Проект предусматривает введение самостоятельных уровней высшего профобразования. По действующему ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" основные образовательные программы могут быть реализованы непрерывно и по ступеням: "бакалавр", "дипломированный специалист" и "магистр". Однако соотношение между названными ступенями высшего профессионального образования законом не установлены, не определены и условия перехода с одной ступени на другую.
В законопроекте бакалавриат и магистратура или подготовка специалиста рассматриваются в качестве самостоятельных уровней высшего образования с отдельными гособразовательными стандартами, самостоятельной итоговой аттестацией, по результатам которой соответственно присваивается квалификация (степень) "бакалавр" или "магистр", либо квалификация "специалист".
Лицензирование и государственную аккредитацию высших учебных заведений по программам бакалавриата, магистратуры и подготовки специалиста также предлагается осуществлять раздельно. Срок обучения по программам бакалавриата составит от 3-х до 4-х лет в зависимости от специальности, срок обучения по программам магистратуры на базе бакалавриата - два года, а срок обучения по программам подготовки специалиста - не менее 5-ти лет.
Ожидается, что первый уровень высшего образования (бакалавриат) обеспечит возможность успешной работы на должностях, которые предусматривают осуществление исполнительских функций в производственной или социально-экономической сфере.
Подготовка на первом уровне будет проводиться по укрупненным базовым направлениям, обеспечивающим академическую и профессиональную мобильность, а углубленная профессиональная специализация будет на втором уровне - в магистратуре, исходя из кадровых потребностей экономики и социальной сферы. При этом в магистратуре будут готовить лиц, ориентированных на научно-исследовательскую деятельность, а также деятельность, требующую аналитических и проектных умений и навыков.
Предусмотрен конкурсный прием в магистратуру. Доступ в аспирантуру получат только лица, имеющие степень "магистра" или квалификацию "специалист". Для некоторых направлений подготовки и специальностей (например, медицинских) могут быть установлены другие нормативные сроки обучения.
Министр образования и науки Андрей Фурсенко, представляя законопроект на пленарном заседании, отметил, что предлагаемые изменения позволят повысить конкурентоспособность выпускников в условиях меняющейся структуры экономики. Ситуация, когда не менее половины выпускников нуждаются в переучивании, абсолютно неприемлема. Закон позволит ее изменить. Кроме того, он позволит оптимизировать число специальностей и направлений подготовки и повысит эффективность использования бюджетных средств.
По словам председателя Комитета по образованию и науке Николая Булаева, принятие закона - это требование времени. "При этом важно, чтобы мы не потеряли качество подготовки выпускников вузов", - сказал он.
Закон предполагается ввести в действие уже с 1 сентября. "Но это не значит, что с этого числа заканчивается обучение по действующим госстандартам, и мы полностью перейдем на новую систему, - пояснил Булаев. - Те, кто уже поступил в вузы и те, кто поступит в них этим летом, будут учиться по старым правилам. У исполнительной власти есть период времени до лета следующего года для принятия необходимых нормативных актов, прежде всего, новых государственных образовательных стандартов".
Булаев сообщил, что 5 июня Комитет по образованию и науке проведет "круглый стол", на котором предполагается обсудить с участием общественности предложения по доработке проекта ко второму чтению.
-
Вернуться
- на главную страницу
- к списку новостей
-
Сегодня, 19:00Новости
-
Сегодня, 18:35Новости
-
Сегодня, 18:13Новости
-
Сегодня, 18:11Новости
-
Сегодня, 18:10Новости
-
Сегодня, 17:52Новости
-
Сегодня, 17:35Новости
-
Сегодня, 17:04Новости
-
Сегодня, 17:03Новости
-
Сегодня, 16:50Новости