Выбор редакции
Комментарии
увеличить шрифт
  • A
  • +A
  • +A

Роуд-муви со славянским акцентом. ТЮЗ оживил на сцене мифологических колдунов и оборотней

  • 09:19, 18 сентября 2025
  • Комментариев[0]

Начать сезон Саратовский ТЮЗ имени Киселева решил с подростковой премьеры. На последней режиссерской лаборатории "Планшет" эскиз спектакля "Василисса" стал лидером голосования среди зрителей и специального детского жюри. Полноценную постановку ждали еще в прошлом сезоне, однако театр, видимо, памятуя о непростой репертуарной судьбе второго победителя лаборатории, спектакля "Настоящие бумажные вещи Т. Гримса" , взял паузу. Молодой режиссер, выпускник легендарной "Щуки" Пётр Куртов получил в свое распоряжение Большую сцену и добрую половину труппы. Творили они опираясь на пьесу Марии Малухиной, где смело замешаны роуд-муви, русский фольклор и славянские мифы.

Роуд-муви со славянским акцентом. ТЮЗ оживил на сцене мифологических колдунов и оборотней Фото Александра Шибко

Что "Бумажные вещи", что "Василисса" в качестве эскизов были одинаково притягательными. Яркие, интересные и непонятные. Своей непохожестью на остальные работы они манили публику, и совершенно справедливо были признаны лучшими. Зритель ждал, когда же их масштабируют до больших спектаклей, и, наконец, расскажут в чем все-таки суть происходящего.

С "Бумажными вещами" случился конфуз. Вместо разъяснений, зрителей еще больше запутали, да так, что дело дошло до скандала. В итоге ТЮЗ был вынужден пойти на беспрецедентные меры - премьеру сняли с новогодней афиши. Позже "Бумажные вещи" доработали, повысили возрастной ценз, снова пустили в ротацию, но неприятный флёр у постановки все равно остался, потому что первое впечатление нельзя произвести дважды.

"Василиссу" сразу на всякий случай обозначили как премьеру "12+". На самом деле ничего такого, на что нельзя было бы смотреть детям помладше, там нет. Наоборот, режиссер Петр Куртов вместе с художником Валентиной Спевак, а также композиторами, хореографами, световиками и т. д., смогли создать на сцене уникальный и увлекательный лесной мир.

Фото Александра Шибко

Итак, живет на окраине таинственного леса девочка Василисса (именно так, с двумя "с") (Юлия Мещерякова). В лес родители ей строго настрого ходить запрещают. И вот однажды Василисса подслушала их разговор с неким Летавцем (Алексей Ротачков). Он сказал, что на этот раз мама и папа должны будут отдать какому-то Берендею (Алексей Карабанов) чуть ли не все, что смогли вырастить на земле и заработать и упоминал некий договор, скрепленный кровью. Василисса решается помочь родителям, и отправляется в тот самый лес на поиски загадочного и злого (как ей кажется) колдуна.

Роуд-муви — это жанр, где герои все время находятся в путешествии, преодолевая на пути к цели трудности и попадая в приключения. Вот и Василиссу ждут в волшебном лесу сплошные неожиданные встречи и испытания.

Фото Александра Шибко

То Полуденница (Анна Соседова) загадки чудные загадает, то Лихо Одноглазое (Елена Сидорова) с Черепом Череповицем (Ольга Самохина) заворожат, то прекрасные Русалки (Мария Лучкова, Надежда Червонная, Ксения Гецевич, Мария Рычкова, Дарья Доронина) утащат с собой в подводное царство. Одним словом, просто так до Берендея не добраться. Хорошо, что рядом оказывается молодой волколак, получеловек-полуволк Белояр (Дмитрий Ахметшин). Именно он вытаскивает Василиссу из передряг, попутно обнаруживая в ней волшебные способности. Иначе как объяснить то, то заклятья на девочку не действуют, и она понимает змеиный язык (привет поклонникам Поттерианы). 

Фото Александра Шибко

Если вы впервые слышите о Полуденнице, Летавце и прочих волколаках, то с вами все в порядке. Сейчас о них в курсе разве что знатоки славянской и языческой мифологии. Драматург Мария Малухина оживила их в своей пьесе, а саратовский ТЮЗ на сцене. Запрос на модную и актуальную русскость таким образом был удовлетворен, тем более, что премьера совсем не грузит юных зрителей лишней информацией, знаками и двойным смыслом. История простая, мораль присутствует, главные герои приятные, им искренне сопереживаешь.

А какие здесь костюмы и спецэффекты! На сцене все время что-то крутится, кто-то проваливается под пол и вырастает из ниоткуда. Благо, технологичная и современная площадка это позволяет. В итоге каждая мизансцена выглядит отдельным шоу. Особо стоит выделить квинтет русалок, настолько барышни получились красивыми.

