов и ОМСУ достаточно сложно адаптируются к норме, которая была введена с 1 октября прошлого года, но в конечном итоге усилиями правительства, надзорных органов все пошло в нужном направлении.
Есть один аргумент противников аукционов - аукционная цена всегда выше. Да, это так, потому что состязательность эту цену задирает. Но в итоге выигрывает бюджет, и эти дополнительные деньги можно затратить на инженерную подготовку участков к новому строительству. Это означает в конечном итоге, что предложение на рынке будет расти. Не секрет, что земельные участки зачастую получали одни и те же фирмы. Но это еще не значит, что осваивали: просто придерживали, увеличивая собственную капитализацию. Ресурс ограничивался в использовании, в обороте. Теперь представьте себе, что идут аукционы. Количество фирм, осваивающих земельные участки, резко и существенно увеличится. Оборот земли улучшается. Предложение на рынке увеличится. Значит, самое главное, не одна или три фирмы будут работать по строительству жилья, а 100 или 200. Конкуренция всегда приводит к тому, что цены растут не столь быстро".
О регулировании рынка.
"Войти на рынок очень трудно. Или подсоединиться к трубе. Или подсоединиться к электросетям. Или получить земельный участок. В данном случае антимонопольный орган обязан будет принудить компанию-монополиста заключить договор, допустить к земельному участку, к системе коммуникаций. Именно малый и средний бизнес, чаще всего те, кто только выходит на рынок, могут оказаться дискриминированными со стороны монополий. Мы обеспечиваем допуск для бизнеса, мы даем билет от имени государства.
Мы имеем право при слиянии компании выставлять те или иные требования. Ну, скажем, если кто-то собирается увеличить свою долю на рынке сверх определенной меры, установленной законом, мы можем сказать "мы дадим вам согласие, но продайте тогда вот этот актив". Чтобы баланс конкуренции на рынке был поддержан. Структурные требования по новому закону мы собираемся использовать значительно чаще. Еще. Например, компания не может продать одной компании свою продукцию по одной цене, а другой, скажем, в 10 раз дороже. Запрещено. Если это происходит, мы пресекаем такую практику. Все должны быть в равных условиях".
-
Вернуться
- на главную страницу
- к списку новостей
-
Вчера, 17:13Экономика
-
Вчера, 16:04Экономика
-
14 Ноя, 16:51Экономика
-
12 Ноя, 11:12Экономика
-
6 Ноя, 12:20Экономика
-
5 Ноя, 21:05Экономика
-
5 Ноя, 18:27Экономика
-
5 Ноя, 14:01Экономика
-
3 Ноя, 16:01Экономика
-
3 Ноя, 15:45Экономика