Стоимость проезда в электричках может подняться на 52%, число поездов - сократиться на 30%. Такие неутешительные цифры назвали эксперты Института проблем ценообразования и регулирования естественных монополий НИУ "Высшая школа экономики". Такой расклад возможен, если перевести пригородных перевозчиков на самофинансирование и лишить субсидий из федерального и региональных бюджетов.
Сейчас курсирует 15 тыс. пригородных вагонов. Ежегодно из парка выбывает около 1 тыс. вагонов, его обновление составляет 2% в год. И если дело будет идти такими же темпами, на обновление уйдет 50 лет (срок службы вагона - 25 лет). Причина такого положения - в нехватке средств на закупку новых вагонов, поскольку перевозки электричками пока приносят железнодорожникам убытки. Частично они покрываются субсидиями из бюджета. В 2013 г. на электрички просили из госказны 25 млрд. Регионы, которые также должны софинансировать пригородные перевозки, выделили денег в 2 раза меньше, чем были обязаны.
7 пригородных пассажирских компаний пытаются через суды взыскать с девяти регионов задолженность в 1,4 млрд. На стадии согласования находятся пакеты документов для направления исков в арбитражные суды еще 12-ти компаний к 25-ти регионам на 5,7 млрд. По существующему сейчас варианту бюджета в ближайшие 3 года финансирование из госказны будет уменьшаться, в 2016-ом пригородные компании должны выйти на безубыточность.
Представители отрасли настаивают на том, что правительством должна быть одобрена долгосрочная система поддержки пригородных перевозок. И говорят о необходимости увеличения финансирования из федерального бюджета. Также железнодорожники напомнили, что до сих пор нет методики расчета экономически обоснованных тарифов, необходимых для точного расчета субсидий. Причем регионы должны иметь "окрашенные" деньги на электрички, как это уже делается со средствами дорожных фондов, считают эксперты. Пока губернаторы не привыкли, что электрички - это региональный транспорт, многие уверены, что пригородные поезда все равно будут ездить.
Как утверждает источник "РГ", сейчас есть 3 региона, попавшие в "черный список" перевозчиков. Железнодорожники не хотят работать на этих территориях. При этом пригородные компании, напомним, самостоятельно могут заключать договоры на перевозку и выбирать те маршруты, за которые им будут платить.
При выделении субсидий в 2014 г. до 12,5 млрд потребуется повышение тарифов для пассажиров в среднем на 50%, в 2015-ом при 6,25 млрд - более чем на 75%. По отдельным регионам стоимость билетов может вырасти еще более значительно.
Учитывая, что ежегодно в пригородном сообщении перевозится более 900 млн чел., результатом такого резкого повышения тарифов станет снижение экономической активности, возникновение социального напряжения, рост рисков нестабильного осуществления пригородных пассажирских перевозок, а также значительное снижение объемов инвестиций для пригородных железнодорожных перевозок.
В этих условиях, по предварительным оценкам пригородных компаний, размеры пригородного движения могут сократиться более чем в 2 раза.
Другим вариантом обеспечения стабильности пригородного комплекса может являться увеличение регионального субсидирования пригородных перевозок.
Однако, даже в условиях федерального субсидирования 99% стоимости услуг по использованию инфраструктуры, деятельность большинства пригородных пассажирских компаний убыточна: по итогам 2012 г. суммарный убыток, без учета прибыльных регионов, составил около 8 млрд, в этом году - 11,1 млрд, сообщает "РГ".
-
Вернуться
- на главную страницу
- к списку новостей
-
Вчера, 17:41Экономика
-
14 Дек, 11:48Экономика
-
12 Дек, 17:16Экономика
-
12 Дек, 11:55Экономика
-
11 Дек, 10:37Экономика
-
6 Дек, 16:02Экономика
-
5 Дек, 13:41Экономика
-
5 Дек, 13:19Экономика
-
4 Дек, 17:05Экономика
-
3 Дек, 15:36Экономика