Выбор редакции
Комментарии
увеличить шрифт
  • A
  • +A
  • +A

За кулисами реконструкции. Пять вопросов о прошлом и будущем Театра оперы и балета

  • 11:04, 27 ноября 2020
  • Комментариев[27]

Ужас, варварство, разрушение основ. Так многие обыватели восприняли демонтаж части Саратовского театра оперы и балета. При виде падающих колонн было действительно трудно удержаться от апокалиптических настроений. И сразу им на смену пришли страхи - а что если восстановить разрушенное не получится? Их активно подпитывают слухи, вплоть до самых нелепых - о том, что театр снесут и на его месте построят то ли высотку, то ли ресторан. Над этими бреднями можно смеяться, но то, что горожане действительно почти ничего не знают о том, почему сносят театр и что с ним будут делать - это факт. "СарБК" обратился к экспертам, чтобы ответить на главные вопросы о реконструкции театра.

За кулисами реконструкции. Пять вопросов о прошлом и будущем Театра оперы и балета Фото СарБК

Что происходит?

В официальных документах то, что сейчас делают с театром, называется "сохранением объекта культурного наследия". Но этот термин уже раскритиковали архитекторы и градозащитники. И действительно, работы настолько масштабны, что напоминают не сохранение, а его полную противоположность.

Надо заметить, что это не первый случай в истории театра, когда выбранное обозначение запланированных работ не совсем совпадает с картиной на стройплощадке. Краеведы рассказывают, что в 1950-60-х годах преобразования со зданием тоже назывались реконструкцией. Это было связано с запретом на строительство новых зданий театров, заново возводить тогда разрешалось только кинозалы. А фактически, речь шла о создании нового театрального здания, которое "окружило" старый городской театр, выстроенный еще в 1865 году по проекту Карла Тидена. К слову, посетители театра могли всякий раз убеждаться в грандиозных масштабах того проекта с помощью специального макета, выставленного в вестибюле.

etoretro.ru

Таким образом, работы правильнее было бы назвать воссозданием. Чиновников можно понять: в Саратове много примеров того, как "реконструкция" здания оборачивалась полной потерей ими своей архитектурной идентичности. Так что они решили выбрать для публики "успокоительный" вариант. Но тем разительнее оказалась разница между словом и делом.

Вопрос реконструкции здания возник не вчера. Первая версия проектно-сметной документации была подготовлена еще в 2016 году, но от нее было решено отказаться как от чрезмерно затратной. Председатель Госдумы Вячеслав Володин тогда возмущался предоставленной ему сметой на 3 млрд рублей. Была изготовлена вторая, более экономичная версия. Впрочем, более конкретное исследование здания показало, что простым капитальным ремонтом здание не отделается, и потратиться на него все-таки придется. Стоимость нынешних работ — 1,6 млрд.

При обсуждении темы реконструкции театра губернатор Валерий Радаев как-то обмолвился, что театр придется снести. Это заявление произвело эффект разорвавшейся бомбы. Впрочем, его скоро нивелировали, уточнив, что речь, скорее всего, идет только о колоннаде театра. Но слух о возможной ликвидации одного из знаковых саратовских зданий оказался живучим.

Реконструкция театра и так сильно затянулась из-за утрясания сметы, проведения исследований, прохождения экспертизы, получения финансирования. Только полгода ушло на выбор подрядчика. Его удалось определить с пятого раза. Ни одна местная компания не взялась за столь сложную работу. Кроме того, наблюдатели предполагали, что на такую цену исполнителя найти вовсе не удастся, и придется снова менять проект... Тем не менее, осенью этого года к работам приступила московская компания "Адепт Строй". В ноябре она демонтировала "парадную" часть театра с Голубой гостиной. По контракту все работы должны быть завершены к концу 2022 года.

Сразу скажем, что подрядчик имел возможность зарекомендовать себя в сфере реставрационно-реконструкционных работ. Компания много работала со старинными зданиями в Москве, является один из постоянных подрядчиков ГКУ "Мосреставрация", что восстанавливает городские усадьбы 300-летнего возраста. 