Фото Александра Шибко

От блондинок со сверкающей кожей в легких ниспадающих одеждах невозможно оторвать глаз. А уж если поворкуют они с тобой своими медовыми голосами, то на дно морское за ними сам пойдешь. Именно в такие моменты и происходит та самая театральная магия, когда уже с трудом разделяешь постановку с актерами от пьесы и персонажей.

В общем первая премьера сезона ТЮЗу точно удалась. Похоже, "Василисса" станет очередной постановкой, билетик на которую будет трудно урвать даже в первый день продаж. Ну а театру радость — многим остается только мечтать о целом ворохе хитовых творений.

Автор: Екатерина Ференец
Похожие материалы
  • 23.12.2024, 18:22 Абсурд и сюрреализм под елочку. В ТЮЗе выпустили детский спектакль с недетским сюжетом

    Эскиз спектакля "Настоящие бумажные вещи Т. Гримса" около года назад приятно удивил саратовских любителей театра. Его режиссер Екатерина Костеневская и актеры ТЮЗа имени Киселева показали на лаборатории "Планшет". Зарисовка получилась настолько необычной, сказочной и интригующей, что жюри отдало ему немало голосов. Было действительно интересно посмотреть во что может вырасти этот "пробник" спектакля. И вот, на Большой сцене состоялась премьера "Бумажных вещей", но публика прежнего восторга не испытала.

  • 02.03.2021, 12:59 Модная классика в ТЮЗе. "Отцы и дети" сроднились с голливудским "Чужим"

    Постановка "Отцы и дети" в ТЮЗе начала интриговать еще задолго до своего премьерного часа. На рекламной афише вместо чего-то романтично-аристократичного красовалась мерзкая тварь из фильма "Чужой". Хищно открытая пасть, полный рот острых зубов, свисающие ниточки слюны - даже при беглом взгляде не оставалось сомнений, что это именно она. Сверху художники пристроили на чудище прекрасные розы, но ощущение ужаса это не сгладило. А тут еще и в пресс-релизе режиссера Владимира Золотаря отрекомендовали как смелого экспериментатора. Ну вот, подумалось театралам, приплыли.

  • 03.08.2015, 11:50 Н@блюдатель. Прокурор с саблей, дружинники против агентов и несостоявшееся метро Жизнь на прошлой неделе хоть и не приносила особых новостных поводов, но и скучать не давала. Так, в Саратове ликвидировали "двуглавую" систему власти, когда городом управляли одновременно глава и глава администрации. Правительство области под шумок запросило в кредит еще 8 миллиардов рублей, при чем даже самые бдительные из пишущей братии узнали об этом лишь через две недели после объявления аукциона. Министр транспорта Николай Чуриков заявил о том, что не допустит повышения цен на проезд выше чем до 17 и 19 рублей в автобусах и маршрутках соответственно. А в энгельсской колонии надзиратели до смерти избили заключенного.
  • 05.07.2013, 09:54 Дело о гибели заключенного. Однажды, 15 лет назад В Саратовской области начался сложный, долгий, мучительный процесс. Пятеро бывших сотрудников исправительной колонии N13 обвиняются в превышении должностных полномочий и причинении тяжких телесных повреждений, повлекших по неосторожности смерть потерпевшего. В числе потерпевших — мать погибшего заключенного и еще двое сидельцев того же исправительного учреждения. По версии следствия, от подсудимых достались "горячие" (так на местном жаргоне называются удары по "пятой точке" деревянным молотком) и им. На первом заседании, где зачитывалось обвинительное заключение, зал был забит слушателями — общественниками, правозащитниками, журналистами. Эти, последние, казалось бы, должны относиться к делу без эмоций — сухая информация, комментарии и ничего больше, по крайней мере, до решения суда. Но как можно быть беспристрастным, когда на скамье потерпевших потерявшая сына мать, а на скамье подсудимых — человек, с которым ты учился в одной школе и жил в соседних домах.
  • 13.04.2013, 09:02 Немецкая премьера в ТЮЗе. "Святая Иоанна" Немецкий драматург и поэт Бертольд Брехт закончил свою пьесу "Святая Иоанна скотобоен" в 1931 году. В тот же год католическая церковь отмечала 500-летие Жанны д`Арк. У Брехта получилась своя Жанна, вернее, Иоанна. На этот раз юная французская освободительница предстала в роли американки, что спасает обездоленных в период тяжелейшего экономического кризиса. 10 апреля саратовский ТЮЗ представил на суд зрителей спектакль по этому произведению.
Новые материалы
Обсуждаемые новости
  • Сегодня
  • Неделя
  • Месяц
Поиск дешевых лекарств в аптеках Саратова
Архив новостей
Нашли ошибку
x