Выбор редакции
Комментарии
увеличить шрифт
  • A
  • +A
  • +A

"Закрытая" школа. Как в Саратове уходят от проблем общего образования

  • 11:14, 22 мая 2019
  • Комментариев[10]
Так сложилось, что сразу несколько моих знакомых со своими детьми разных возрастов участвуют сейчас в школьной приемной кампании. Каждому из них досталось по проблеме среднего российского образования, а то и по две. Одни столкнулись с низким уровнем преподавания в рядовых школах, другие оказались практически без выбора (в радиусе двух километров не нашлось достойного их способного ребенка заведения), третьи решили спастись бегством от школьного буллинга (потому что никто с травлей в школах и даже гимназиях не борется), а четвертые оказались неприятно удивлены правилами приема в заведения, которые имеют статус топовых.
"Закрытая" школа. Как в Саратове уходят от проблем общего образования

Конечно, каждый из этих вопросов требует отдельного и подробного разговора. Вот, например, на днях в сети появилось видео о буднях детского сада. Там на прогулке малыши ногами избивали своего сверстника, а воспитатель неохотно и лишь время от времени останавливала драку. А на следующей ступени образования в большинстве случаев никто и не пресекает травлю. Школьник терпит издевательства и даже родителям боится сказать о своем положении изгоя. 

Подробности приема в гимназии и лицеи тоже достойны обсуждения. В некоторых из заведений установлены четкие правила поступления, особенно для среднего звена, - устанавливается проходной балл, который начисляется по результатам экзаменов и за победы в олимпиадах и прочих конкурсах. При этом есть образовательные учреждения, позиция администрации которых вызывает у родителей недоумение. Здесь даже разговор о принципе отбора детей невозможен, потому что его чрезвычайно сложно определить. Это как в случае с банковским кредитом - клиенты в рассмотрении заявки на займ не участвуют и им о причинах отказа не сообщается. 

И этих страстях (порой не менее жарким, чем при поступлении в вуз) присутствует и отчаяние, и растерянность, и досада. На фоне этой картины особенно радикальными и самостоятельными выглядит решения родителей, которые избавили своих детей от вступительных экзаменов (хотя бы в малолетнем возрасте) и себя от проблемы выбора школы. А также от дальнейших сложных вопросов, связанных с устаревшей, а потому несовершенной, системой отечественного образования. Речь идет о тех, кто вообще решил обойтись без школьного обучения. И если раньше на систему семейного образования (предусмотрена законодательством) чаще всего переходили после продолжительной болезни (отстали от программы, а потом поняли, что быстрее и проще учиться дома), в связи с конфликтом в классе (либо с детьми, либо с учителем) или из-за психологических особенностей ребенка, то теперь вариант семейного обучения выбирают задолго до 1 сентября и по причине перекосов, недальновидности, косности классической системы. 

Мама ученицы семейной школы Ирина Мангушева говорит: "Все, наверное, видели ролик о том, как девочка решает задачу про огурцы и грибы. Ребенок в истерике, родители на взводе. Где здесь радость познания и удовольствие от открытий? Только скандалы по вечерам из-за уроков и нежелание учиться. Я решила, что избавлю от этого себя и своего ребенка. Очень рада, что сделала правильный выбор. Сегодня это уже очевидно. Мы заканчиваем первый класс, и дочка с удовольствием идет в школу, расстраивается, когда наступают каникулы, и показывает очень хорошие результаты".

Фотобанк СарБК

Кстати, со временем поводов для критики семейного образования заметно поубавилось, потому что этот формат получил если не количественное, то качественное развитие. То есть, сегодня стали почти безосновательными разговоры от отсутствии социализации детей, которые находятся на семейном обучении. Ведь чаще всего ребята занимаются в группах (пусть в небольших, но малочисленные классы всегда приветствовались и в классической школе). Отсутствие дисциплины? Тоже тема вчерашнего дня. Потому что сегодня "семейные" дети учатся, грубо говоря, не в пижаме и не после того, как проснулся в 12 часов, а в оборудованных для этого помещениях, куда надо добраться. А там есть и распорядок дня, и звонки на урок, и школьная форма, и домашнее задание. Все, как в обычной школе, только намного лучше.  