Фото СарБК

 Зачем снесли часть театра?

Архитектор Сергей Дядченко объясняет: "Дело в том, что часть здания нового театра — а он возник в конце 50-60 годах прошлого века — в процессе реконструкции, основана на фундаменте и части стен еще старого городского театра середины 19-го века. И это оказалось слабым местом с учетом подъема подземных вод. Часть этого фундамента перестала держать нагрузку и пошли геометрические отклонения. Вся эта часть в районе Голубой гостиной стала отрываться от основного тела здания, более нового. Геометрически это не исправить. Это как Пизанская башня. И поэтому других вариантов, кроме как разобрать и сделать заново эту часть, нет. Технически это проще и надежнее".

Напомним, что проблема высокого уровня грунтовых вод актуальна для многих зданий в центре Саратова. Но до сих пор ее удавалось решать куда менее радикальными методами. Например, фундаменты зданий Радищевского музея, консерватории, Центробанка были отремонтированы методом точечного бурения. Эти проекты потребовали от 23 до 200 млн рублей.

Разработчик каркасов зданий из Саратова, который согласился на беседу на условиях анонимности, заявил, что находиться в здании театра было, действительно, небезопасно и подтвердил, что продлить жизнь зданию могла только полная замена разрушенной части фундамента. При этом эксперт "СарБК" считает проблему поднятия грунтовых вод вовсе не главной и не единственной в этом случае: "Как по мне, причина в некачественном строительстве в советские годы. Второй момент – здание не продумывали на тот объем, на который оно было рассчитано. Это чистейшая ошибка проектирования. И третье — это постоянные изменения состояния грунтовых вод, которые свойственны Саратову. Но с учетом первых двух ошибок не думаю, что воды могли сыграть существенную роль. Тем более, что возле театра был выполнен дренаж, был понижен уровень вод и они были стабилизированы".

Специалисты, которые обследовали здание, выяснили, что колонны стилобата выполнены из силикатного кирпича без армирования, а в кладке фронтонов они увидели "диагональное" расположение кирпича. Когда вскрывали фундамент и стены, обнаруживались пустоты. Кстати, все это идет вразрез с довольно распространенным представлением о том, что в советские годы все строили "на века". От штурмовщины и "экономии" и в те годы стройки не были застрахованы.

О качестве строительных работ в середине прошлого века рассуждает и популярный блогер, краевед Денис Жабкин: "Проектировщик или допустил  ошибку, или выполнял задачу по удешевлению проекта, строительства на краткосрочную перспективу. Дома Лагутенко, хрущевки, которые строились в то время, были рассчитаны на 20 лет эксплуатации. Может быть, была задача быстрее построить, а потом провести капитальный ремонт, когда в страну придет коммунизм и будет много денег. Ты точно не знаем. Но известно, что в то время переходили к упрощенчеству в архитектуре". Кстати, именно архитектуру здания театра оперы и балета позже назвали избыточной.

Архитекторами проекта реконструкции 1957-1962 годов были Тарас Ботяновский, Л. Ячин и О. Гер (последний проектировал интерьеры). К слову, Ботяновский является автором более чем 35 зданий в Саратове (НИИ геологии и геофизики, цирк, здание издательства "Слово", ряд "сталинок"). Его карьера развивалась успешно, но после смерти вождя народов партия решила изжить все сталинское. Касалось это в том числе и внешнего облика городов страны. В 1956 году было было предложено освободить Ботяновского от должности главного архитектора Горпроекта за то, что "направляет идейно-творческую работу не по правильному пути".

"Своими личными работами и консультациями Ботяновский постоянно сбивает архитекторов, представляющих из себя молодежь, на путь излишеств в проектировании. Причем, отсутствие профессиональной культуры приводит к тому, что насаждаются излишества дурного тона", — говорилось в рапорте.

