Выбор редакции
Комментарии
Новости
увеличить шрифт
  • A
  • +A
  • +A

Праздник безумия и красоты

  • 00:12, 6 января 2006
  • Комментариев[0]
Карнавал в Рио-де-Жанейро - не только визитная карточка удивительного города на берегу Атлантического океана, но и символ всякого веселья, безумия, страсти и красоты человеческого тела. Это событие с большой буквы, это абсолютное воплощение Праздника.
Для простых бразильцев, уставших от проблем экономически неблагополучной страны, это не только мишура из блесток и страз, фантастических костюмов и обнаженных танцовщиц, но и единственно возможный способ мышления и образ жизни. Для туристической индустрии Бразилии и всего мира - это коммерческий продукт, который можно продавать как мечту, как событие, в котором обязательно нужно поучаствовать хоть раз в жизни.
Карнавал - тщательно спланированное и срежиссированное действо, эксплуатируемое бразильскими туристическими компаниями как уникальный, самый яркий и масштабный праздник человеческой плоти (кстати, наиболее распространенное толкование самого слова "карнавал" - именно "прощание с плотью").
Бразильские власти, прекрасно осознающие свою ответственность перед миллионами мировых наблюдателей, заключили, в сущности, языческую церемонию в строгие рамки продуманного перформанса. Огромные деньги, приносимые городу карнавалом, сделали возможным абсурдное сочетание безумия и порядка, всех самых изощренных удобств цивилизации и солнечной, музыкальной энергии сердец искренних бразильцев.
Рио-де-Жанейро - машина, постоянно работающая на карнавал. Город буквально наполнен фанатически настроенными людьми, тратящими все свое время и последние деньги ради полуторачасового дефиле по желанному коридору Самбадрома. Публичную жизнь Рио (его отели, общественные пляжи, транспортные агентства, рестораны и магазины аксессуаров для праздника) контролирует всемогущий карнавал. Почти целый год уходит на то, чтобы сделать из карнавала, как минимум, профессионально подготовленный спектакль и, как максимум, праздник, проникающий в душу каждого его гостя.
Официально карнавал длится всего четыре коротких дня, однако на самом деле бразильцы не работают около десяти дней. Улицы Рио в это время напоминают сказочную страну, жители которой получили возможность реализовать все свои желания. Само карнавальное шествие подчиняется жестким правилам, неповиновение которым грозит понижением уровня самба-школы или недопущением на Самбадром. Одно из главных требований для карнавальных колесниц - порядок и стройность в рядах.
Сводящие с ума взмахи перьев и знаменитые, ни с чем не сравнимые, движения девушек, танцующих самбу, на самом деле рассчитаны по секундам.
Каждая школа, участвующая в карнавале, разыгрывает свой собственный сюжет, подчиненный одной из тем: политика, природа, спорт, искусство, музыка и т.д. Школа придумывает свою песню, шьет костюмы, ставит хореографию и строит аллегорическую платформу. Костюмы должны не только ослеплять своей красотой, но и соответствовать эпохе и месту действия выбранного сюжета. Кстати, полная нагота правилами карнавала запрещена, поэтому зрители наслаждаются бесконечными вариантами роскошных и часто пикантных костюмов, рожденных фантазией страстных мулаток.
Карнавал подчиняется четкому расписанию, которое известно задолго до его открытия. Традиционно праздник начинается с символической передачи мэром ключей от города "королю" карнавала - королю беспорядка.
На четыре дня он становится полноправным хозяином города и наделяется правом создавать и отменять любые законы. Открывает карнавал, как правило, легендарная самба-школа Банда-де-Ипанема, дебют которой состоялся в 1965 году. Карнавальное шествие по Самбадрому возглавляют школы, претендующие на чемпионское звание. На самом верху аллегорической колесницы, идущей первой, находится принцесса школы. За платформой следуют повозки, украшенные перьями и стразами, с сотрудниками школы, танцорами, музыкантами, знаменитыми спортсменами, артистами, аллегорическими фигурами и гигантскими марионетками. Высота колесниц ограничена десятью метрами.
Возле повозок зажигательно двигаются в танце пассистас элитные танцовщицы почти без одежды. Процессия, состоящая из членов одной школы, растягивается порой на полкилометра, а ее продвижение по Самбадрому занимает около часа. Последнюю школу зрители провожают уже на рассвете.
Судейская коллегия выбирает чемпионов и проигравших этого года. Жюри оценивает выступления по многим параметрам: музыка и слова песни-самбы, ставшей культом для бразильцев (самбу часто сочиняют специально нанятые известные композиторы), синхронность движений, сюжет постановки, соответствие заданной теме, красочность костюмов, оформление главной колесницы. Оценки обычно снижаются за непродуманность композиции, несимметричность, отсутствие экспрессии в танце или восторженной реакции зрителей.
