Для прессы специально был выделен автобус, на котором представителей СМИ провезли по территории САЗа и показали производственные помещения. Во время всей экскурсии группу сопровождали сотрудники службы безопасности завода, остающегося режимным объектом.
Экскурсия началась с музея завода, где рассказали о славной истории предприятия, на котором, начиная с 1931 года, выпускали самолеты КБ "Яковлева", вертолеты МИ-4, истребители МИГ-15 и ракеты различного класса. Последний самолет, собранный саратовскими авиастроителями, покинул заводской ангар в 2003 году.
Часть из цехов оказались заполненными станками 60-70-х годов выпуска, которые сейчас простаивают. Другие помещения находятся в заброшенном состоянии, некоторые полуразрушены и уже не пригодны для работы.
В 2003 году из-за отключения газа вся система отопления предприятия была разморожена, поэтому до сих пор рабочие ютятся в специально сооруженных внутри цехов небольших помещениях, закрытых целлофановой пленкой и отапливаемых нагревательными приборами. Повсеместную разруху и запустенье пытаются скрасить, как их назвало руководство, молодые кадры: у некоторых станки украшены фотографиями, другие повесили флаг "Единой России".
По словам главного технолога САЗа Владимира Юлина, на предприятии работают около 2 000 человек (до 1991 года - 15 000). Руководству предприятия удалось пока сохранить технологическую цепочку, которая правда в своих объемах была сокращена до минимума и рассчитана только на минимальные задачи - ремонт оборудования, самолетов и достройку, остающихся с 2000 года в ангарах 6-ти ЯКов-42. Так и не реализованный проект ЭКИП ("летающую тарелку") журналистам пообещали показать в другой раз.
Гости увидели также взлетную полосу длинной 1 800 м., летно-испытательную станцию и цех по окончательной сборке самолетов, которые находятся на ремонте. Эти помещения оказались, пожалуй, единственными на заводе, в которых сохраняется порядок и чистота, которая по словам старожилов была повсеместно.
Посещение САЗа закончилось пресс-конференцией. На вопросы отвечали директор Олег Фомин, главный технолог Владимир Юлин, технический директор Леонид Кленов и директор по общим вопросам Владимир Храпунов.
Новый гендиректор сообщил, что кредиторская задолженность к моменту его назначения (основной кредитор, по чьей инициативе и было введено внешней управление - "дочка" "Газпрома") составляет 963,1 млн руб., в том числе 19,4 млн по зарплате (с декабря 2006 по февраль этого года) и 47,1 млн по налогам. К этому, по мнению Фомина, привело то, что "вместо поиска заказчиков и активного лоббирования вхождения завода в учрежденную Президентом России Объединенную авиационную корпорацию (ОАК), Ермишин занимался неэффективными проектами".
Сейчас долги по зарплате практически погашены, средняя зарплата составляет около 4 тыс. руб. За счет имеющихся заказов, в том числе оборонных, предприятию удается обеспечивать свою текущую платежеспособность. Ежемесячно предприятие выплачивает коло 10 млн руб. зарплаты и 36% от этой суммы налогов. Все имевшиеся при заводе дочерние фирмы взяты на контроль и работают в общую "копилку".
В момент введения внешнего управления у САЗа практически отсутствовала вся социальная инфраструктура, которая, по словам новых управленцев, была распродана за бесценок. По этим фактам прокуратура, как сообщил Фомин, проводит проверки.
Новый руководитель говорит, что сейчас перед ним и его командой стоит задача: за 18 месяцев управления восстановить платежеспособность предприятия, теплоэнергоснабжение и погасить долги. Для этого ведутся переговоры с предприятиями, входящими в ОАК. С Воронежским и Ульяновским авиационными заводами подписаны протоколы о намерениях. Фомин отметил, что в случае подписания конкретных контрактов, завод сможет выйти не только из кризиса, но и под их выполнение придется вернуть около 500 когда-то работавших на САЗе специалистов. Он согласился, что при этом придется увеличить зарплату до 10 тыс. руб.
Сейчас достраиваются 2 самолета, в "заделе" находится 6 машин. Еще 5 стоят на ремонте, два из которых во время экскурсии показали журналистам. Один из них когда-то был куплен Китаем, потом перекуплен Германией и далее Грузией. Теперь он принадлежит частному лицу. Салон этого "42-го" будет полностью переделан - количество мест сократится, появятся несколько санузлов.
Пока предприятие не интересно для ОАК, но, как считает Фомин, у него есть все шансы заинтересовать корпорацию, а соответственно получить средства на развитие и новое производство, например учебно-тренировочного самолета ЯК-130 либо машины для региональных перевозок. Уже возобновлены и налажены отношения с КБ "Яковлева", которое готово помогать в техническом сопровождении 150-ти летающих ЯКов. Всего на восстановление и новые технологические цепочки необходимо 500-600 млн руб., поэтому надежда, по словам Фомина, только на инвесторов.
Помимо шансов "подняться с колен", у САЗа есть другая перспектива - возврат на должность гендиректора Александра Ермишина, который является одним из основных акционеров завода. Об этом сообщил новый директор, и высказал надежду на его благоразумие. Фомин сообщил также, что пытается убедить Ермишина в необходимости продажи контрольного пакета акций государству. Сейчас акционерами являются более 6 000 юридических и физических лиц.
-
Вернуться
- на главную страницу
- к списку новостей
-
Вчера, 17:13Экономика
-
Вчера, 16:04Экономика
-
14 Ноя, 16:51Экономика
-
12 Ноя, 11:12Экономика
-
6 Ноя, 12:20Экономика
-
5 Ноя, 21:05Экономика
-
5 Ноя, 18:27Экономика
-
5 Ноя, 14:01Экономика
-
3 Ноя, 16:01Экономика
-
3 Ноя, 15:45Экономика