Выбор редакции
Комментарии
Новости
увеличить шрифт
  • A
  • +A
  • +A

От 15% до бесконечности. Как раздуть тарифы

  • 13:42, 31 января 2011
  • Комментариев[0]

На прошлой неделе в рубрике "Правительственный час" на заседании облдумы были представлены новые тарифы на жилищно-коммунальные услуги. Ожидания в том, что они вырастут, подтвердились; хотя, на первый взгляд, рост не столь значителен – в среднем где-то на 12%. На некоторых официальных сайтах (правительства области, комитета по тарифам) вся тарифная информация опубликована. Так что населению все это остается признать как данность. Тем более, что другой альтернативы нет: разве кто-нибудь ожидал, что тарифы в очередной раз не подрастут?

Калининградская история
Лет 15 назад, а, может, раньше, когда так называемая реформа ЖКХ только разворачивалась, потребителям жилищно-коммунальных услуг едва ли не ставилось в вину, что на самом деле главный удар по оплате жилищно-коммунальных платежей берет на себя государство, а потребители оплачивают так, цветочки. В связи с чем главной фишкой реформы и стало стремление к достижению таких результатов, когда население самостоятельно будет оплачивать все без исключения ЖКУ в стопроцентном размере. Другой фишкой стали намерения государства добиться стопроцентной оплаты поэтапно, в несколько заходов. Так что тенденция к ежегодному тарифному росту была обозначена. В подтверждение серьезности намерений время от времени от имени государства объявлялось: в таком-то году население платило 25% от общей суммы тарифов в денежном выражении, в таком-то – 35, 45, 50 и так далее, по нарастающей; но проверить эту процентную круговерть все равно не было никакой возможности. Так что объявлять можно было какие угодно цифры, что, собственно, и делалось – какой бы год не наступал, население до стопроцентной оплаты жилищно-коммунальных услуг так и не добиралось. Тарифы тем не менее росли исправно, и последние 15-16 лет не было случая, когда они не повышались, причем по нескольку раз в год, и, что характерно, рост тарифов всегда опережал инфляцию, всегда не дотягивал до роста зарплат, и тем не менее население всегда же оставалось в беспросветном долгу перед ЖКХ. Так что подобная тарифная политика не могла не привести к тому, что сфера ЖКХ стала центром политического влияния: рост тарифов вызывает естественное возмущение населения, которое, естественно, выходит на улицы и требует приведения тарифов к платежеспособному уровню. А заодно выдвигает и ряд других требований, часто не делая различий между экономическими и политически лозунгами. Как, например, год назад в Калининграде, когда от 10 до 12 тыс. жителей города вышли на улицы с требованиями прекратить беспредел в жилищно-коммунальной сфере и снизить тарифы, после чего от тарифов перешли к требованиям отставки тогдашнего губернатора Георгия Бооса и, страшно сказать, премьера Владимира Путина. Последний политический лозунг, собственно, подвигнул федеральный центр на отставку именно Бооса, так что кое-чего калининградцы все же добились.
Что же касается тарифной политики, здесь тоже некоторые меры были предприняты. Дело в том, что калининградская волна широко прокатилась по стране, натурально до Владивостока. Телевидение ее практически не освещало, но интернет все зафиксировал: вдохновленные массовым примером Калининграда, жители других российских городов, измученные своими властями, и, соответственно, их тарифной политикой, выходили на улицы и требовали того же: отставки властей и снижения коммунальных платежей. Так что уже в марте на федеральном уровне решили: надо что-то предпринимать. Президент Дмитрий Медведев поручил тезке вице-премьеру Дмитрию Козаку разобраться в проблеме, и выяснить, чего, собственно, население требует. Было организовано общероссийское селекторное совещание, в ходе которого региональные власти субъектов РФ доложили Козаку об аспектах внутрирегиональной тарифной политики. По результатам "селекторки" было сделано несколько выводов. В-первых, федеральный центр объявил, что регионы, где рост тарифов превышает 25%, должны исправить ситуацию в течение недели. Дело в том, что кое-где рост тарифов, как выяснилось на уровне федерального центра, зашкаливал за 80%, что само по себе являлось немаловажным поводом для гражданских возмущений. Во-вторых, лично Дмитрий Козак убедительно попросил регионы провести тотальный аудит в сфере ЖКХ, предупредив региональные власти: "Вы знаете, какая политическая ответственность лежит на вас". В марте прошлого года калининградские события были еще свежи в памяти, так что про политическую ответственность, не исключено, все поняли. В-третьих, Дмитрий Медведев попросил Дмитрия Козака в десятидневный срок выявить причины роста коммунальных платежей и доложить ему лично. Президент, впрочем, так же напомнил, что, помимо службы по тарифам в стране есть другие структуры, которые следят за обоснованным применением тарифов – это федеральная антимономольная служба (ФАС) и Генпрокуратура. Что было, конечно, своевременным напоминанием, особенно для регионов, задравших рост тарифов за 80%.

