- A
- +A
- +A
"Собибор". Заметки киномана
- 12:03, 8 мая 2018
- Комментариев[9]
Насколько можно считать спойлером рассказ о том, что случилось 75 лет назад и что можно найти простейшим поисковым запросом? Вопрос спорный. Но лагерь смерти Собибор, действовавший на территории Польши с весны 1942 по 15 октября 1943, — мягко говоря, не самая известная страница истории в наших широтах. Так что, пожалуй, оставим финал сюрпризом для тех, кто не в курсе.
Начало фильма, хотя уже и начинает некоторые сюжетные линии, фактически является кратким историческим экскурсом в то, как работали лагеря смерти. От приезда и до дезинфицирующего душа. А потом для оставшихся начинается ад.
Но среди новоприбывших есть офицер Красной армии Александр Печерский (Константин Хабенский "Ночной дозор", "Географ глобус пропил"), а в лагере готовят побег. Каков шанс, что все закончится не так, как в других фильмах про концлагеря?
Это не первый фильм про Собибор. Есть документальный "Собибор, 14 октября 1943 года, 16 часов", есть британско-югославский "Побег из Собибора" с Рутгером Хауэром в главной роли. И надо сказать, что новая версия — довольно щадящая. Особенно, по сравнению с документальным кино. То, что исторические события подверглись довольно большой корректировке, можно объяснить требованиями кино. А вот интерпретация останется на совести создателей.
Потому что в фильме про Холокост(!) многострадальному еврейскому народу отдана не самая привлекательная роль мешать и сдерживать своего советского Моисея (это, кстати, первая и единственная шутка в фильме). Печерский тут весь такой герой, который хочет спасти непременно всех, но реальность несколько циничнее — веник сломать сложнее, чем палку. Многим уже этот фильм захочется как можно быстрее вытеснить из сознания, а ведь настоящая история и роль в ней Печерского еще менее привлекательна. И уж точно меньше наполнена нашим патриотизмом сорта "9 мая на носу".
В картине слишком много сюжетных линий. Дебютирующий в режиссуре Константин Хабенский за ними не поспевает. Поэтому они начинаются то тут, то там, обрываются на полуслове и никак не способствуют работе актеров, которым и так сценарий предлагает немного. Но мужским персонажам хотя бы реплик побольше положено. Женщинам же... Слоган фильма: "Подвиг, который мы забыли". А знаете, что мы ещё забыли? Вторая Мировая — это не только война мужчин, и в концлагерях были не только мужчины. Хватит стирать из истории женщин! В "Собиборе" три заметные героини (все они второго, а то и третьего плана). Михалина Ольшанска из скандальной "Матильды" на экране минут пять. Мария Кожевникова из "Батальона" имеет три реплики на весь фильм и просто молча стоит в кадре. А третья (шведская актриса Фелисе Янхель) — это одна из героинь, которые встречаются в современном отечественном кино с отвратительной регулярностью. Она задает герою глупые вопросы в духе: "Зачем тебе это?" И всех их можно запросто вырезать из почти двухчасовой ленты, и сюжет абсолютно не пострадает.
И все это не только нечестно, это еще и фильм не красит! Один из способов сделать фильм о концлагере, который заставляет испытывать подлинное сочувствие, а не эмоциональный рефлекс, — прописать внятных героев. Ну, хотя бы одного героя, как в "Пианисте"! Наше военное кино обычно идет по этому пути. Но Хабенский замахнулся-таки на "Список Шиндлера". Вышло два часа кошмара и психопатов, потому что он не Спилберг.
Единственный выход — считать главным героем лагерь, а не людей в нем. Тогда фильм будет смотреться лучше. Атмосферу-то передали хорошо. Лагерь мрачный, он давит и душит, а часть видеоряда и саундтрек традиционно поэтичны. В последнее время модно снимать красивые пейзажи параллельно с ужасами нацизма, как в "Дюнкерке". Оттуда же, кстати, позаимствовали и часть приемов.
Это кино не хочется ругать, потому что тема важная, историческое событие не сильно известное, и вообще, видно, что люди старались... Но. И вот это "но" неизбежно, потому что Хабенский взялся за сложный материал и сложный ритм. Делать медленное кино — это не так просто, как кажется. Оно требует еще больше усилий и навыков, чтобы сохранить напряжение, а еще крепкий сценарий и безупречное чувство ритма при монтаже. Такое и не каждому опытному режиссеру под силу, а уж дебютанту...
