Выбор редакции
Комментарии
Новости
увеличить шрифт
  • A
  • +A
  • +A

Глава комитета по образовательным поездкам и детскому туризму АТОР Борис Самарянов: предсказания по падению турбизнеса не сбылись

  • 09:10, 8 октября 2009
  • Комментариев[0]

О ситуации на рынке туризма, влиянии кризиса и свинного гриппа на этот бизнес, об образовательных турпрограммах и других "туристических" темах мы поговорили с главой комитета по образовательным поездкам и детскому туризму АТОР (Ассоциация туроператоров России), гендиректором "STAR Travel" Борисом Самаряновым.

Для чего вы приехали в "нетуристический Саратов"?

Саратов - это третий город в России по количеству учащихся высших учебных заведений, то есть приоритетный для нас рынок работы. Вторая причина - каждый год проходит встреча наших региональных руководителей, и сейчас мы привезли в Саратов менеджеров из пяти городов.

Начинается новый сезон, мы делимся идеями, какие предложения у нас есть для студентов, как работать в кризис. Вопросов много.

Как прошел отпускной сезон для отечественных туроператоров

В начале года предсказывали падения порядка 40-50%, но по данным Ростуризма, картина вышла намного лучше, падения в среднем составили 25%, поэтому потрясений на рынке не было, все туроператоры закладывались на понижение, на отказ значительной предоплаты за большие блоки.
В принципе большинство компаний сработало в рамках, которые они себе закладывали.

То есть такое понижение для туристического бизнеса не критично?

Для всего мирового рынка нормальные потери это 1-3%, поэтому 25 - вполне ощутимо для оборота, Пришлось вносить коррективы, с точки зрения персонала, количества работающих. Как и в любой компании, в любом сегменте рынка.

Что предпринимали туроператоры для сокращение потерь?

Грамотное планирование и сокращение затрат. Многие отказывались от больших площадей, переезжали в более рентабельные офисы.

Оптимизация по персоналу. В каждой компании по разному. У нас это были неоплачиваемые отпуска по договоренности. То есть сотрудники решали какие-то семейные вопросы, отдыхали, но без оплаты. В общем люди предпочли не терять работу, а просто какое-то время находится без оплаты. Мы пошли на это, и всех это устраивает, все возвращаются, практически все кадры сохранились.
Еще мы отказывались от предоплаты за гостиницы, отказ от чартерных перевозок.

Это объясняется таким термином как глубина продаж, она очень низкая. Если раньше, например, уже в декабре были проданы весенние каникулы, то сейчас занятость на этот период составляет около 10%. А потом работали на живых заявках, это помогло сохранить наличные и просуществовать этот год.

Как сильно повлиял кризис и свинной грипп на рынок?

Вы знаете, на нас повлиял не столько свинной грипп, а сколько реакция на него нашего Роспотребнадзора, поскольку реакция была не вполне адекватной, на наш взгляд, с точки зрения эффективности. Слава Богу, в середине августа после той волны, информационной шумихи, которую он поднял, все поменялось. Совместно с федеральным агентством по туризму и нашей ассоциацией были подписаны соглашения, и сейчас ряд мероприятий по координации и информированности туристов у нас проходят совместно.

Что вообще не бывало, у нас идет постоянный диалог с чиновниками высокого уровня, это начальники управления федеральными структурами, которые приходят к нам, рассказывают, что делают их ведомство, отвечают на вопросы туроператоров, задают вопросы. То есть появился диалог, и сейчас критической ситуации нет.

Тогда появились предписания, которые вызвали недоумение в туристической отрасли - про запрет вывоза и выезда детей. Конечно, здесь было недопонимание, потому что запретить выезд людей Роспотребнадзор запретить не мог, поэтому он хотел возложить вину на нас, то есть на туристический бизнес. Сейчас речь идет о том, чтобы информировать туристов в полной мере о ситуации в стране, о всех возможных опасностях, которые там ждут туристов. Все туристы у нас подписывают соответствующие бумаги, информация до них доводиться, но выезжать или нет, вывозить ребенка или нет - это уже право туриста, и все сошлись на там, что запретить человеку куда-то поехать никто не может.

После таких предупреждений часто ли туристы отказываются от поездок?

Отказы бывают, но это лишь единичные случаи, падения из-за этого нет. Вышло даже наоборот, спрос немного растет. Появляется интерес к образовательным поездкам. Реакция населения у нас вышла прямо противоположная. Как говорится: "чем больше власти давят, тем больше нужно сделать вопреки", то есть поехать.