Что касается масштабов этого формата, то рост его популярности заметен в сети. Появились ресурсы для родителей-практиков семейного образования, форумы, группы в соцсетях. Бизнес тоже отреагировал и предлагает услуги для обеспечения учебного процесса (в помощь родителям-учителям): видеоуроки, консультации, тренажёры, тесты, домашние задания, даже оценки в журнал можно выставить при желании. Можно заниматься с учителем или самостоятельно, можно просто подтянуть знания или учиться с перспективой получения аттестата государственного образца. Цены в онлайн-школах находятся в диапазоне от 800 до 15 000 руб. (персональные занятия) за месяц. 

На начало этого учебного года, в Саратове и Энгельсе, по некоторым оценкам, на семейном обучении находилось более 100 детей. Психолог Ирина Елшанская говорит, что в Саратове сегодня работает четыре семейные школы. Кстати, и она из ряда сторонников семейного образования в прошлом году перешла в отряд практиков. То есть, в сентябре прошлого организовала семейную школу, в которую вместе с ее сыном ходят еще 11 детей. Ирина рассказывает: "Я работаю психологом в школе и занимаюсь проблемами детей подросткового возраста. А до этого я работала консультантом и встречалась со взрослыми людьми, которые получили детские травмы в школе, колледже. И именно поэтому их жизнь сложилась не так, как они хотели. Я поняла, что если изначально сделать детство более счастливым, то в дальнейшем психологи не понадобятся. У людей будут ресурсы для того, чтобы самостоятельно выйти из сложных ситуаций. К конкретному проекту я приступила, когда моему сыну исполнилось 6 лет. В детском саду ему стало не интересно, потому что я занималась с ним буквально с пеленок разными программами. Я стала думать о школе для него, узнала о возможности семейного образования и приняла решение". 

Фотобанк СарБК

Формат семейного обучения стал идеальным для Ирины Елшанской потому, что он позволяет пригласить для обучения любого педагога и дает возможность принимать активное участие в учебном процессе родителям. Известно, что успех обучения в начальной школе на 99% обеспечивает личность педагога (его методики, опыт, принципы работы). Говорят, не важно в какой школе вы будете учиться, главное то, каким будет учитель. А этот выбор Ирина сделала еще за несколько лет до рождения ребенка, он пал на Наталью Качковецкую. К сегодняшнему дню она стала еще более титулованным профессионалом - это победитель приоритетного национального проекта "Образование", победитель конкурса "Лучший учитель России-2015", лучший учитель 2014 года в Саратове, автор ассоциативно-знаковой модели обучения, опубликованной в Международном образовательном сборнике. Она владеет ТРИЗ-педагогикой, технологией критического мышления, технологией системно-деятельного подхода. А родители ценят ее не только за высокий уровень успеваемости в классе (аттестацию дети проходят в к школам по месту прописки), но и за предельно деликатное и трепетное, словом, профессиональное отношение к личности ребенка. 

Урок этого учителя превращается в бесконечное удивление самостоятельности детей  - они выходят к доске без всякого напоминания наставника, а просто потому, что сочли нужным сделать акцент на какой-то услышанной информации (поставили стрелочки, начертили фигуры, получили похвалу и вернулись на место). В педагогике принято называть высшим пилотажем урок, которым управляют ученики. А еще впечатляет огромное число авторских придумок, приспособлений, схем (называется дидактическим материалом), которые помогают усваивать и запоминать материал. Кажется, что в этом кабинете мысли расположились на каждом шагу. И очень неклассическая обстановка царит на уроке благодаря раскрепощенности детей в самом хорошем смысле слова. Например, говорят на уроке о словах, обозначающих действия предметов (старшие школьники называют их глаголами). Произнесли слово "бегать" и один из мальчишек захотел показать как это происходит - обежал класс и сел на место. Никто на это не обратил внимание, урок шел своим чередом. Разве что еще один маленький спортсмен, продемонстрировал отжимания прямо около своей парты. И мальчишки, и все остальные остались очень довольны собой. 

