Выбор редакции
Комментарии
Новости
увеличить шрифт
  • A
  • +A
  • +A

Интервью директора ФТЛ N1 Гарри Татаркова

  • 08:13, 4 апреля 2006
  • Комментариев[0]
Весной Саратовский физико-технический лицей N1 (бывшая школа N13) будет отмечать тройной юбилей: 75 лет - школе, 40 лет - с момента, когда она стала специализированной физико-математической, 15 лет - переименованию школы в ФТЛ.
Летом прошлого года ушедшего на пенсию легендарного директора лицея Евгения Квашнина сменил Гарри Татарков. Он - выпускник тбилисской физико-математической школы, в недавнем прошлом начальник отдела образования Фрунзенского района и зампред городского комитета по образованию.

Когда состоялось Ваше первое знакомство с лицеем?
- Я знаю тринадцатую школу еще со времени работы в олимпиадном городском комитете, когда занимался подготовкой задач для школьников и в этом комитете работал с ее выпускниками, среди которых хочу отметить Александра Петровича Кузнецова, Сергея Борисовича Венига и Сергея Петровича Кузнецова (на мой взгляд, самая яркая звезда среди ученых физиков города Саратова). А в 1997 году Евгений Борисович Квашнин пригласил меня вести спецкурс по физике в лицее. Единственное условие, которое он мне поставил - детям должно быть интересно. Я читал им дополнительные главы физики. Надо сказать, это был очень интересный для меня как преподавателя опыт.

Многие говорят о существовании в "тринадцатой" особой ауры. Это так?
- Аура? Да, пожалуй, она есть! Это аура учебного заведения, где наблюдается единство научно-методической базы, системы требований к преподавателю и ученику, определены конечные цели учебно-воспитательного процесса. Успех лицея определен выбором базовых дисциплин физики, математики и в последние годы информатики - то есть тех, которые кроме основного программного материала дают ученику систему универсальных методов познания природы общества и человека. Лицей с момента формирования физико-математической школы N13 и до наших дней находится в среде сотрудничества с вузами Саратова и России. В нашей стране есть уникальный опыт работы со школьниками - издание периодических научно-познавательных журналов - например, "Квант", и система общероссийских олимпиад, конференций, конкурсов. В последнее время для проведения для упомянутых мероприятий активно используются современные цифровые технологии. И, наконец, события последних лет показали, что ученик с физико-математической подготовкой имеет преимущества пред другими в большинстве направлений человеческой деятельности: в управлении, в финансах, в производстве и т.д.

Что ждет Лицей в ближайшее время?
-Как говорил незабвенный Остап Бендер: "Нас ждут великие бои". Постараюсь перечислить главные задачи лицея на нынешнем этапе. Решение кадровой проблемы. Она характерна для всей системы среднего образования России. Власть всех уровней в течение десятилетий строила бюджет образования по принципу выживания, забывая, что образование является основным бюджетополучателем. Профессия учителя не конкурентоспособна в настоящее время на рынке труда. Молодежь не идет в школу. Как следствие, мы стоим на пороге "паузы поколений". Результаты такой паузы могут быть чрезвычайно разрушительны для системы образования, для будущего России в целом. Процесс деградации качественного состава преподавателей трудно остановить, а при большей запущенности даже огромные финансовые вливания и чрезвычайные организационные усилия не помогут. Мы решаем эту проблему, развивая систему платных образовательных услуг для учащихся лицея и других учебных заведений. В будущем предполагаем, что лицей должен расширять спектр своих дополнительных услуг и предлагать дополнительную подготовку учителям города. Это станет не только дополнительным источником доходов преподавателей, но и мотивом их профессионального роста.
Нам надо научиться в большей степени учитывать запросы учащихся и их родителей, которые являются главными заказчиками и потребителями образовательных услуг - и в тоже время сохранить базовые принципы построения учебного процесса. Нам надо "пережить" реформу Российского образования, используя для развития лицея формирование профильного обучения в 10-х и 11-х классах, и в тоже время уберечь лицей от горе-реформ, например, от введения курса "Основы здорового образа жизни".
Нам надо создать для учащихся атмосферу творчества и научного поиска. Мы планируем в большей степени привлекать сотрудников вузов для организации научно-исследовательской работы учащихся. Усилить работу с талантливыми детьми. Мы должны побеждать на региональных олимпиадах - и не только по физике, математике и информатике. Ежегодно занимать призовые места на всероссийских и международных олимпиадах.