Для нас это пошло на пользу со всех сторон. Диалог с Роспотребнадзором прошел, деятельность большинства турфирм проверили, у туристов появилась большая осведомленность, и образовательные поездки пользуются вполне стабильным спросом.

Есть небольшие недопонимания среди учителей, разрешать или не разрешать выезд детей за границу, особенно в Великобританию, потому что в постановление потребнадзора фигурировала именно эта страна, но как нам потом объяснили: Великобритания - это лишь одна из 160-ти стран, которая считается неблагополучным в плане вируса, и была зафиксирована лишь первая волна, а ожидают еще вторую и третью.

В интернете появилась информация о том, что найдена лаборатория, в который был синтезирован и выпущен в свет вирус H1N1. Будут ли российские турфирмы подавать иск?

Вы знаете, это наверное больше касается правоохранительных органов, а для турфирм реального и ощутимого ущерба, который может быть выражен в денежным эквиваленте, и падения спроса не было. Это постановление вышло практически в конце туристического сезона, когда все группы уже были сформированы.

Если это будет продолжаться дальше и туроператорам будет нанесен ощутимый вред, то возможно и будет какая-то возможность компенсировать вред, но мне кажется вряд ли. Все контролируется и ущерб не тот, который можно реально зафиксировать.

Что происходит в сфере VIP-туризма?

VIP-поездки тоже упали, и по разным оценкам в среднем это также идет до 20-25%. По нашим данным, наименее пострадавший сегмент во время кризиса, это - образовательный туризм, как по проводимым опросам, так и по заключительным цифрам. Возможно мы немного поменяли направленность, и если можно было поехать в какую-нибудь дорогую школу, допустим, за 4 тыс. долл, то сейчас родители выбирают более дешевый вариант, но в образовании своих детей люди продолжают откладывать деньги и тратить их.

В количественном отношении у нас даже прирост, в денежном - небольшое падение есть. В группе людей, которые во время кризиса поехали учить иностранный язык - прибавление. Поэтому мы надеемся, что когда выйдем из кризиса, цифры увеличатся.

А VIP-сегмент тоже пострадал, потому что не секрет - какие там деньги крутились, и в первую очередь это затронуло фондовый рынок, банковский сектор. А это как раз и были основные потребители сегмента VIP-туризма.

Туризм внутри России можно считать массовым? Не беря в расчет Москву, Питер и Сочи?

Конечно, массы у нас немного забыли само понятие туризма, то есть выезд с места постоянного проживания, а у нас, кстати, была недавно встреча с федеральной структурой, которая так и называется - федеральный центр туризма. Она раньше выдавала "Значок туриста", через нее проводились все поездки школьников. Так вот, она по прежнему существует и в прошлом году организовала поездки более 3,5 млн чел. Это данные только по России.

По прежнему функционируют поездки по Золотому кольцу, и какие-то краеведческие экскурсии, то есть эта структура функционирует и успешно действует.
К сожалению, существует информационный вакуум про эту организацию, а сейчас выбор большой, и не все люди знают, что эта структура действует, и автобусы, и поезда туристические по прежнему есть. Причем цены поездок по России даже дешевле.

Расскажите про такие направления туризма, как - экологический, деревенский?

Для меня любимый отдых - это там, в тайге, я любитель пройти по неизвестным маршрутам. Но это тяжело с точки зрения инфраструктуры и организации.

Раньше можно было использовать такие средства передвижения как самолет и вертолет, а сейчас, в связи с подорожанием топлива, такие путешествия становятся практически невозможным .

Допустим, путешествие на Алтай, в Сибирь пользуется популярностью. Я считаю, такой туризм есть и он будет дальше развиваться, поскольку это эволюционное движение туриста. В первую очередь посетить пляжные туры, потом познавательные и образовательные поездки, а когда это все пройдено - остается общение с природой.

Это такая закономерность, к которой люди рано или поздно придут.

На одной из встреч вы сказали, что увеличение спроса на туризм произойдет после роста благосостояния граждан. Долго ли его ждать?

Здесь наверное лучше спросить наших экономистов, которые говорят, что кризис пройден, и что вот-вот начнется рост, поэтому в этой сфере я воздержусь от каких-либо прогнозов. С точки зрения туризма сейчас не очень благоприятное время для предположений, так как сезон уже прошел. Поэтому я могу только сравнить низкий сезон с низким сезоном другого года. Не особенно хороший показатель, но мы надеемся, что следующий будет намного лучше. Судя по количеству запросов среди студентов мы видим, что ситуация уже лучше, чем в прошлом году.

