"Российский союз автостраховщиков" направил в Госдуму ответ на запрос комитета по финансовому рынку о финансовом результате страховых компаний по ОСАГО. С 2003-го по 2017 г. при допустимом в соответствии с законом об ОСАГО уровне рентабельности в 5% она составила 0,7%.
"Многие ошибочно полагают, что страховые компании, работающие на рынке ОСАГО, зарабатывают огромные барыши. Связано это с тем, что мало кто знает структуру работы страховых организаций. Дело в том, что финансовые показатели страховой компании - это не только собранные премии и выплаченные деньги пострадавшим за тот или иной период. Есть еще и другие, не менее важные, аспекты формирования финансовой базы страховых компаний", - говорит юрист Сергей Смирнов.
Согласно представленным "РСА" данным, объем страховых премий за 2003-2017 годы составил 1,7 трлн руб. По правилам, установленным регулятором - Банком России - для обеспечения текущих страховых возмещений по договорам ОСАГО предусмотрено, что из 100% страховой премии 20% закладывается на расходы на ведение дел (339,5 млрд), 3% составляют резервы компенсационных выплат, отчисляемые страховыми организациями в РСА (50,9 млрд).
Выплаты за этот период составили более 1 трлн. Из них 38,7 млрд - средства на возврат страховой премии, которую страхователь вправе получить в случае досрочного расторжения договора ОСАГО в течение всего срока действия договора и по его окончанию.
Также страховые обязаны формировать резервы на будущие выплаты по договорам прошлых периодов, которые сегодня составляют 180 млрд.
Страховые организации обязаны выплачивать налог на прибыль (за 10 лет - 20,2 млрд в 2015-2017 годах страховые компании прибыли по ОСАГО не получали).
По приблизительным оценкам "РСА", недобросовестными страховщиками было выведено примерно 24,4 млрд (то есть они получили премии по договорам, но не выполнили своих обязательств перед страхователями).
"Если посмотреть детализированные данные, то вполне может оказаться, что в ряде субъектов РФ размер выплат существенно (более чем на 100%) превышает размер страховых премий. Особенно это касается "проблемных" регионов, где наблюдается не только повышенная аварийность, но и серьезный риск мошеннических действий. Все это так или иначе влияет на рентабельность деятельности страховщиков, заставляя их сокращать, а то и сворачивать свое присутствие в сегменте ОСАГО. Это накладывается на тенденцию к консолидации отрасли, которая в последние годы заметно усилилась ввиду действия общеэкономических факторов. В результате, учитывая низкорентабельность ОСАГО, а также связанные с ним риски, по сути дела этот сегмент автострахования остается для самых "стойких" и крупных страховщиков, которые тоже с каждым днем имеют все меньше причин работать в этой сфере", - считает Андрей Кинякин, партнер Akteon Strategy Consulting.
Даже без учета показателей по отдельным регионам, несмотря на период, когда рентабельность по операциям автогражданки составляла 5% и даже выше, последние кризисные годы ОСАГО свели на нет положительные результаты прошлых лет и вогнали отрасль в финансовую яму. Именно из-за этого результат такого длительного (14 лет) периода работы рынка оценивается как нулевой. И именно поэтому страховщики так ратуют за либерализацию тарифов ОСАГО, которая позволит им компенсировать убытки, не повышая тарифы для всех пользователей. При чем речь не идет о сверхприбыли. За счет примерно 17% нарушителей и мошенников, которые начнут платить по своим счетам, рынок будет стабилизирован, считают в "РСА".
-
Вернуться
- на главную страницу
- к списку новостей
-
Вчера, 17:13Экономика
-
Вчера, 16:04Экономика
-
14 Ноя, 16:51Экономика
-
12 Ноя, 11:12Экономика
-
6 Ноя, 12:20Экономика
-
5 Ноя, 21:05Экономика
-
5 Ноя, 18:27Экономика
-
5 Ноя, 14:01Экономика
-
3 Ноя, 16:01Экономика
-
3 Ноя, 15:45Экономика