Выбор редакции
Комментарии
увеличить шрифт
  • A
  • +A
  • +A

Модная классика в ТЮЗе. "Отцы и дети" сроднились с голливудским "Чужим"

  • 12:59, 2 марта 2021
  • Комментариев[10]

Постановка "Отцы и дети" в ТЮЗе начала интриговать еще задолго до своего премьерного часа. На рекламной афише вместо чего-то романтично-аристократичного красовалась мерзкая тварь из фильма "Чужой". Хищно открытая пасть, полный рот острых зубов, свисающие ниточки слюны - даже при беглом взгляде не оставалось сомнений, что это именно она. Сверху художники пристроили на чудище прекрасные розы, но ощущение ужаса это не сгладило. А тут еще и в пресс-релизе режиссера Владимира Золотаря отрекомендовали как смелого экспериментатора. Ну вот, подумалось театралам, приплыли.

Модная классика в ТЮЗе. "Отцы и дети" сроднились с голливудским "Чужим" Фото Михаила Гаврюшова

Надежду на лучшее вселяло то, что спектакль Золотарь собирался ставить по инсценировке Адольфа Шапиро. Латвийский педагог и драматург когда-то заново переосмыслил классику Ивана Тургенева. Он, перечитав роман, вдруг понял, какие тайны тот хранит и почему на это не обращали внимания до него. В итоге вроде бы знакомые до буквы со школы "Отцы и дети" заиграли вдруг новыми красками, и театры десятками взялись ставить произведение именно в  инсценировке Шапиро.

На первое место безоговорочно выходит история Евгения Базарова (Руслан Дивлятшин). Но в этом прочтении он явно тяготиться своим трендовым нигилизмом. Шапиро, а вслед за ним и Владимир Золотарь, обнаруживают в Базарове сплошные противоречия. Студент-медик хочется быть новым, смелым, необычным, но всякий раз, как он демонстрирует эту новизну, его буквально разрывает изнутри, он себя будто насилует. Оказалось, что для Базарова вполне себе органичны и приемлемы те ценности, которые на публике он высмеивает и отвергает. Семья, честь, долг, доброта, но в  первую очередь любовь.

Фото Михаила Гаврюшова

ТЮЗ в этот раз вообще рассказывает в первую очередь про любовь. Как по-мужски скупо, но трепетно любят друг друга братья Кирсановы. Тонкий и душевный Николай (Алексей Карабанов) живет как бы под присмотром суховатого и строгого Павла (Алексей Ротачков). А Фенечка (Анна Соседова)! Невидимой нитью связывает братьев застенчивая крестьянка, и как радостно на душе от того, что в итоге все секреты разрешаются. Простодушный Аркадий Кирсанов (Алексей Анисимов) любит жизнь и всех вокруг, а еще вдруг обнаруживает в себе чувства к юной Катерине (Надежда Червонная). Базаров и рад был не терзаться из-за Анны Сергеевны Одинцовой (Марина Климова), но два этих страстных существа просто не дадут друг другу жить. Совсем другой любовью, боязливо-фанатичной,  любят Евгения Васильевича его милейшие родители (Александр Федоров, Марина Полозова).

Фото Михаила Гаврюшова

"Отцы и дети" - это вневременная история. Спор о ценностях разных поколений всегда вызрывоопасен, в каких бы декорациях это не происходило. Стиральная машинка, холодильник, большая плазма и даже наушники на голове у развязного слуги Петра (Владимир Егоров) не кажутся здесь чем-то инородным. Динамики придают задействованные по всему периметру сцены камеры, приходящее в движение само пространство ТЮЗа, высвечивающиеся на экране строки из тургеневского произведения. Все это выглядит модно и немного по-богомоловски, но язык не повернется назвать такую сценическую трактовку плагиатом. За счет подобных приемов трехчасовой спектакль смотрится легко. Правда, второе действие не в пример ярче первого, в котором излишне меланхоличный характер подчеркивает убаюкивающая фортепианная тема.

А что с "Чужим", спросите вы? Голливудский блокбастер с Сигурни Уивер главные герои периодически смотрят по телевизору в своем современном жилище. Конечно, когда Павел Петрович Кирсанов, одетый в "костюм в английском вкусе", за завтраком чинно разбивает серебряной ложечкой вареное яйцо, а в это время Фенечка наблюдает, как из одного "чужого" рождается множество мелких опасных тварей, в голове происходит взрыв. Но удивительным образом это не порождает вопросов к постановщикам. В конце концов, в каждом из нас сидит вот такой "чужой", главное не дать ему поработить себя, убить в себе все настоящее и чувственное.

Фото Михаила Гаврюшова

Премьера стала бенефисом сразу нескольких артистов. Из Руслана Дивлятшина вышел хороший Базаров. Этот угрюмый и презирающий все традиционное нигилист, на самом деле умеет и сострадать, и любить. Просто все эти чувства он настолько глубоко загнал вовнутрь себя, что теперь ему кажется, что их и вовсе нет. Дивлятшин-Базаров талантливо превращает собственную трагедию в настоящий психологический триллер. Хороша и пара Карабанов-Ротачков. Маститые актеры раскрылись с новой стороны, продемонстрировав, что хороший партнер на сцене это настоящий бриллиант. ТЮЗ ангажировал Алексей Анисимова, еще когда он был студентом, и не ошибся. Юный Эдди Рэдмен саратовского разлива способен как одинаково талантливо покривляться в дипломном спектакле, так и блеснуть в большой репертуарной постановке. Его Аркадий по-ученически правильный, но не лишенный открытого сердца и горящих глаз, в момент находит своих поклонников.

Если берешься за классику в XXI веке, будь готов сделать ее не скучно. Эксперимент ТЮЗа в этом плане практически образец для подражания. Смелость здесь не вызывает вопроса "зачем?", а профессионализм исполнителей заставляет рекомендовать премьеру к просмотру самой широкой аудитории театралов.

Автор: Екатерина Ференец
Новые материалы
  • 15.03.2024, 14:25 Цифровая лапша. Актуальные мошеннические схемы-2024

    Не успел в стране начаться Год семьи, как мошенники придумали новую схему с легендой о денежных выплатах для детей. И схема про "лишние" налоги появилась почти одновременно с началом работы над законопроектом о прогрессивной системе налогообложения. Мошенники идут в ногу с повесткой дня и действуют в унисон с развитием цифровых технологий. Самые актуальные виды преступных сценариев, по мнению экспертов, связаны с применением искусственного интеллекта. Как именно сегодня "разбойники" с большого интернета лишают денег граждан? СарБК обновил перечень самых популярных схем.

  • 15.03.2024, 13:45 "Дюна 2". Заметки киномана

    Информация для тех, кто не читал Фрэнка Герберта: это не просто сиквел, а необходимое продолжение сюжета. И для его раскрытия понадобится еще не один фильм. Для тех, кто в курсе: вторая часть даже лучше, чем первая. Ровно такое кино, ради которого существуют кинотеатры с огромными экранами и хорошим звуком.

Поиск дешевых лекарств в аптеках Саратова
Архив новостей
Нашли ошибку
x