А если кто-то из детей во время урока утомится, он может прилечь на маленькую подушку и слушать материал в такой позе. От настроения детей и звонки даются. Здесь сокращают урок, если малыши устали и продлевают, если перерыва не требуется. А по итогам работы на уроках детям вручают "переходящие вымпелы" с гравировкой "Я радость и гордость семьи", "Я сегодня самый лучший". Вообще, на похвалу здесь не скупятся. Работает и своеобразная карта успеха. В зависимости от удачных ответов, ребенок получает статус "исследователя", "эксперта", "открывателя". Это фиксируется на доске в холле, чтобы видели родители. Действует в качестве стимула и приема для закрепления материала (родители ведь интересуются подробностями, а дети рассказывают и запоминают). Для этой же цели придуманы "удивляшки" (дети рассказывают родителям то, о чем узнали и чему удивились)

На вопрос о том, как Наталья Качковецкая решилась на участие в этом проекте (параллельно она ведет четвертый класс в общеобразовательной школе), учитель ответила: "Я 24 года работаю в школе, но время движется, диктует новые веяния, вносит новые требования. Я поняла, что моя задача - просто быть с детьми и мне это очень нравится. Но, к сожалению, работа учителя в школе требует выполнения другой работы. У меня подрастает маленький ребенок и я хочу, чтобы он увидел, что школа и учение могут быть разными. Это не только какие-то классические формы с классно-урочной системой, а все может быть принципиально другим. Конечно, в школах это тоже возможно и стараюсь себя творчески реализовать. Но там есть ряд моментов, которые нельзя проигнорировать. А для того, чтобы их выполнять, надо отказываться от других творческих моментов". 

Здесь вполне уместен вопрос о том, как дорого обходится родителям этот "звездный" учитель. Ирина Елшанская признается, что огромную роль в определении "цены вопроса" играет возможность совместной работы, эффективного тандема, объединяющего педагогику и психологию. "Я занимаюсь с детьми каждый день. Утро у нас начинается с артикуляционной гимнастики, потом мы занимаемся нейро-гимнастикой, развиваем моторику, активизируем связь между левым и правым полушарием, применяем арт-терапию, терапию звуком. И я постоянно наблюдаю за детками. Например, вчера увидела, что возник спор из-за того, что кто-то не поделился. Вхожу в контакт и спрашиваю о том, надо ли делиться и имеет ли человек право не делиться. И мы выяснили, что человек может этого не делать, если не хочет и как сделать так, чтобы он этого захотел. То есть, у нас присутствует психологическое сопровождение процесса обучения. Вместе с Натальей Витальевной мы учим детей выходить из конфликтов. Как и в большинстве школьных коллективов у нас в начале года возникли какие-то проявления буллинга, но теперь этого нет. Вообще, дети очень изменились за это время. Я провожу занятия по психологи и с родителями".  

И очень много разумного здесь можно увидеть. Например, зачем тратить время на урок музыки, если все дети ходят в музыкальную школу. Вместо этого дети занимаются искусствоведением с приглашенными профессионалами. 

Если продолжать вопрос о финансовой стороне вопроса, то стоит сказать, что обучение в семейной школе зависит от числа детей и желаний родителей. Например, для класса из 12 учеников потребуется от 9 000 рублей в месяц от каждой семьи. Сумма может вырасти в случае дополнительных занятий. Недешево, признаются родители, но результат того стоит.

Мама ученика семейной школы, в которой мы побывали, Ольга Овчинникова говорит: "У меня есть старший сын, он учится в четвертом классе. И он уже не хочет ходить в школу. А младший занимается с удовольствием. Он просто увлечен этим процессом. Собираем «знатики», это такая школьная валюта, обмениваем на сюрпризы. И мне очень нравится, что все вопросы мы с родителями и учителем решаем совместно. Мы вообще очень дружно живем. Учимся, отдыхаем, ходим в походы вместе с детьми".