Праздник построен таким образом, что школы сами заинтересованы в том, чтобы не шокировать зрителей, а доставлять им настоящее эстетическое наслаждение гармонией и естественной красотой. Ученые до сих пор спорят о происхождении карнавала. Некоторые исследователи считают, что слово "карнавал" произошло от латинского "карус новалис", что значит "праздничная колесница". Другие этимологи предполагают, что в основе этого слова лежат два латинских корня: carno (мясо) и vale (прощай). Согласно этой гипотезе, праздник появился много веков назад и был своеобразным прощанием с желаниями плоти перед Великим Постом. Также существует предположение о том, что истоки карнавала - в языческих церемониях в честь древнеегипетского бога Осириса - бога производительных сил природы, символа возрождения и вечной жизни. Недаром праздник всегда совпадал с началом весны.
Считается, что в основе самого карнавального шествия лежит "Потешный день" - обычай, завезенный в страну португальцами.В этот день принято было дурачить друг друга, обливать водой и забрасывать сырыми яйцами. Девушки, следящие за забавой с балконов, вооружались кукурузой и фасолью и старались попасть прямо в головы понравившихся им парней. Молодые люди бывали, как правило, счастливы от оказанного им внимания. Веселье сопровождалось песнями и плясками. Вскоре народная португальская забава сильно видоизменилась под влиянием участвовавших в ней африканских рабов и итальянских переселенцев, в результате чего родился неподражаемый бразильский карнавал - сумасшедшая смесь португальских обычаев, колоритных африканских традиций и сказочных венецианских карнавалов.
Бразильский карнавал достаточно молод. С самого своего возникновения в начале ХХ века карнавал подвергался жестоким гонениям со стороны иезуитских священников. Холодные сердца священнослужителей, не раз пытавшихся запретить карнавальные шествия, возмущала явная порочность и языческая сущность праздника. Однако католическая церковь, осознав бесплодность попыток усмирения природы человека, отыскала ему место в своем календаре. С тех пор карнавал проходит ровно за семь недель перед Пасхой, за сорок дней до Страстной недели.
Отдельного разговора заслуживает самба. Первая полулегальная школа самбы возникла в бедных кварталах Рио-де-Жанейро в 1928 году и сразу же вызвала негодование властей: порочные развлечения чернокожих нищих казались им не только вульгарными, но и опасными. Тогда школа была закрыта, но взрывной характер помог бразильцам добиться своего - и через десять лет школы самбы были легализованы. Самба - настоящая душа карнавала, родившаяся из смеси португальских народных песен, польки, итальянских праздничных мелодий и некоторых бразильских стилей музыки. Свои движения самба позаимствовала у ритуальных африканских плясок. Сегодня в Бразилии существуют тысячи самодеятельных школ самбы (в каждой - 3-5 тысяч человек), смыслом своей жизни избравших ежегодное полуторачасовое движение по Самбадрому. Школы существуют на субсидии и часто тратят последние деньги на костюмы и постановку. Мечта каждой школы - попасть в число избранных, включенных в первую шестерку. Музыку для каждой колесницы пишут лучшие композиторы, ведь именно музыкальное сопровождение - один из главнейших критериев в оценке школы.
Карнавальное шествие - это, безусловно, ядро карнавала.Впрочем, для гостей Рио карнавал - не только украшенные тропическими цветами платформы, карнавал для них - это и номер в отеле, вокруг прохладного душа которого концентрируются все мысли после изнуряющей дневной жары и угарной ночи, и дорога в центр, и непрекращающийся шум за окном, и полные рестораны, и качество сделанных фотографий. Все эти факторы, как раз формирующие карнавальный тур, отвечают за образ карнавала, оставшийся в подсознании, за характер воспоминаний (бешеное биение сердца от восторга или все время мешающая обзору голова соседа на Самбадроме и переживания по поводу украденного кошелька) и за оценку, достойную данного туристического продукта.
Бразильская индустрия туризма делает все возможное для создания максимально комфортных условий для туристов, прибывающих в Рио на карнавал. Строительство Самбадрома - уникального сооружения, аналогов которому нет во всем мире, уже многое говорит об отношении бразильцев к празднику. Самбадром был построен на проспекте Маркиза Сапукаи в 1984 году по проекту знаменитого бразильского архитектора Оскара Нимейера. Длина Самбадрома - 700 м, ширина - 13 м. Трибуны Самбадрома вмещают около 50 тысяч человек и сконструированы таким образом, что дают максимальный обзор зрителям.
