- A
- +A
- +A
Практичная крошка. На энгельсском предприятии следуют принципам экономики замкнутого цикла
- 10:47, 18 июля 2025
- Комментариев[0]
Еще в конце 20-х годов нынешнего столетия у саратовских экспертов возникали большие сомнения о создании стройной схемы вторичного использования автомобильных шин. Тогда уже было понятно, что сжигать их нельзя (при этом выделяются чрезвычайно токсичные соединения), но переработку на территории региона считали дорогой, а значит, невостребованной. Сегодня же в промышленной зоне Энгельса работает предприятие "Экошина-Волга", где из стертых шин производят резиновую крошку. Здесь заявляют, что спрос на нее растет и отношение к этому вторичному сырью у населения меняется. Подробности - в материале СарБК.
Резиновые лебеди улетели
Повышение экологической грамотности населения наглядно демонстрирует склад "лысой" резины на территории энгельсского предприятия "Экошина – Волга". Среди разнокалиберных черных шин, которые сюда привозят на переработку, встречаются яркие, выкрашенные в разные цвета. Они явно служили "арт-объектами" где-то во дворах или на дачах, выделяя в почву и воздух токсичные соединения. Есть здесь и "лебеди", которых одно время было модно вырезать из шин и ставить в клумбу. Судя по всему, отказ от инсталляций был связан с появлением в 2021 году требований минприроды страны при обращении с использованными шинами, покрышками или камерами. К слову, примерно в это же время в Энгельсе и было создано перерабатывающее производство.
Напомним, что использованные шины отнесены к отходам четвертого класса опасности и за неправильное их хранение статьей 8.2 КоАП предусмотрены штрафы (для физлиц – от 2-х до 3-х тыс. руб.). Юрлица наказываются жестче - штраф за сжигание или захоронение шин составляет от 100 до 250 тыс. руб. Но, несмотря на это, большинство изношенных свое шин оказываются на свалках страны.
Впрочем, сфера переработки отходов развивается, появляются примеры цивилизованного подхода. Директор энгельсского предприятия "Экошина – Волга" Константин Паршин рассказывает, что все больше жителей региона и промышленных предприятий привозят им старые шины. Ведь законопослушный гражданин может отдать изношенную резину или экологическим волонтерам, или переработчикам. В контейнер для мусора ее выкинуть нельзя, потому что это не твердые коммунальные отходы (ТКО), в ближайший овраг тем более. Часто выручают станции технического обслуживания. "Многие СТО оставляют старые шины клиентов у себя, просто не все везут их переработчикам", - замечают волонтеры экоцентра АНО "Экологизатор", которые являются активными поставщиками вторсырья для производства новой продукции. У предприятий тоже выбор в обращении с изношенными шинами невелик – использовать их в качестве вторичного ресурса самим или отдавать другим. Поэтому недостатка в сырье на энгельсском производстве нет. "Списанные" шины поступают и из других регионов – не так давно была поставка из Казани. За один день на этой площадке измельчают 8 тонн старой резины, за год – 1,5 тыс. тонн изношенной автомобильной обуви.
По словам директора предприятия, в производственном цехе установлено отечественное оборудование, линия изготовлена в Новосибирске. Сначала на станках готовят шину к измельчению – избавляют ее от всех металлически включений (металлокорд) или тканевых прослоек (как у тракторных колес). К слову, все удаленные элементы также идут на переработку. Затем непосредственно измельчают. А на выходе остается только резиновая крошка четырех фракций. Самая востребованная – средних размеров, из нее делают покрытие для спортивных, детских площадок. По желанию клиента резиновую крошку окрашивают в яркие цвета. На производстве уверяют, что такое покрытие не выгорает на солнце и не смывается во время осадков. Из этого вторсырья также изготавливают коврики.
На предприятии уверяют, что произведенная резиновая крошка пользуется высоким спросом. Кроме саратовских компаний, ее приобретают покупатели из Краснодара, Москвы.