В 2 раза выше инфляции
Но главным было все же не это. Главным было то, что федеральный центр наложил запрет на рост тарифов свыше 15% в год, причем подрастать тарифы должны только раз в году. То есть на федеральном уровне была сделана реальная попытка все же обуздать безудержный рост тарифов, а поскольку реальный уровень жизни населения для федеральных властей остается терра инкогнита, то 15-процентный рост на верху властной вертикали посчитали вполне умеренной цифрой. Хотя, между нами, это почти в 2 раза больше уровня официально объявленной инфляции, а во сколько меньше роста среднего уровня зарплат, сказать сложно, поскольку здесь ясности еще меньше, чем в официальной статистике по инфляции. Итог же того мартовского селекторного совещания Дмитрий Козак подвел таким образом: он объявил, что федеральный центр считает нецелесообразным возврат к практике установления тарифов на ЖКУ на федеральном уровне, и подтвердил, что решение о передаче таких полномочий в регионы было обоснованным. Так что тарифная политика остается сугубо внутренним делом регионов, особенно тех, которые от федерального центра далековато расположены.
Саратовская область от столицы в общем-то недалеко – час на самолете, ночь на поезде. И хотя буквально из Москвы Саратов не просматривается, федеральное пожелание о недопущении роста тарифов более чем на 15%, здесь выдержано идеально. Даже более – с перевыполнением плана. Таким образом, как объявила на последнем пленарном заседании Саратовской областной думы председатель комитета по регулированию тарифов регионального правительства Лариса Новикова, "рост тарифов на коммунальные услуги для конечного потребителя планируется на уровне 12%". Но это средняя цифра, более конкретно тарифный расклад выглядит следующим образом: платежи за электроэнергию вырастут на 9,1%, за газ – на 15%, за теплоснабжение – на 10,5%, за водоснабжение – на 11%. Итого средняя температура по больнице как раз 12% и составит. Но это в буквальном смысле идеальный показатель, поскольку в платежках, которые дойдут до конечно потребителя, в той или иной степени эти 12% будут помножены на разные составляющие, и реальный рост платежей, соответственно, превысит идеальный планируемый. Депутатский корпус в какой-то мере пытался обратить внимание Ларисы Новиковой на это обстоятельство, в том числе на пальцах объясняя, как на выходе суммы в платежках зашкаливают за официально установленные тарифы. Но безрезультатно: в тарифном комитете мыслят только в рамках того самого идеала, предписанного федеральным центром – чтоб не больше 15%. А там хоть трава не расти. 