Еще такая ситуация... По нашим данным, не то чтобы не было денег у людей, они просто воздержались от расходов или приберегли для других целей в этом году.

Расскажите про систему WORK/TRAVEL. Есть ли перспективы развития, какие проблемы?

Это программа, которая существует при официальной поддержке госдепартамента США. Программа студенческих обменов, по которой молодежь может приехать по студенческой визе в США с правом временного трудоустройства.

Обычно эти поездки происходят во время каникул. Это программа для всего мира, и российские студенты активно в ней участвуют. Так получается, что Россия является главным поставщиком студентов (кроме Латинской Америки). Дело в том, что Восточная Европа вошла в ЕС, и поэтому студентам не нужно ездить далеко на заработки, они могут подзаработать летом и в Европе.

По этой программе студенты могут поехать, учиться, работать. Плюс в том, что российский студент имеет те же самые права, что и американский гражданин. Это не права эмигрантов. Они получают официальную зарплату, платят все налоги, могут подать в суд на своего работодателя, то есть это абсолютно официальная программа, в которой участвуют все значимые госструктуры.

Естественно есть ограничения. Выехать по ней можно только через прямых спонсоров, которые есть в США, и только по квоте, которая выделяется госдепартаментом. Никогда это движение не станет массовым. Квоты существуют, каждый год они варьируются, в основном это 10-30 тыс. чел. Консульство планировало увеличить в этом году до 40 тыс, но в связи с кризисом не получилось.

Стоит опасаться мошенничества, так как есть много фирм-однодневок, которые пообещают кучу бонусов, а в результате студент даже не может окупить стоимость программы. Нужно обращаться в проверенные фирмы, использовать те же самые интернет сообщества, проверять, как давно эта фирма работает, насколько серьезная, сколько вообще студентов ездило через нее.

Немаловажная вещь еще - это наличие у компании, которая отправляет, федерального номера, и есть ли у них финансовые гарантии. Мы считаем это одним из самых главных критериев, на которые студент должен смотреть. И еще на государственное обеспечение. Вспомним ураган в Новом Орлеане, который был 3 года назад. Естественно, мы не можем покрыть все расходы, и в этом случае государство оказывает поддержку, то есть власть несет ответственность за всех студентов, которые выехали из страны.

С точки зрения предоставления работ. Есть компании, которые выписывают работы просто что бы получить разрешение на деятельность, а когда студент приезжает, то никакой работы его не ждет. Очень много компаний организуют студенты, которые уже съездили туда, посмотрели и решили заработать. Завлекать будут дешевыми ценами, но иногда это - "бесплатный сыр в мышеловке".

Немаловажный фактор - медицинская страховка. У нас были случаи, когда люди попадают в неприятные ситуации. Допустим, одному студенту сделали 8 операций на открытом мозге, причем российские врачи говорили в основном, что даже не взялись бы за них. И это все покрыла медицинская страховка. Если вы обращаетесь в компанию с низкой стоимостью поездки, то всегда уточняйте, что покрывает медицинская страховка. Мы акцентируем внимание на страховке, но студенты в силу возраста не адекватно оценивают ее значимость.

Что делать потребителю, если во время поездки обанкротиться его страховая компания?

Этот вопрос задали главе ассоциации страховщиков, и пока ответа никакого не было.

Есть ли проблемы с клиентами системы из-за нестабильной ситуации с работой в США?

В прошлом году уже были слухи о надвигающемся кризисе, и проблемы с работой были, а в этом году практически все студенты приехали довольные, никаких претензий не было. Все заработали денег, все окупили стоимость программы, несмотря на то, что ввели ограничение по часам работы.

Добавить в избранные источники Яндекс.Новости и Google Новости
Стали свидетелями интересного?
Снимайте на телефон, присылайте в редакцию, читайте на СарБК.
Картина предыдущего дня
Еще новости - Интервью
Решения для улучшения мобильного покрытия представил билайн бизнес на Третьем российском угольном саммите Решения для улучшения мобильного покрытия представил билайн бизнес на Третьем российском угольном саммите Специалисты билайн бизнес представили мобильные и стационарные решения для создания покрытия мобильной связи в удаленных и труднодоступных местах, где связь отсутствует полностью или крайне нестабильна. Презентация прошла в Новокузнецке в рамках Третьего...
Обсуждаемые новости
  • Сегодня
  • Неделя
  • Месяц
Поиск дешевых лекарств в аптеках Саратова
Архив новостей
  • «
  • 8 октября 2009
  • »
  • пн
  • вт
  • ср
  • чт
  • пт
  • сб
  • вс
Нашли ошибку
x