Выше плана
У этого направления огромные перспективы. Ведь пока в Энгельсе перерабатывается только летняя резина (хотя технологии измельчения шипованных шин в стране имеются). Впереди работа над расширением ассортимента продукции из измельченных шин (в теоретическом списке – почти два десятка пунктов), а также из других вторматериалов. Сегодня в регионе действуют площадки по переработке бумаги, картона, стекла, пластика.
Стремление к увеличению доли отходов, вновь вовлеченных в хозяйственный оборот, заложены в региональном проекте "Экономика замкнутого цикла" национального проекта "Экономическое благополучие", который стартовал в начале этого года. Планируется, что к 2030 году в качестве вторичных ресурсов будет использоваться четверть всех отходов производства и потребления. Министр природных ресурсов и экологии Саратовской области Константин Доронин напоминает, что другим показателем проекта является цифра по увеличению объемов обработки твердых коммунальных отходов. "Если исходить из целей регионального проекта, то в 2030 году сортировке будут подвергаться все твердые коммунальные отходы, а доля захоронения отходов не будет превышать 77 процентов", - уточняет министр.
Впрочем, в этом Саратовская область уже преуспела. Показатель по обработке и сортировке отходов ТКО в регионе достиг 87% (по плану - 83%) и стал лучшим в Приволжском федеральном округе. Такие результаты стали возможны благодаря созданной в регионе системе обращения с отходами. Это три мусоросортировочных комплекса ТКО в Энгельсском, Балаковском районах и в Саратове, а также мусороперегрузочные станции, современный полигон. По словам начальника отдела по работе с региональным оператором министерства природных ресурсов Саратовской области Олеси Тришевой, в рамках нацпроекта инфраструктура по обращению с отходами будет развиваться.
Материал подготовлен в рамках гранта правительства Саратовской области
-
Вернуться
- на главную страницу
- к списку материалов
-
25.01.2025, 12:30
"Иногда опускались руки". Сотрудница СарБК спасала побережье Анапы от мазута
Знаменитые пляжи Анапы в этом году будут непригодны для отдыха, сообщил глава Минприроды Александр Козлов. 15 декабря из-за крушения двух танкеров в море попало более 9 тысяч тонн мазута. Очистить пляжи от опасных нефтепродуктов планируют только к курортному сезону 2026 года. А пока чиновники только раздают обещания, десятки тысяч волонтеров со всей России едут на юг, чтобы помочь в борьбе с последствиями экологической катастрофы. Одной из них стала руководитель рекламного отдела "СарБК" Екатерина Опарина, которая с третьей группой саратовских волонтеров отправилась в Анапу 16 января. Мы поговорили с Екатериной о специфике работы в зоне ЧС, условиях жизни помощников, и о том, почему сорбенты лучшие друзья волонтеров. Публикуем ее рассказ от первого лица.
- 18.08.2016, 14:10 СМИ: 15 тысяч волонтеров покинули олимпийские объекты в Рио Около 15 тысяч волонтеров отказались принимать участие в организации Олимпиады в Рио, сообщает The Washington Post. Причиной подобного решения стало отсутствие питания во время многочасовых рабочих смен.
-
05.12.2025, 14:55
"Умри, моя любовь": Дженнифер Лоуренс и Роберт Паттисон. Заметки киномана
Дженнифер Лоуренс возвращается к истокам - к арт-хаусному кино и изображению безумия. Выходит очень на любителя.
-
01.12.2025, 14:49
"Галактика" победителей. Как в регионе работает образовательная площадка для одаренных детей
Два года в Саратовской области работает Региональный центр выявления, поддержки и развития способностей и талантов детей и молодежи. Он является частью российской сети образовательных центров, которые называют "Мини-Сириусы". Это такие же площадки для одаренных детей, как в сочинском "Сириусе", только на уровне территорий. Главный образовательный центр для талантливых школьников страны курирует региональную сеть учреждений и делится с ними своими технологиями.
- Неделя
- Месяц