Отдельного упоминания удостоился проект реконструкции театра оперы и балета. Якобы, архитектор отверг предлагаемый экономичный вариант реконструкции театра и продолжил разрабатывать как основной первый вариант "с излишествами". Не правда ли, чем-то напоминает историю с нынешней реконструкцией?

Через несколько лет Ботяновский вынужден был уехать из Саратова и вернулся сюда в 1969-м, его пригласили строить новый город – Балаково. А в 1991 году он участвовал в масштабной реставрации зрительного зала и фойе театра.

И еще. Говорят, что среди способов реставрации театра обсуждалась система лифтинга. По этой технологии реставрировали "Дом со львом" в селе Поповка Хвалынского района – полностью подвешивали его и заменяли фундамент. Но то маленький деревянный домик, а театр — махина необъятная. От этой затеи, естественно, отказались. Из-за нереальной стоимости таких работ, в том числе.

Фото СарБК

Не снесут ли весь театр?

Нет. Современное здание театра оперы и балета состоит из девяти блоков. Работы по демонтажу коснулись только нескольких передних и, увы, самых красивых. Именно тех, что стоят на разрушенном фундаменте. Речь идет о частях здания в осях 14-20/Д-Н, колонн по осям "Г", "О", "20", включая фундаменты.

Эксперт СарБК уверяет, что остальная часть здания осталась практически невредимой, потому что строилась позже и более профессионально (но ее тоже будут укреплять). Он объясняет: "Передняя фасадная часть изначально делалась под одни условия, наверное, под меньшее количество людей и под меньшее здание, потому что фундамент очень слабый. Потом, когда пристраивали другие части, эти блоки догрузили сверх меры, грунтовые воды нормализовали не сразу и перепады сразу начали разрушать и без того некачественное основание и такие же стены. Поэтому передняя часть разрушилась".

Но, замечает специалист, если график работ будет нарушен, основное здание может пострадать: "Проблемы могут возникнуть, если реконструкция затянется. Когда здание частично разрушат, с грунта снимут нагрузку. В идеале надо сразу же начинать строить заново, без проволочек и перерывов. Если заморозят посередине, на несколько месяцев или, не дай бог, лет, тогда у существующей части могут возникнуть сложности".

Директор компании-проектировщика "Саргорпроект" Андрей Родионов убеждает, что график работ предельно сжат. "В планах у подрядчика — вычистить котлован, отбить его шпунтом от старого здания и тут же начать монолитить. Насколько я знаю, заключены договора с организацией, которая будет вести работу по монолиту. На сегодняшний день идет закупка арматуры. Здесь все будет непрерывно. Мы с коллегами взаимодействуем и делаем при необходимости дополнительные корректировки".

Фото СарБК

 Смогут ли восстановить театр в прежнем виде?

Сомнения саратовцев в сроках и результатах реконструкции театра имеют под собой вполне реальный опыт. Достаточно вспомнить несколько наших самых известных долгостроев. Новый саратовский ТЮЗ возводили 25 лет, а старый после пожара приводили в порядок 4 с лишним года. Сгоревшая филармония стояла на ремонте 8 лет. С 2017 года ремонтируется саратовский цирк. Новый корпус областного архива дождался своего завершения только через 30 лет.

В случае с тем же цирком постоянно возникают замечания к исполнению: то горожанам не нравится "мрачный" цвет здания, кураторам и ревизорам – технические детали или элементы интерьера. Поэтому авторам и организаторам реконструкции оперного театра саратовцы верить на слово боятся.

Некоторые вспоминают скандал после ремонта Большого театра, недовольные называли результаты "евроремонтом" с применением пластика и пенопласта. А во время реставрации Дворца царя Алексея Михайловича в Коломенском так и вовсе бревна заменили на "блок-хаус", до сих пор возмущаются реставраторы.