Причем, сравнения с Козловским и "Тренером" хочется избежать, но... Как часто у нас сталкиваются в прокате работы двух актеров, которые дебютируют в режиссуре и играют главную роль в своей первой картине? Конечно, это слишком разный жанр и темы. Но Козловский лучше знает, что делает, именно как режиссер. А главная заслуга новоиспеченного режиссера Хабенского — что он вообще взялся про такое рассказать.
"Собибор", трейлер
Ну, хорошо, еще ему удалось-таки доступно продемонстрировать, как риторика нацистов в отношении евреев позволяет им низводить живых людей, которые такие же, как они, до уровня объектов. (Кристофер Ламберт тоже делу не вредит, конечно). Еще порадовал многонациональный состав, где люди говорят на разных языках, и это слышно в дубляже. И некоторые актеры все-таки умудрились создать запоминающиеся образы при минимуме средств и экранного времени. Но в целом, фильм затянут, ритм выдержан плохо, и смотреть это стоит только в целях "повышения образованности"(с).
К слову об образованности! "Собибор" — страшное и тяжелое кино. Не потому, что оно заставляет сопереживать героям, они здесь слишком никакие для этого. Оно просто запугивает отдельными сценами и не брезгует показывать груды тел в газовых камерах, кровь и всяческую натуралистичную жестокость. У фильма рейтинг "12+", но это лукавство и политика протекционизма для увеличения сборов отечественного кино. Поэтому, дорогие и уважаемые родители, если вашим детям меньше 16, им нечего делать на сеансе этой картины. Хотите поднять ему или ей патриотический дух? Включите советское кино. Хотите показать про концлагерь? Покажите "Жизнь прекрасна" Бениньи или "Мальчика в полосатой пижаме". Если уж вы непременно хотите травмировать ребенку психику в воспитательных целях, выберите что-то... более подходящее по возрасту. А то все вытеснится и толку никакого не будет.
-
Вернуться
- на главную страницу
- к списку материалов
-
05.12.2025, 14:55
"Умри, моя любовь": Дженнифер Лоуренс и Роберт Паттисон. Заметки киномана
Дженнифер Лоуренс возвращается к истокам - к арт-хаусному кино и изображению безумия. Выходит очень на любителя.
-
28.11.2025, 16:59
"Иллюзия обмана 3" и магия кассовых сборов. Заметки киномана
Третья часть франшизы про благородных фокусников выходит в прокат после почти десяти лет перерыва. Она собирает в прокате миллиард рублей меньше чем за две недели, и становится самым кассовым зарубежным фильмом в российском прокате за 2025 год. Это что за чудеса такие?
-
14.11.2025, 15:41
"Бугония". Эмма Стоун и теории заговоров
Сезон кинонаград плавно начинается, а значит, пришло время смотреть фильмы, которые, скорее всего, будут претендовать на разные золотые статуэтки в этом году. Например, новую работу Йоргоса Лантимоса с Эммой Стоун в главной роли.
-
07.11.2025, 18:16
"Дорогой Вилли": как Брежнев и пара чудаков спасали мир. Заметки киномана
Создатели сериала, конечно, рассказывают, что всё основано на самых-пресамых реальных событиях, хотя по настроению это больше похоже на новогодний капустник на тему шпионских триллеров. Но, как говорится, это не баг, это фича.
-
31.10.2025, 13:51
"Алиса в Стране Чудес". Заметки киномана
Эта экранизация Льюиса Кэрролла, а на самом деле аудиопостановки со стихами и музыкой Высоцкого, - как дешевая кукла. Издалека красивая, а вблизи - тонкий полый пластик.
-
05.12.2025, 14:55
"Умри, моя любовь": Дженнифер Лоуренс и Роберт Паттисон. Заметки киномана
Дженнифер Лоуренс возвращается к истокам - к арт-хаусному кино и изображению безумия. Выходит очень на любителя.
-
01.12.2025, 14:49
"Галактика" победителей. Как в регионе работает образовательная площадка для одаренных детей
Два года в Саратовской области работает Региональный центр выявления, поддержки и развития способностей и талантов детей и молодежи. Он является частью российской сети образовательных центров, которые называют "Мини-Сириусы". Это такие же площадки для одаренных детей, как в сочинском "Сириусе", только на уровне территорий. Главный образовательный центр для талантливых школьников страны курирует региональную сеть учреждений и делится с ними своими технологиями.
- Неделя
- Месяц