Проверки прокуратуры
То есть все, что выходит за рамки государственной тарифной политики, перекладывается на плечи, вернее, в кошельки населения, которое в итоге за все и заплатит. В жилищно-коммунальном комплексе вертятся огромные деньги, это не секрет. Не секрет также, что в ЖКХ постоянно идет борьба за доступ к финансовым потокам, и оно того стоит, потому что тот, кто обеспечивает себе этот доступ, обеспечивает и безбедное существование. Речь, прежде всего, идет о веренице посредников, выстраивающейся на пути от поставщиков коммунальных ресурсов до потребителей, в результате чего суммы в платежках порой набегают запредельные. Фактически "щадящие" тарифы государство определяет именно что для поставщиков, оставляя потребителей один на один с посредниками, отношения с которыми даже законодательно не закреплены. То есть у государства в законодательном поле нет рычагов влияния на различные ТСЖ и управляющие компании, контакты с которыми предписаны исключительно собственникам жилья. Формат же контактов предполагается по сути один – через решения общих собраний. Не возбраняется, впрочем, обращаться в прокуратуру, а также в ФАС, в случае подозрения в неправильности начисления расчетов за поставленные услуги. Но внимание антимонопольной службы к исходным начислениям за поставленные ресурсы для населения на территории Саратова пока не зафиксировано. А вот прокурорские проверки уже в начале этого года кое-что выявили. Так, в ходе проверки Генпрокураты РФ ряда регионов законности при установлении тарифов на ЖКУ нарушения в Саратове все же были выявлены, причем свое слово здесь удалось сказать прокуратуре Заводского района Саратова, установившей нарушения в деятельности обслуживающей организации ООО "Стройкомплект", обсчитавшей потребителей тепловых ресурсов на 5 млн руб. Организации предписано эти деньги вернуть, а вот об уголовной или какой бы то ни было еще ответственности речи пока не идет. На вышеупомянутом думском заседании депутаты, правда, попытались поговорить об ответственности ООО "Стройкомплект", но удивительно безрезультатно: от думского же руководства им было предложено поискать, кто аффилирован со "Стройкомплектом" и, соответственно, разобраться. Но конкретного желания этим заняться никто так и не выразил. Так что еще вопрос, вернет ли эта обслуживающая организация деньги по сути обворованным потребителям. И потом, так наглядно вскрыт только один случай, поскольку 5 млн – это все же видимая сумма; но сложность в том, что подобная практика обманов, обсчетов и обвесов весьма распространена в ЖКХ, где, повторим, идет нешуточная борьба за доступ к финансовым потокам, идущим от потребителей к поставщикам.
Генпрокуратура, кстати, в ходе своих проверок регионов, в том числе и Саратовского, и сама зафиксировала много чего, в том числе и неудовлетворительное в целом состояние законности в сфере регулирования тарифов на ЖКУ. Установлено, к примеру, что в деятельности региональных органов тарифного регулирования все еще имеют место факты установки экономически необоснованных тарифов и включение в тарифы неоправданных расходов поставщиков ресурсов. Зафиксировано, что в муниципальных образованиях отсутствуют органы тарифного регулирования, и, соответственно, отсутствует нормативно-правовая база, причем Саратовская область здесь числятся наряду с Астраханской областью и Ингушетией. Кроме того, управляющие компании продолжают совершать действия по завышению правомерно установленных тарифов, и Саратовский регион здесь тоже далеко не на последнем месте. Ну, и само собой, в ходе проверки выявлены нарушения законодательства в деятельности ТСЖ и управляющих компаний, связанные собственно с нарушениями при проведении общих собраний, оформлении документации, доходящие до фальсификации и подделки подписей собственников жилья, необеспечении сохранности документов о проведении собраний, и прочих случаев мелкого и более крупного мошенничества. То есть это – норма, так происходит везде, в том числе и в Саратове, но рычагов влияния у населения здесь практически нет; государство же, еще раз напомним, весьма наглядно самоустранилось, что и подтверждено ныне действующим жилищным законодательством, в частности, новым Жилищным кодексом.