Андрей Родионов на это отвечает: "У нас здание постройки 60-х годов. Там ничего исторического, кроме фундамента и одной стенки, нет. Материалы были абсолютно рядовые, за исключением зрительного зала. Здесь есть серьезные элементы позолоты. Мы сделали технологические изыскания с помощью разного рода неразрушающих и разрушающих методов и выяснили, что позолота сделана строго по технологии. Это нас порадовало. Она в какой-то части будет восстанавливаться, в какой-то части — отмываться специальными растворами. В компании (подрядчике. – СарБК) есть реставраторы, художники, скульптор сейчас работает. Демонтировали элементы, которые являются предметами охраны, тоже профессионалы. Сейчас эти детали, и в том числе скульптурная группа с фасада, хранятся в большом светлом помещении под наблюдением специалистов. Я на сегодняшний день вижу профессиональную организацию работ". Проектировщик замечает, что началу работ предшествовали три историко-культурные экспертизы, авторы которых согласились с предложенным решением о частичном демонтаже здания. 

Денис Жабкин дополняет, что в процессе реставрации по сохранившимся авторским эскизам будет роспись плафона потолка, восстановлено ограждение лестниц, установлено новое ограждение балкона, выходящего в буфет (будет сделано по архивным фотографиям).

Андрей Родионов заметил, что видел негативные отзывы о том, что происходит на стройплощадке театра, и в том числе нелепые слухи. "В разработке нашего проекта участвовало почти 150 человек, среди которых были почетные архитекторы, почетные строители, работали научные коллективы Москвы, Саранска, Санкт-Петербурга. Что же, те, кто это пишет, считает нас всех неквалифицированными?"

 Оперы и балета не будет 3 года?

Это тоже не так. Временной сценой для труппы стала площадка ДК "Тантал". Для почетных постояльцев там подготовлена сценическая зона, оркестровая яма, зрительный зал (туда перенесли кресла из театра), административные кабинеты.

Театр уже зажил своей жизнью. Сейчас там идут репетиции новой постановки оперетты Имре Кальмана "Баядера". Над ней работают балетмейстер Илья Устьянцев (много ставит в Мариинском театре, участвовал в мировых шоу) и режиссер-постановщик Алексей Степанюк (известен саратовским театралам по постановке оперы "Мадам Баттерфляй"). Дирижер-постановщик – худрук театра Юрий Кочнев. Репетиции перешли в финальную стадию, премьера запланирована на декабрь.

