Глава Саратова Олег Грищенко прокомментировал участившиеся сравнения Саратова и Энгельса в плане благоустройства. В частности, он сказал:
"Когда Саратов критикуют за недостаточную работу в плане благоустройства, часто проводят параллель между нами и соседним Энгельсом и ждут объяснений, почему у нас не так, как у них. Если честно, я уже устал повторять: как можно сравнивать то, что сравнивать нельзя в принципе? Я бы понял, если бы Саратов сравнивали в этом плане с Самарой, Пензой, Волгоградом или каким-либо другим приволжским областным центром, сопоставимым с нами по численности населения, территории, инфраструктуре, объему налоговых и неналоговых доходов и так далее. Но нас почему-то сравнивают с райцентром, с которым ни по одному из этих параметров Саратов сравнивать нельзя. Как можно сравнивать Саратов и Энгельс, когда на территории нашего города можно разместить три Энгельса, и еще место останется?
Если же сравнивать с каким-то одним районом Саратова, сопоставимым по размеру, например, Ленинским, опять-таки непонятно, по какому принципу это делать? Придется учитывать все факторы, включая плотность населения (которая в Ленинском районе значительно выше, чем в Энгельсе), протяженность и степень изношенности коммуникаций (в Саратове они изношены на 80–90%), особенности рельефа (Саратов расположен на стыке трех ландшафтов, отметки рельефа в черте города колеблются от почти 300 м. до 15 м.) и так далее. Что с чем сравнивать и что на что делить? Но сравнивают. Логика примерно такая: "В огороде бузина, значит, в Киеве – дядька".
Кроме того, сегодня почему-то о развитии муниципального образования, эффективности деятельности его руководства пытаются судить, опираясь только на критерии благоустройства. Не спорю, это важный показатель для формирования комфортной городской среды, но далеко не единственный. Какой-нибудь небольшой поселок может быть благоустроен даже получше Энгельса, в нем может быть больше техники в пересчете на тысячу человек населения, обе имеющиеся улицы могут убираться регулярно, везде будут посажены цветы, но это не значит, что там полностью обеспечены комфортные условия для жизни населения. Обратите внимание, сколько жителей Энгельса учатся, работают и проводят свой досуг в Саратове, каждый день к нам едут десятки тысяч человек. Не мы едем к ним, а они – к нам. Это говорит о многом, и, в первую очередь, по моему мнению, – об уровне развития муниципального образования.
Оценивая уровень развития той или иной территории, я бы начал с налогового потенциала, который напрямую связан с производственным потенциалом соответствующего муниципалитета. Собственное, местное производство – это то, на что сегодня нам необходимо обратить самое пристальное внимание и приложить все усилия для его развития. И не секрет, что налоговый потенциал субъектов сосредоточен, в основном, в крупных муниципальных образованиях (городах). При этом очевидно, что именно в городах аккумулируются основные источники налогов и сборов и что именно города являются основой формирования налогового потенциала региона.
Напомню, в 2013 году с Саратова собрано налогов и сборов в размере 80,2 млрд, что составляет более 70% от всех налогов и сборов, собранных с Саратовской области. При этом со всего Энгельсского района, а не одного Энгельса в 2013 году собрано 10,5 млрд. Думаю, излишне здесь что-то комментировать, тем более сравнивать.
Но, как я уже неоднократно говорил, из всего объема собранных с Саратова налогов и сборов, в городской бюджет в 2013 году поступило только 8,6%. В 2014 году ситуация ухудшилась. В результате, к сожалению, в этом году мы были вынуждены несколько сократить бюджетные ассигнования на благоустройство города, на ремонт и содержание улично-дорожной сети. Это связано с тем, что в этом году Саратов недосчитался почти 2 млрд в доходной части бюджета как в связи с изменениями бюджетного законодательства РФ (уменьшен норматив поступлений в местные бюджеты от НДФЛ, с соответствующим увеличением доходной части региональных бюджетов), так и в связи с утверждением новых результатов кадастровой оценки земельных участков на уровне правительства Саратовской области.
Напомню, кстати, почему-то по новым результатам средневзвешенный удельный показатель кадастровой стоимости земель для земельных участков, предназначенных для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок в Саратове оказался ниже аналогичного показателя в Энгельсском районе более чем на 10%.
В результате такого существенного сокращения доходов бюджета мы не можем обеспечить необходимый объем средств муниципального дорожного фонда, и в этом году саратовские дороги ремонтировать не будем, проведем только ямочный ремонт. Как я уже сказал, сократили и объемы ассигнований на благоустройство города. Наш бюджет ежегодно является социально ориентированным, порядка 60% от общего объема расходов мы направляем на социальный блок, и мы не можем, не имеем права сокращать расходы на социальную сферу. В то время как в Энгельсе значительно меньше учреждений социальной сферы муниципального уровня, и он несет несоизмеримо меньшие бюджетные расходы на это направление. К примеру, насколько я располагаю информацией, расходы на сферу образования в Энгельсе составляют лишь 2,4% от общего объема расходов городского бюджета. В таких условиях, естественно, Энгельс может себе позволить выделять на благоустройство (в процентном соотношении) значительно большие средства, чем мы.
Да, Саратову поступают субсидии и субвенции из областного и федерального бюджетов, но они носят строго целевое назначение, и мы не можем распоряжаться ими по своему усмотрению. Помимо социальных проблем, Саратову необходимо поддерживать в рабочем состоянии огромное и очень сильно изношенное городское хозяйство, срочно ремонтировать аварийные коммуникации, поддерживать МУП "Саратовводоканал" и "Саратовгорэлектротранс", которые находятся на грани банкротства, расселять ветхое жилье (которого в Саратове в разы больше, чем в Энгельсе) и так далее. Все помнят, какие последствия для населения вызывала авария на ВК-3 или порыв водовода в Ленинском районе, мы обязаны не допустить такого в будущем. Ассигнования, заложенные в бюджете Саратова на данные цели, ничтожно малы, и сокращать их еще больше, по моему мнению, просто преступно.
Таким образом, для приведения в соответствие с бюджетным законодательством РФ параметров бюджета города (дефицит бюджета не может превышать 10% утвержденного общего годового объема доходов местного бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений), остается одно – сокращать расходы на благоустройство. И заметьте – мы не возмущаемся, хотя понимаем, что данные обстоятельства не способствуют улучшению городской среды Саратова. Мы работаем с областью в одной команде. Знаете, как в семье, чтобы был лад, каждый в чем-то должен уступать другому. Пока уступает только город.
Сейчас снова обсуждается вероятность объединения Саратова и Энгельса в единую агломерацию. Если это будет экономически целесообразно, может, это и неплохой вариант, но надо спросить жителей Энгельса, согласны ли они разделить нашу участь и тянуть лямку основного донора регионального бюджета. Кстати, если донора не кормить, а только брать у него кровь, он долго не протянет, а мы еще пока держимся на ногах, изыскивая внутренние скудные резервы".
-
Вернуться
- на главную страницу
- к списку новостей
-
Сегодня, 18:02Политика
-
Вчера, 14:48Политика
-
19 Ноя, 17:39Политика
-
14 Ноя, 09:06Политика
-
11 Ноя, 18:39Политика
-
6 Ноя, 18:19Политика
-
6 Ноя, 13:27Политика
-
6 Ноя, 12:52Политика
-
6 Ноя, 11:52Политика
-
2 Ноя, 10:09Политика