Как уже сообщалось, Госдума приняла в третьем чтении закон, предусматривающий повышение налога на добавленную стоимость с 18-ти до 20%.
Кандидат экономических наук, заведующая кафедрой ПИУ РАНХиГС Александра Титова считает, что с точки зрения государства этот шаг оправдан, т.к. НДС является самым собираемым налогом в налоговой системе РФ: "К положительным моментам такой настройки налоговой системы можно отнести увеличение поступлений в бюджетную систему РФ в краткосрочном периоде, что позволит решить проблемы дефицита бюджета, однако, существует риск негативного влияния повышения ставки НДС на экономический рост, т.к. может привести к сокращению прибыли компаний.
Кроме того, повышение ставки НДС будет оказывать негативное влияние на инвестиции объем и качество которых в последние годы оставляют желать лучшего. Так, инвестиции в основной капитал, по данным статистики, в последние годы снижаются.
Одним из условий привлечения инвестиций, помимо прочих, является стабильность налоговой системы, а в условиях постоянной ее настройки, в т.ч. увеличения ставки НДС, повышение инвестиционной привлекательности РФ может быть сложно выполнимым. Поэтому кратковременное увеличение доходной части бюджета, в результате повышения базовой ставки НДС, может в дальнейшем негативно сказаться на основных макроэкономических показателях страны.
В отношении малого и среднего бизнеса, использующего специальные налоговые режимы, можно отметить сложности с зачетом НДС (с которыми сталкиваются компании и ИП и в настоящее время), что может повлечь за собой потери конкурентных преимуществ по сравнению с крупным бизнесом, имеющим возможность производить налоговые вычеты по НДС. Однако, это не означает, что крупному бизнесу повышение ставки НДС будет выгодно, т.к., вероятнее всего, будет наблюдаться снижение прибыли, особенно в отраслях с высокой добавленной стоимостью. По прогнозам "Деловой России", в машиностроении, например, фискальная нагрузка может вырасти на 25%, сто существенно снизит инвестиционную привлекательность отрасли. Сокращение прибыли, в свою очередь, приведет к сокращению поступлений от налога на прибыль организаций, а от этого в первую очередь пострадают бюджеты субъектов федерации, которые в значительной мере зависят от поступлений этого налога.
Повышение ставки НДС ставит в более сложные условия производства с высокой долей добавленной стоимости, в т.ч. обрабатывающие производства в связи с ростом цен на их продукцию, по сравнению с предприятиями добывающих отраслей, продукцию которых данный налог почти не затрагивает. В этой связи попытки уйти от сырьевой зависимости будут слабо реализуемы.
Повышение приведет к росту цен как минимум на 2%, т.к. НДС включается в цену товаров, что может привести к сокращению платежеспособного спроса.
Параллельно с вопросом о повышении ставки НДС рассматривался и вопрос о снижении ставки по страховым взносам. Принятое решение о снижении ставки страховых взносов до 30% (22% - ПФР; 2,9% - ФСС; 5,1% - ФФОМС) значительного влияния не окажет, т.к. есть льготная ставка 30%, действие которой прекращалось в 2021 г. Т.е. фактически ставка страховых взносов для работодателей осталась неизменной.
Таким образом, новый этап настройки налоговой системы поможет органам власти решить краткосрочные проблемы с формированием доходной части бюджета, однако, в долгосрочной перспективе возникает необходимость поиска таких экономических инструментов, которые позволили бы нивелировать негативные последствия изменения ставки НДС для экономики страны и благополучия граждан".
-
Вернуться
- на главную страницу
- к списку новостей
-
20 Ноя, 17:13Экономика
-
20 Ноя, 16:04Экономика
-
14 Ноя, 16:51Экономика
-
12 Ноя, 11:12Экономика
-
6 Ноя, 12:20Экономика
-
5 Ноя, 21:05Экономика
-
5 Ноя, 18:27Экономика
-
5 Ноя, 14:01Экономика
-
3 Ноя, 16:01Экономика
-
3 Ноя, 15:45Экономика