Комментарии - 27
Сортировать
  • По рейтингу
  • По дате
  • недоверчивый
    Лишь бы в ход работ не вмешивалась доярка из Духовницкого в ранге министерши, которая "любит культуру". А то раскрасят "культуру" в цвета забора или унитаза как театр "Теремок".
    27 Ноября, 13:13
  • Алекс
    недоверчивый, Проект идет под патронажем Володина - не в его интересах делать рискованные эксперименты с окраской ;)
    27 Ноября, 14:02
    , ответ для недоверчивый
  • Русскiй патрiотъ Велiкой Русi.
    Обращает на себя внимание то, что в совдепии ЗАПРЕЩЕНО БЫЛО СТРОИТЕЛЬСТВО ТЕАТРОВ, строились только кинотеатры. И, самое главное, никого не интересовало качество строительства. План, план, план - это был ЗАКОН. кто его не выполнял, терял работу и даже партбилет. Обратите внимание на силикатный кирпич, из которого построен театр... После 1917 года в городе коммунистами не было построено НИЧЕГО , что заслуживало внимания в смысле архитектурной культуры. Скрыть Комментарий скрыт по результатам оценки пользователей. Показать
    27 Ноября, 15:02
  • все в одном месте
    все стало понятно, спасибо!!! Надоело про ковид, аварии и чинуш читать...
    27 Ноября, 15:09
  • Читатель 678
    27 Ноября, 15:28
  • гость 01
    Никакой реставрации дворца царя Алексея Михайловича вообще не было! Дворец в свое был полностью разрушен. Реставрировать было нечего. Дворец был ЗАНОВО отстроен на НОВОМ, а не старом месте, в масштабе 1:1 по старым чертежам. Использовались и новые материалы и новые технологии, и по старым образцам изготавливали изразцы, ткани, кожу дл интерьеров
    27 Ноября, 15:28
  • гость 01
    Печальный опыт реставрации получили при реставрации Каштана. Было уникальное здание в Саратове с флюгерами-солдатиками на балконах. А получили новодел в масштабе 1;1, совершенно не похожий на то, что было.
    27 Ноября, 15:31
  • гость 01
    Русскiй патрiотъ Велiкой Русi., Не совсем так. В советские времена в Саратове заново отстроен драмтеатр, реконструирован театр оперы и балета, заново построено знание кукольного театра, начато строительство нового ТЮЗА.
    27 Ноября, 15:34
  • Прохожий из Самары
    Все будет хорошо с театром. Величественное здание модернизируется и обретет новое современное техническое содержание. Актеры иногда говорят, если сохранился зал и сцена, значит не уйдет театральный ангел-хранитель из театра))) Зал в опере прекрасен и будет еще лучше.
    27 Ноября, 16:04
  • Русскiй патрiотъ Велiкой Русi.
    гость 01, Не совсем так. По тексту: "Краеведы рассказывают, что в 1950-60 годах ПРЕОБРАЗОВАНИЯ со зданием тоже называлось РЕКОНСТРУКЦИЕЙ, Это было связано с запретом на строительство НОВЫХ зданий." Драмтеатр построен на месте старого исторического театра и тогда это наверняка называлось реконструкцией, также, как и оперный театр, и филармония. Новый ТЮЗ начали строить после 1970-х годов.
    27 Ноября, 16:21
    , ответ для гость 01
  • гость 01
    Русскiй патрiотъ Велiкой Русi., После 70-х до 91 был Советский союз. Теремок построили не на старом месте. Построили планетарий, не на старом месте. Этих старых мест просто НЕ БЫЛО. Была кирха на Радищева (кукольный) и Храм Утоли моя печали (планетарий)
    27 Ноября, 16:26
  • аноним 118
    гость 01, Воссоздание заново Дворца царя Алексея Михайловича на новом месте произошло только благодаря желанию мэра Москвы Ю.Лужкова.
    27 Ноября, 16:32
    , ответ для гость 01
  • номер 1
    Очень интересную подборку сделали. Теперь все понятно. Театр не снесут совсем, дом на его месте не построят :))
    27 Ноября, 17:15
  • Гостья
    Да, нужен капитальный ремонт. Да, если другого выхода нет, можно снести и воссоздать заново. Но чем не угодила роспись плафона? Почему обязательно надо менять на что-то классическо-стандартненькое?? Она же уникальна в нашем театре! Вы в других городах что-то подобное видели? Везде примерно так, как показано в проекте, а наш, с танцующими персонажами, выглядит интересно и сразу запоминается. Градозащитники, ауу!
    27 Ноября, 18:02
  • житель