Нет сомнений, что эти дети абсолютно счастливы. Тем более, что родители планируют и в дальнейшем продолжать семейное обучение. Но совершенно очевидно, что в этом случае нельзя говорить об универсальности решения. Почему? Потому, что образованная, инициативная, готовая на самопожертвование мама - случай не далеко рядовой. Потому, что уровень доходов населения в Саратове и других провинциальных городах страны низок, основная масса родителей не готовы вносить обучение детей в перечень ежемесячных расходов. Потому что государство, по оценкам родительской общественности, весьма настороженно относится к подобной самостоятельности. Семейные школы Саратова предпочитают оставаться в тени, на всякий случай. А жаль. По "плотности" здравых мыслей семейная школа могла бы обогнать частое совещание чиновников. 

Вот, например, учительница говорит о том, что ребенок работает только тогда, когда ему комфортно. Или о том, что детей надо учить не только грамоте, нужно учить их нестандартно мыслить. Ведь мировая экономика сегодня требует именно креативных специалистов. Другое дело, что где мировая экономика, в где Саратов. Много ли у нас производств и компаний, где требуются такие виртуозы деловой мысли... Но и на это у Натальи Качковецкой есть ответ. "Умение мыслить и творчески относиться к возникающим вопросам нужны любому человеку. Для того, чтобы прожить свою жизнь легко и позитивно", - заключает она. 

Похожие материалы
  • 15.09.2020, 10:46 Травля XXI века. Психологи дали советы жертвам школьного буллинга

    Цифровой век изменил наш образ жизни, ускорил ее ритм, заставил забыть о многих проблемах "докомпьютерной эры". Но некоторые явления, увы, адаптировались к новым условиям и даже получили современное звучание. Например, агрессивное давление на человека в коллективе раньше было травлей, а теперь есть термин "буллинг". Травля XXI века может перемещаться из реальной среды в виртуальную и обратно, делая жизнь человека невыносимой почти круглосуточно. От этого особенно страдают школьники. Но и возможностей справиться с ситуацией в наши дни стало немного больше, чем, скажем, у родителей нынешних старшеклассников (опять же благодаря информационным технологиям). Как сегодня выглядит буллинг и как с ним бороться - в обзоре "СарБК".

  • 30.05.2017, 10:39 СМИ: Уполномоченный по правам ребенка обеспокоена детским буллингом в сети Уполномоченный при президенте РФ по правам ребенка Анна Кузнецова обеспокоена масштабами так называемого буллинга - травлей детей друг друга.
Новые материалы
  • 15.03.2024, 14:25 Цифровая лапша. Актуальные мошеннические схемы-2024

    Не успел в стране начаться Год семьи, как мошенники придумали новую схему с легендой о денежных выплатах для детей. И схема про "лишние" налоги появилась почти одновременно с началом работы над законопроектом о прогрессивной системе налогообложения. Мошенники идут в ногу с повесткой дня и действуют в унисон с развитием цифровых технологий. Самые актуальные виды преступных сценариев, по мнению экспертов, связаны с применением искусственного интеллекта. Как именно сегодня "разбойники" с большого интернета лишают денег граждан? СарБК обновил перечень самых популярных схем.

  • 15.03.2024, 13:45 "Дюна 2". Заметки киномана

    Информация для тех, кто не читал Фрэнка Герберта: это не просто сиквел, а необходимое продолжение сюжета. И для его раскрытия понадобится еще не один фильм. Для тех, кто в курсе: вторая часть даже лучше, чем первая. Ровно такое кино, ради которого существуют кинотеатры с огромными экранами и хорошим звуком.

Поиск дешевых лекарств в аптеках Саратова
Архив новостей
  • «
  • 22 мая 2019
  • »
  • пн
  • вт
  • ср
  • чт
  • пт
  • сб
  • вс
Нашли ошибку
x