А с чем связан отказ Лицея от начальной школы?
- Должен заметить, что история физико-математической "тринашки" началась, именно с того, что из нее вывели начальную школу и среднее звено. Возвращение к ней в 90-х самого начала рассматривалось как эксперимент, и сейчас мы видим, что он себя не оправдал по целому ряду причин. Во-первых, на такой ранней стадии еще не возможно выявить способности ребенка - они формируются к старшим классам. Во-вторых, у нас нет законченных микроколлективов педагогов, специализирующихся по работе с детьми 9-14-ти лет. Фактически, мы имеем одного педагога, который вынужден работать без поддержки коллег. В-третьих, просто не существует особой методики, подготавливающей к учебе в старших классах, и таким образом мы даем лишь обычное добротное образование, которое можно получить в любой школе. Отказ же от этого эксперимента позволяет нам не только увеличить набор в восьмые классы, не только ужесточить отсев учащихся в старших классах, но и высвободить необходимые для старшего профильного звена ресурсы.

Какими качествами, на Ваш взгляд, должен обладать хороший директор школы?
- Первая и главная задача хорошего директора - обеспечить условия достойного развития каждого учителя. Во-вторых, хороший директор неустанно следит за всей материально-технической базой - от туалета до кровли. В-третьих, он должен работать с учащимися, вникать во все, он обязательно должен сам преподавать и учиться. Наконец, директор должен быть защитой своего коллектива от внешних, далеко не всегда позитивных тенденций.

А насколько Вам, как директору, помогает опыт работы в администрации?
- Работа чиновника - это тяжкий неблагодарный труд. Я не отношусь к категории людей, которые получают удовольствие от власти и ее внешних атрибутов. Но также могу сказать, что административная работа дала немало полезного. Я, например, научился отделять главное от неглавного, и не всегда "все брать под козырек и выполнять", за что благодарен сотрудникам Фрунзенской администрации, с которыми работал в течение пяти лет.

Каким будет грядущий тройной праздник?
- Мы рады тому, что вне зависимости от названий и нумераций, дух школы, ее внутренний мир остается неизменным: маленький, но вместительный, уютный но настраивающий на учебу, дом, где существует порядок и ощущение, что рядом - близкие люди. И сегодня все его обитатели готовятся к большому празднику. Мы намерены отметить это событие по всем юбилейным правилам - торжественно, громко, ярко, в теплом "семейном" кругу вместе с нашими друзьями и любимыми. Как и полагается, хозяевами мероприятия будут все наши "дети" - выпускники всех лет и сегодняшние лицеисты. А среди гостей мы надеемся увидеть всех людей, тем или иным образом причастных к нашей жизни: родителей, партнеров, единомышленников, меценатов. Подготовка к празднику - дело нелегкое и весьма хлопотное. Одно составление списков всех наших питомцев требует порядочное количество времени и сил.
Мы очень хотим, чтобы наше торжество стало настоящим событием для всех. И, чтобы никто не остался забытым, мы просим откликнуться людей, имеющих хоть какую-либо информацию о судьбах наших выпускников разных лет. Вы можете звонить, писать, приходить к нам - нас интересует буквально все: биографические данные, фотографии, видеозаписи, контактная информация. Ну а если кто-то найдет возможность принять личное участие в организации юбилея, мы ждем вас в школе каждую субботу в 14:00.

Добавить в избранные источники Яндекс.Новости и Google Новости
Стали свидетелями интересного?
Снимайте на телефон, присылайте в редакцию, читайте на СарБК.
Картина предыдущего дня
Еще новости - Интервью
Элли - ураган - ТЮЗ.  Студенты-кукольники сыграли некукольного "Волшебника Изумрудного города" Элли - ураган - ТЮЗ. Студенты-кукольники сыграли некукольного "Волшебника Изумрудного города" Кто такие в представлении обывателя актеры театра кукол? Это люди, лиц которых ты не знаешь, видны за ширмой разве что их руки, дергающие кукол за веревочки. Этот стереотип закрепился в умах зрителей настолько крепко, что кукольникам приходится постоянно с ним сражаться....
Поиск дешевых лекарств в аптеках Саратова
Архив новостей
  • «
  • 4 апреля 2006
  • »
  • пн
  • вт
  • ср
  • чт
  • пт
  • сб
  • вс
Нашли ошибку
x