    надо создать народную комиссию ,которая будет следить за всеми этапами восстановления, она должна состоять из Саратовцев, которые владеют вопросами строительства, чтоб не растащили ,выделенные деньги, которые могут принять фундамент и остальные этапы строительсва. Эта комиссия должна выпускать ежемесячный отчет о плане и его выполнении.
    27 Ноября, 19:20
  • Прохожий из Самары
    Гостья, да, тоже с Вами согласен - уникальны. Нравились в этом театре, зал, фойе, сцена, но роспись плафона всегда вызывало двоякое чувство..
    27 Ноября, 19:35
    , ответ для Гостья
  • Саратовец 917
    Это только слова. ООО Адепт Строй - Дата регистрации — 03.04.2008 Действующее юридическое лицо Микропредприятие — 8 работников По данным ЕГРЮЛ организация ООО "АДЕПТ СТРОЙ" зарегистрирована 3 апреля 2008 по адресу 119313, Москва, проспект Ленинский, ДОМ 95, ЭТ ЦОК ПОМ Х ОФ 19. Юр.лицу присвоены ОГРН 1087746457149, ИНН 7736575258, КПП 773601001. Основной вид деятельности — «Подготовка строительной площадки». Генеральный директор ВАРЛАХИН МИХАИЛ НИКОЛАЕВИЧ Уставный капитал - 11 000 https://synapsenet[.]ru/searchorganization/organization/1087746457149-ooo-adept-stroj
    27 Ноября, 20:29
  • Саратовец 535
    Было 2 отрицательных заключения Федеральной экспертизы. Какие 150 заслуженный строителей? Сказки! Родионов рассказчик былин? Кто отвечать будет, если здание рухнет? Проектировщики во главе с заслуженным артистом России Родионовым?
    28 Ноября, 12:17
  • капитан очевидность
    сразу видно, что построили некачественно - колонна то пополам сломалась!! хорошо построили бы - она бы целиком упала! не зря реконструкцию затеяли.
    28 Ноября, 15:22
  • Владимир
    Гостья, любой плафон в больших театрах любого региона уникален. Роспись нигде не тиражируется, а вот художественное начало и ее ценность ..это дело экспертов по искусству.
    28 Ноября, 22:55
    , ответ для Гостья
  • Владимир
    Может и качественно, они же не монолит..
    28 Ноября, 22:56
  • Гостья
    Владимир, если бы действительно решение принималось искусствоведами, но думаю, что окончательное слово останется за сметой. Да, может нынешняя роспись образец не уровня "Опера Гарнье", но интересен по-своему и уж точно небанален. И мне, как зрителю с детства и до нынешнего времени регулярно посещающему наш театр, этот облик дорог.
    29 Ноября, 11:06
    , ответ для Владимир
  • гость
    Саратовец 917, Никто и звать никак - будет строить театр!!! И концов не найдут, когда деньги кончатся.
    29 Ноября, 12:59
    , ответ для Саратовец 917
  • Волжанин 482
    А кто такой Денис Жабкин?блогер?я помню он работал в спорт клубе «кислород»на сенном, врачом и допустил клиента с одной почкой до тренировок и взял с этого клиента расписку о том,что клиент к нему претензии не имеет если с ним что нибудь случится,а я работал в тренажерном зале этого клуба и не допустил клиента до занятий?он такой же блогер,как и врач,никакой
    29 Ноября, 22:52
  • Гость
    гость 01, немножко огорчу. Теремок также из-за того же запрета строился не под своим именем (если не путаю, под именем некого спортобъекта). Планетарий - работники планетария еще в 80-е жаловались на то, что новейшее (по тем временам) оборудование, закупленное за рубежом пылится на складах в ожидании нового здания. При этом новое здание было построено только в 90-х (старое вернули церкви).
    29 Ноября, 23:01
    , ответ для гость 01
  • Волжанин 482
    Цирк это вообще отдельная тема,в такой цвет покрасить фасад
    29 Ноября, 23:09
  • Волжанин 482
    Видели бы вы ремонт в тюзе на Вольской,гримерки по 3 кВ метра и их не хватает,штукатурка падает на голову на большой сцене,тяп ляп всё и это позор,культура и спорт в Саратове никому не нужны и их хоронят,министра спорта и культуры в отставку и посадите в их кресла достойных людей,которые варились в этой сфере
    29 Ноября, 23:14
  • Аноним 965
    Статья поо то замечательная,. Полная информация, глубокий анализ, просто большие молодцы!
    2 Декабря, 13:04
Добавить комментарий
Похожие материалы
  • 11.12.2020, 19:21 Темы недели: нерабочее 31-е, школа в офлайне, локомотив в тупике

