В Генпрокуратуре прошло координационное совещание, посвященное борьбе с коррупцией. На нем с большим докладом выступил председатель Следственного комитета при прокуратуре Александр Бастрыкин. Для "Российской бизнес-газеты" он рассказал, почему так тяжело расследуются дела о захвате имущества физических и юридических лиц.
"Практика расследования таких дел показывает, что почти во всех случаях помощь рейдерам оказывают чиновники органов госвласти и МСУ. Нередко сотрудники правоохранительных органов тоже оказывают "помощь" захватчикам - изымают носители информации с реестрами акционеров, а в них потом вносят изменения. В помощь рейдерам возбуждаются заказные уголовные дела. Не гнушаются участием в рейдерских захватах и представители выборных органов. Они инициируют депутатские запросы, искажают освещение событий в СМИ, выполняют другие заказы рейдеров.
К сожалению, вопрос о привлечении к ответственности чиновников ставится не всегда. Захваченное имущество, как правило, в итоге легализуется. Делается это множеством сделок по его отчуждению.
Причем те, кто вроде бы участвует в такого рода сделаках, - настоящие фантомы. Обычно это фиктивные юрлица или компании, зарегистрированные в офшорах, а получить информацию нам очень сложно. При этом следователь, по сути, не имеет реальной возможности пресечь такие сделки.
А еще есть статья 115 УПК. Она не позволяет наложить арест на имущество при отсутствии подозреваемых и обвиняемых, даже если будет установлено, что оно получено в результате преступления. Вот и получается, что после многочисленных махинаций имущество переходит в собственность уже добросовестных приобретателей и вернуть его истинным владельцам очень сложно.
Опасные способы рейдерских захватов имущества в настоящее время вообще не подпадают под уголовно-правовые запреты. Нет ответственности регистраторов за внесение заведомо ложных сведений в реестр участников юрлиц. Поэтому привлечь их к уголовной ответственности при недоказанности сговора с рейдерами практически невозможно. Фактически ни одной из статей УК не предусмотрены и действия, которые в кругу рейдеров получили название "корпоративный шантаж" или "гринмэйл".
Выход один - вносить поправки в действующие законы. И такие поправки мы уже разрабатываем. Предлагаем ввести в УК специальную статью, предусматривающую ответственность за рейдерство либо включить его в качестве самостоятельного квалифицирующего признака в составы некоторых преступлений. Это мошенничество, причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием, принуждение к совершению сделки или к отказу от ее совершения, подделка или изготовление поддельных документов. Считаю, нужно установить уголовную ответственность государственных и частных регистраторов за незаконное внесение изменений в реестр участников юрлица и проведение регистрации по заведомо подложным правоустанавливающим документам.
Обязательно надо предусмотреть уголовную ответственность за злоупотребление правами собственника акций или долей в уставном капитале хозяйствующего субъекта, в том числе в целях рейдерского захвата.
Все вышеперечисленные преступления надо отнести к подследственности Следственного комитета при прокуратуре. И вот почему. Очень распространено участие в таких преступлениях должностных лиц органов госвласти и МСУ. А еще потому, что при расследовании таких дел возникают немалые сложности.
Очень важно предусмотреть процедуру наложения ареста на недвижимое имущество, явившееся предметом преступления, безотносительно установления лица, причастного к совершению деяния. Надо отнести сведения, содержащиеся в реестре акционеров, к охраняемой законом тайне. Это сделает возможным изъятие носителя данной информации только на основании судебного решения. Кроме того, мы поддерживаем некоторые предложения, инициированные другими правоохранительными ведомствами.
С момента образования Следственного комитета в производстве наших следователей было 79 уголовных дел. Из них 12 уже в суде, 59 - в производстве, из которых 29 дел - в Главном следственном управлении. Должен подчеркнуть: это дела повышенной сложности. Ведь в разработке технологий захвата участвуют структуры, которые обладают штатом высококвалифицированных юристов. Весомые суммы выделяют организаторы захвата на подкуп чиновников.
-
Вернуться
- на главную страницу
- к списку новостей
-
14 Ноя, 16:51Экономика
-
12 Ноя, 11:12Экономика
-
6 Ноя, 12:20Экономика
-
5 Ноя, 21:05Экономика
-
5 Ноя, 18:27Экономика
-
5 Ноя, 14:01Экономика
-
3 Ноя, 16:01Экономика
-
3 Ноя, 15:45Экономика
-
2 Ноя, 17:41Экономика
-
2 Ноя, 16:46Экономика