Под постоянным контролем
Генпрокуратура по результатам своей проверки резюме, конечно, вынесла: "С учетом актуальности вопроса надзор за исполнением законодательства, а также защиты прав граждан в сфере тарифов на услуги ЖКХ остается под постоянным контролем Генпрокуратуры". То есть граждане по-прежнему имеют право жаловаться на недобросовестные управляющие компании. Призвать же их к совести государство не имеет возможности, поскольку законодательно это нигде не прописано, в том числе и в Библии собственников жилья – в Жилищном кодексе РФ. Так что борьба за доступы к финансовым потокам в сфере ЖКХ имеет все шансы продолжаться, а ее издержки как раз и будут отражены в платежках, рассылаемых потребителям. В цепочку посредников будут по-прежнему вклиниваться чиновники, аффилированные или с поставщиками ресурсов, или с управляющими компаниями, что в Саратове весьма практикуется. Отсутствие прозрачности в деятельности региональных органов власти, равно как поставщиков коммунальных ресурсов и непосредственно управляющих компаний будут способствовать наращиванию цифр в платежках. Разумного обоснования устанавливаемых тарифов населению так и не будет представлено, что, собственно, и было доказано докладом председателя тарифного комитета Ларисы Новиковой, где о какой бы то ни было экономической обоснованности и речи не шло. Отсутствие общественного контроля за деятельностью чиновников, опять же поставщиков ресурсов и управляющих компаний сделает ситуацию практически безысходной. А недостатки жилищного законодательства все так же будут уводить государство от ответственности за фактический произвол в сфере ЖКХ. Здесь следовало бы добавить и немаловажную роль коррупции во всей этой вакханалии, но это уже само собой разумеется. Итоговый результат, впрочем, просматривается: именно ЖКХ выведет население на улицы с массовыми акциями протеста. Так что годовой давности события в Калининграде со счетов списывать не стоит.
Ну а так законопослушность перед федеральным центром местные региональные власти продемонстрировали: формально рост новых тарифов действительно не превысил рекомендованную планку в 15%. Другой вопрос, почему тарифы безудержно продолжают расти, не смотря на то, что население давно уже оплачивает коммунальные платежи в стопроцентном объеме. И, с учетом, корректировок, даже более чем сто процентов. Корректировки, кстати, не отменяются. Опять же с учетом чрезвычайной изношенности коммунальной инфраструктуры, которая, не смотря на огромные финансовые потоки, почему-то не восполняется. Даже наоборот – коммунальные структуры без устали твердят, что денег на замену изношенной инфраструктуры катастрофически не хватает, в связи с чем дальнейший рост тарифов, по-видимому, неизбежен. То есть этот цикл – бесконечен: инфраструктура изношена, денег не хватает, платить за все будет население, с учетом, что среднеобластной рост тарифов на 12% – это нижняя планка, на выходе же рост коммунальных платежей предполагается иной, о чем см. выше. Но иного расклада здесь и быть не может. С одной стороны, монополисты, каковыми являются все поставщики ресурсов, усиливают давление на государство в части повышения тарифов, ссылаясь на угрозу техногенного коллапса в коммунальной сфере; с другой стороны, государство не предлагает меры в части снижения тарифов, переадресуя эту ответственность на уровень регионов. Регионы, впрочем, могли бы что-либо предпринять, но меры, направленные на снижение тарифов, слишком дорогостоящи и требуют немалых инвестиционных вложений. Например, в энергосберегающие программы нужны серьезные инвестиции, которые если и окупятся, то нескоро, опять же с учетом слишком изношенной инфраструктуры. По сути здесь набегает еще один замкнутый круг, который, не исключено, массовые протесты измученного коммунальными платежами населения и разомкнут. Но это, конечно, крайний вариант, а пока власти должны молиться на такое качество потребителей, как бесконечное терпение; хотя и оно не бесконечно.

Ольга Блохина

Добавить в избранные источники Яндекс.Новости и Google Новости
Стали свидетелями интересного?
Снимайте на телефон, присылайте в редакцию, читайте на СарБК.
Картина дня
Уроки "Крокуса". Спасет ли усиление охраны от новых трагедий Уроки "Крокуса". Спасет ли усиление охраны от новых трагедий После трагедии в "Крокус Сити Холле" одной из самых актуальных тем стала безопасность в местах массового скопления людей. Торговые площадки, учреждения культуры в стране проводят ревизию применяемых мер, а также проверки средств охраны, систем оповещения, обновляют...
Обсуждаемые новости
  • Сегодня
  • Неделя
  • Месяц
Поиск дешевых лекарств в аптеках Саратова
Архив новостей
  • «
  • 31 января 2011
  • »
  • пн
  • вт
  • ср
  • чт
  • пт
  • сб
  • вс
Нашли ошибку
x