Впрочем, полнота увиденного зависит от выбранных мест. Стандартные bleachers - самые доступные по цене места, расположены на наклонных трибунах и представляют собой обыкновенные ступени без какой-либо нумерации. Frisas расположены ближе к коридору, по которому проходит шествие, и состоят из шести мест с небольшим столиком. И mezzanine boxes - наиболее удобные в плане обзора места, расположенные на вертикальных ярусных трибунах прямо напротив коридора. Билет на Самбадром - самый простой, безопасный и, пожалуй, один из самых неутомительных способов ощутить энергию карнавала.
Однако духом карнавала можно проникнуться не только на Самбадроме, тем более, что даже тысячи мест на его трибунах не способны вместить всех желающих окунуться в атмосферу праздника: в этом году Рио ожидает около миллиона гостей.
На улицах сказочного города проходит множество неформальных парадов, о которых можно узнать из газет, например, из популярной Veja, традиционно печатающей подробное расписание подобных мероприятий. Уличные шествия, естественно, уступают по размаху главному действу, однако именно здесь концентрируются самые красивые девушки Бразилии, мечтающие стать объектом телевизионных камер. Достойные же фотоснимки вне хаоса Самбадрома можно сделать на проспекте Avenida Presidente Vargas, где встречаются члены школ.
Многие отели и частные клубы еще за неделю до карнавала начинают устраивать балы: от шикарных, например, во всемирно известном Copacabana Palace Hotel, цена на входной билет в который достигает тысячи долларов (обязательно наличие карнавального костюма или фрака и вечернего платья), до вполне демократичных и даже хулиганских, обходящиеся их гостям примерно в 30 долларов.
Самый верный способ украсть частицу карнавала - стать его непосредственным участником.
Репетиции шествия в самба-школах начинаются в августе, но за месяц до карнавала они открыты для публики. Несмотря на ежегодный наплыв туристов, бразильцы остаются теплыми и дружелюбными, готовыми принять любого желающего в свои ряды. К сожалению, самба-школы обычно располагаются в бедных районах, далеко от отелей, поэтому посещение репетиций без надежного сопровождающего из местного населения - достаточно рискованное мероприятие. Сами бразильцы часто приезжают в Рио за две недели до карнавала и регулярно посещают репетиции выбранной школы, ожидая последней примерки готовящегося в это время карнавального костюма.
В Бразилии функционирует огромное количество ателье и магазинов, предлагающих фантастические костюмы по цене от 200 до нескольких тысяч долларов. Оригинальные костюмы можно заказать и по интернету из любой страны. Зажигательный танец на карнавальной колеснице может стать самым запоминающимся событием в жизни туриста. При этом совершенно не обязательно посещать репетиции - на карнавале предусмотрена фиксированная плата за проход по коридору, и любой желающий может осуществить мечту за несколько сотен долларов.
И напоследок несколько слов о криминале. Многим известно, что Бразилия - одна из самых криминогенных стран в мире. В позапрошлом году, после беспорядков, устроенных наркобандами накануне праздника, власти, опасающиеся за безопасность жителей города и туристов, выставила на охрану карнавального города армейские части. Три тысячи солдат охраняли праздник вместе с двадцативосьмитысячным полицейским корпусом. На пляжах города и в других местах, где обычно скапливается большое количество народа, были установлены скрытые видеокамеры. Ради порядка, в целях защиты туристической индустрии города, было пожертвовано беззаботным и миролюбивым имиджем праздника. Тем не менее, меры, предпринимаемые бразильскими властями, не гарантируют полную безопасность туристов, часто становящихся жертвами карманников или гангстеров.
Кроме того, в Рио также велика вероятность столкновения с другой проблемой больших городов - пробками, которые обычно во время карнавала останавливают движение на всех улицах, ведущих к проспекту Маркиза Сапукаи. Трансфер на Самбадром - проблема, которую лучше решать с помощью туристической компании, имеющей проверенные маршруты и готовые варианты действий на любой случай, что дает повод обычным бразильцам жаловаться на то, что карнавал становится праздником для иностранцев.

об этом сообщает autonews.ru

Добавить в избранные источники Яндекс.Новости и Google Новости
Стали свидетелями интересного?
Снимайте на телефон, присылайте в редакцию, читайте на СарБК.
Картина дня
"Сто лет тому вперед". Заметки киномана "Сто лет тому вперед". Заметки киномана Да, фильм основан на той же книге, что и "Гостья из будущего"". Нет, это не римейк. Это вполне самостоятельное произведение по мотивам. И сделано оно не для младшеклассников и не для ностальгирующих родителей, а для подростков. Если вы старше и/или вам не понравилось...
Обсуждаемые новости
  • Сегодня
  • Неделя
  • Месяц
Поиск дешевых лекарств в аптеках Саратова
Архив новостей
  • «
  • 6 января 2006
  • »
  • пн
  • вт
  • ср
  • чт
  • пт
  • сб
  • вс
Нашли ошибку
x