В правительстве Саратовской области состоялось совещание под председательством Валерия Радаева по снижению государственного долга губернии. Участвовали представители Высшего экономического Совета при губернаторе, Союза товаропроизводителей и работодателей, депутаты облдумы, руководители надзорных органов.
По словам зампреда Высшего экономического Совета Юрия Зеленского, региональное хозяйство было принято командой Радаева в "крайне неэффективном состоянии": "За год правительство области провело титаническую работу по реструктуризации госдолга. Взятый бюджетный кредит позволяет сэкономить 170 млн на выплате процентных ставок". Структура госдолга изменилась в сторону уменьшения объемов коммерческих кредитов и увеличения бюджетных, которые год назад составляли 16,7%, теперь - 45,8%.
Министр финансов Александр Ларионов отметил, что утвержденный план по снижению долговой нагрузки на областной бюджет до 2016 года предусматривает умеренный рост долговых обязательств с ежегодным сокращением объема заимствований и снижением бюджетного дефицита. С 2016-го запланировано перейти к формированию профицитного бюджета с направлением превышения доходов над расходами на погашение банковских кредитов. Сейчас объем государственного внутреннего долга составляет 39,9 млрд или 78,2% от плановых назначений по доходам этого года.
По мнению экспертов, существует несколько "серьезных составляющих общего финансового процесса области, имеющих негативный характер". Зеленский обозначил начавшуюся тенденцию банковских заимствований муниципалитетами: "Берут Балаково, Балашов, понятно, что это со временем заставит региональный минфин увеличить объемы межбюджетных трансфертов в бюджеты муниципальных районов, так как у них не просматривается увеличение собственных доходов. За прошлый год сумма межбюджетных трансфертов по Саратовской области уже составила 4,5 млрд, в то время как в Самарской, Воронежской областях всего 2-3 млрд".
Экономисты отметили огромную диспропорцию между доходами и расходами жителей области. По уровню доходов на душу населения регион находится на последних местах в РФ, при этом на 20-30% ежегодно возрастают банковские вклады населения. В области присутствуют дилеры всех марок автомобилей, которые хорошо раскупаются, также как и водный транспорт.
Члены Совета утверждали, что регион живет не по средствам в части расходов на социальную политику. На каждого жителя области приходится 5,2 тыс. соцподдержки из бюджета. В Воронежской области, бюджет которой в 2012 г. был с профицитом, на жителя приходится 3,8 тыс. Юрий Зеленский подчеркнул, что значительная часть расходов ложится на обеспечение деятельности организаций соцобслуживания.
Участники совещания считают, что для быстрейшего изменения ситуации необходимо действовать в двух направлениях - роста доходов и оптимизации расходной части бюджета.
Обсуждалось развитие налоговой базы акцизов на товары, в первую очередь, на алкогольную продукцию, упорядочивание сборов взысканий - штрафов за нарушения ПДД. Особо была отмечена необходимость системной работы с крупными налогоплательщиками области. По словам министра экономического развития Владимира Пожарова, мониторинг и анализ показателей производственной и финансово-экономической деятельности предприятий ведется в постоянном режиме: "В каждом органе исполнительной власти есть планы по доходам предприятий реального сектора, что они курируют. У всех есть точки роста, по которым мы оцениваем их работу. 10 числа каждого месяца поступает информация, где рост или спад. Учитывая, что основная статья доходов бюджета - налог на прибыль, необходимо улучшить работу с крупными налогоплательщиками, чтобы предприятия могли расширить свое производство, а значит, заплатить больше налогов".
В качестве негативных факторов, влияющих на снижение доходной части областного бюджета, отмечалась выплата "серых" зарплат, отсутствие системной работы по выявлению теневых доходов, уход бизнес-структур от уплаты налогов и др. Представитель налоговой службы области проинформировал, что в прошлом году в правоохранительные органы было передано более 130-ти материалов по налоговым нарушениям.
Облправительство утвердило план по повышению роли имущественных налогов в формировании консолидированного бюджета. Считается, что его реализация позволит увеличить доходную часть от 1,5 до 2 млрд. По словам главы минэконома, с 50-ти до 86% увеличилась доля принимаемых налоговой службой данных Росреестра по земельным участкам, что, в конечном счете, даст увеличение налоговых поступлений от оформленной земли. Однако значительная часть земель по-прежнему остается формально бесхозной и сборами не облагается.
Чиновник привел пример влияния поступления налога на прибыль от консолидированных групп налогоплательщиков на доходы областного бюджета. В прошлом году вертикально-интегрированные предприятия, действующие на территории региона, заплатили налогов в объеме 3,2 млрд, и при планировании бюджета облминфин исходил из этих цифр. Между тем, прогнозный показатель уплаты налогов консолидированными группами налогоплательщиков в 2013 г. – лишь 2,4 млрд (выпадение доходов - 800 млн).
В сфере строительства и ЖКХ, отметил зампред Сергей Канчер, основную часть расходов составляют средства, которые необходимо направить на расселение людей из аварийного жилого фонда и предоставление жилья детям-сиротам, весьма затратны и другие статьи расходов - строительство объектов, ремонт дорог: "Стараемся развивать государственно-частное партнерство в строительстве, чтобы часть квартир передавать сиротам. Это уже даст сокращение расходов на приобретение жилья для них. Механизм ГЧП рассматривается и в строительстве соцобъектов, и в модернизации инфраструктуры ЖКХ".
Зампред Правительства области Александр Соловьев отметил, что в АПК есть резервы по повышению доходной части консолидированного бюджета - это, в первую очередь, оформление земель в собственность, повышение зарплаты сотрудникам сельхозпредприятий, что повлечет увеличение налоговых отчислений, есть резервы и по расширению производств пищевой и перерабатывающей промышленности.
В качестве мер по снижению бюджетных расходов участники совещания рассмотрели сокращение расходов на органы госвласти, на оптимизацию мероприятий целевых программ и "другое".
Глава региона поручил экономическому блоку обобщить данные по мерам увеличения доходной части бюджета и акцентировать внимание на резервах: "Необходимо четко обозначить наши действия, резервы есть - это акцизы на алкогольную продукцию, штрафы за нарушения ПДД. Мы получили по итогам фотофиксации нарушений на 10 млн, а возможны сборы до 500 млн. Есть регионы, где подобные сборы достигают 1 млрд и больше, нужно учесть штрафы экологические, и, конечно, оформление земли".
Губернатор дал поручение руководителям профильных министерств совместно с Высшим экономическим советом области проанализировать расходные части бюджета; вице-губернатору Денису Фадееву - рассмотреть предложения по сокращению административно-управленческого аппарата, как исполнительной власти, так и других структур, финансируемых из бюджета региона.
-
Вернуться
- на главную страницу
- к списку новостей
-
Вчера, 17:13Экономика
-
Вчера, 16:04Экономика
-
14 Ноя, 16:51Экономика
-
12 Ноя, 11:12Экономика
-
6 Ноя, 12:20Экономика
-
5 Ноя, 21:05Экономика
-
5 Ноя, 18:27Экономика
-
5 Ноя, 14:01Экономика
-
3 Ноя, 16:01Экономика
-
3 Ноя, 15:45Экономика