    Трудно жить при демократии - всегда нужно следить, что думает большинство. Большая часть жителей Саратовской области захотели получить выходной 31 декабря без всяких переносов и условий - и получили. Губернатору для этого пришлось даже два раза подписывать документ. Подсветку на цирке сделали, не спросив жителей, и пока не совсем ясно, что они об этом думают. Но споры уже идут. А с "дистанционкой" и вовсе голову сломаешь - одни за, другие против. В чем все одинаково уверены, так это в том, что экономика региона продолжает лететь в тартарары - построенный 5 лет назад локомотивный завод признан банкротом.

  • 03.08.2020, 09:19 Задуть "свечку". Эксперты считают ограничение высотного строительства в Саратове спорным

    В регионе разгорается "проектно-планировочная революция" в жилищном строительстве. Импульсом к ней можно считать обращение председателя Госдумы Вячеслава Володина к саратовским чиновникам после многочисленных жалоб жителей уже заселенных микрорайонов на отсутствие школ, детских садов, поликлиник. Спикер инициировал финансирование строительства нескольких объектов, а потом предложил местным властям самостоятельно решать проблему. Это было в конце прошлого года, а нынешней весной региональные и муниципальные власти представили законодательно оформленные "мысли по поводу". Для того, чтобы снять вопрос "лысого" жилого фонда, власти будут требовать от застройщиков комплексного освоения территорий - с объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктуры (с последующей передачей в государственную и муниципальную собственность). Проблему "человейников", по мнению разработчиков документов, исключит и ограничение высотности жилых домов - до 10 этажей.

  • 05.09.2019, 10:47 Приземленные планы. Какой будет застройка территории старого аэропорта В правительстве области, кажется, выдохнули после визита президента Владимира Путина в новый аэропорт "Гагарин". "Сложный путь", как сказал губернатор, то есть, семилетний проект с запинками, спотыканиями и порой заваливанием на бок, наконец-то завершен. О сложности же следующего периода, связанного с переносом аэропорта в Сабуровку, первые лица региона если и подозревают, то пока не говорят. Речь идет о застройке территории старого аэропорта "Центральный" - 220-ти гектаров в центре города. Ведь эта задача потребует креативных идей, грамотных решений, четкой координации действий и своевременного строгого контроля работ, что для саратовского региона очень несвойственно. Эксперты считают, что успех крупнейшего проекта по застройке освободившейся площадки на 90% зависит именно от работы власти.
  • 01.08.2019, 16:21 Норвежский лифтинг и вологодская ель. Как под Хвалынском сохраняют уникальный "дом со львом" В селе Поповка, что в Хвалынском районе Саратовской области, завершился основной этап реставрационных работ так называемого "дома со львом". Сморщенный, выцветший от времени и хромой на один угол, он помолодел, расправил плечи и приоделся в обновленные декоративные элементы. По мнению автора этого проекта, восстановление небольшой деревенской постройки стало редким образцом профессионального подхода к реставрации архитектурных объектов культурного наследия.
  • 23.05.2018, 09:57 Блогер рассказал о встрече с начальником ПривЖД. О времени, паровозе и реставрации вокзала Пришло время рассказать некоторые детали, подробности встречи начальника Приволжской железной дороги Сергея Альмеева (на фото в центре) со мной (справа) и с моим другом Денисом Жабкиным (слева).
Новые материалы
  • 15.01.2021, 20:16 Темы недели: снежные "грабли", дело Пригарова, театры после антракта

    В новом году уже начали сбываться чьи-то желания. Из Москвы в Саратов привезут трамваи - не новые, но и они по сравнению с саратовскими молодо выглядят. В области открылись театры и разрешены массовые мероприятия. Чиновники говорят, что заболеваемость ковидом пошла на спад. Развивается очередное громкое прокурорское дело, причем в отличие от предыдущих, не последнюю скрипку в нем пытается сыграть само надзорное ведомство. А городским чиновникам представилась возможность показать себя в борьбе со снегопадом - правда, они тут заработали больше поражений, чем побед.

  • 15.01.2021, 13:09 "Чудо-женщина 1984". Заметки киномана

    1984 - это не порядковый номер сиквела. Ничего общего с романом Оруэлла он тоже не имеет. Это просто год, в который происходит действие второго фильма про главную супергероиню киновселенной DC. И не использовать ассоциацию с этой цифрой - одна из многих упущенных возможностей в этом фильме.

Поиск дешевых лекарств в аптеках Саратова
Архив новостей
Нашли ошибку
x