Совет при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека провел специальное заседание, посвященное вопросам соблюдения принципов открытости и законности в учреждениях уголовно-исполнительной системы.
Среди прочего, было сказано: "В последнее время в СМИ и соцсетях участились сообщения о случаях насилия и бесчеловечного обращения в УИС.
Численность подозреваемых, обвиняемых и осужденных, содержащихся в учреждениях УИС, снизилась с 702 тыс. в 2012 г. до 568 тыс. в 2018-го. Но, несмотря на снижение численности тюремного населения в России, этот показатель по-прежнему остается избыточным. По пенитенциарному индексу (количество заключенных на 100 тыс. жителей) Россия находится на 14-ом месте в мире и на первом - в Европе. Тюремное население Российской Империи при численности населения страны в 170 млн чел. никогда не превышало 180 тыс.
Это обусловлено не столько частотой назначения наказания в виде лишения свободы, сколько его сроками. Лишь 24% осужденных назначен срок наказания до трех лет, основная часть отбывает 3-5 лет (23%) или 5-10 лет (35%), 18% - свыше 10 лет. Для сравнения, срок лишения свободы менее трех лет в странах Совета Европы отбывает в среднем 40% заключенных (из них в среднем 13% - менее года), от 3 до 5 лет – 17,8%, от 5 до 10-ти - 20,5%.
Большая часть из 568 тыс. заключенных, в основном людей трудоспособного возраста, оказываются исключенными из производительного труда в условиях неблагоприятных демографических тенденций. Длительная изоляция осужденных от общества не только не способствует предупреждению новых преступлений, а, напротив, обусловливает высокий риск рецидива; становится психологическим, социальным и экономическим испытанием для членов семей осужденных.
Чрезмерное число заключенных во многом обусловлено особенностями действующего уголовного закона, который криминализирует малозначительные и неопасные деяния, дает возможность применять уголовно-правовые меры для разрешения гражданско-правовых споров, устанавливает неоправданно жесткие наказания за ненасильственные преступления.
Успешное реформирование УИС в нашей стране возможно только при существенном сокращении численности заключенных. При этом такое сокращение имеет смысл в том случае, если в обозримом будущем это не повлечет сокращения численности сотрудников УИС и снижения ее финансирования. В свою очередь, сокращение численности заключенных может быть достигнуто путем более систематического применения Госдумой института амнистии, существенного расширения практики помилования (в 2014 г., например, было помиловано 2 человека, а в 2000-ом - 12 836), а также исключения случаев взятия под стражу подозреваемых и обвиняемых в случаях, когда возможно применение других мер пресечения.
Ситуация с соблюдением прав человека в учреждениях УИС не может быть оценена как благополучная. Из ряда регионов поступает информация о применении в отношении подозреваемых, обвиняемых и осужденных пыток, жестокого и унижающего обращения. Выявляются случаи, когда отдельные сотрудники УИС вместе с представителями криминального мира создают систему поборов и издевательств над заключенными. Особое внимание привлекают территориальные органы УИС Белгородской, Владимирской, Кировской, Пензенской, Саратовской, Омской, Ярославской областей, Красноярского края, Мордовии.
Не может быть более терпима ситуация, когда наша страна занимает в статистике ЕСПЧ первое место по констатациям нарушения ст. 3 Европейской конвенции о правах человека (пытки, бесчеловечное и унижающее человеческое достоинство обращение и наказание). Более половины всех констатированных Судом нарушений по этой статье ЕКПЧ приходятся на Россию, причем, в основном по причине переполненности СИЗО и ненадлежащего качества тюремной медицины.
Распространенной продолжает оставаться практика, когда взыскания на осужденных налагаются по малозначительным и надуманным поводам, искусственно превращая в нарушителей осужденных, которые стремятся к исправлению и достижению иных целей наказания.
Органами прокуратуры зачастую допускается формализм и поверхностность при проверке обращений заключенных и правозащитников, а в некоторых случаях предпринимаются меры реагирования, направленные на ухудшение положения осужденных и обвиняемых. В органах Следственного комитета России и МВД России проверка материалов по обращениям лиц, содержащихся в учреждениях УИС, о совершенных в отношении них преступлениях, зачастую поручается наименее опытным сотрудникам, а контроль за принятием обоснованного процессуального решения отсутствует.
Совет отмечает, что многие конфликтные ситуации в колониях, развивающиеся затем в акции массового неповиновения, связаны с тем, что в этих колониях сохранился т.н. "актив" - приближенная к администрации организованная группа осужденных, как правило, осужденная за особо тяжкие преступления, используемая администрацией учреждения для оказания давления на основную массу осужденных в целях выполнения требований администрации учреждения.
Рабочими местами обеспечены лишь около 40% заключенных, причем часто это рабочие места низкого качества и не позволяют развивать и поддерживать востребованные за пределами исправительных учреждений навыки, не всегда соответствующие требованиям техники безопасности, с оплатой труда существенно ниже, чем на воле. Не удалось покончить с ситуацией, когда за работу в течение полного месяца при 8-дневной рабочей неделе осужденные получают на лицевой счет денежные средства, которые существенно меньше МРОТ, хотя по законодательству удерживается не более 25% заработной платы".
Итогом заседания стали рекомендации Совета.
-
Вернуться
- на главную страницу
- к списку новостей
-
Вчера, 19:21Общество
-
Вчера, 18:54Общество
-
Вчера, 17:53Общество
-
Вчера, 17:38Общество
-
Вчера, 17:28Общество
-
Вчера, 17:04Общество
-
Вчера, 16:48Общество
-
Вчера, 16:43Общество
-
Вчера, 16:14Общество
-
Вчера, 15:29Общество