Выбор редакции
Комментарии
увеличить шрифт
  • A
  • +A
  • +A

Модная классика в ТЮЗе. "Отцы и дети" сроднились с голливудским "Чужим"

  • 12:59, 2 марта 2021
  • Комментариев[10]

Постановка "Отцы и дети" в ТЮЗе начала интриговать еще задолго до своего премьерного часа. На рекламной афише вместо чего-то романтично-аристократичного красовалась мерзкая тварь из фильма "Чужой". Хищно открытая пасть, полный рот острых зубов, свисающие ниточки слюны - даже при беглом взгляде не оставалось сомнений, что это именно она. Сверху художники пристроили на чудище прекрасные розы, но ощущение ужаса это не сгладило. А тут еще и в пресс-релизе режиссера Владимира Золотаря отрекомендовали как смелого экспериментатора. Ну вот, подумалось театралам, приплыли.

Модная классика в ТЮЗе. "Отцы и дети" сроднились с голливудским "Чужим" Фото Михаила Гаврюшова

Надежду на лучшее вселяло то, что спектакль Золотарь собирался ставить по инсценировке Адольфа Шапиро. Латвийский педагог и драматург когда-то заново переосмыслил классику Ивана Тургенева. Он, перечитав роман, вдруг понял, какие тайны тот хранит и почему на это не обращали внимания до него. В итоге вроде бы знакомые до буквы со школы "Отцы и дети" заиграли вдруг новыми красками, и театры десятками взялись ставить произведение именно в  инсценировке Шапиро.

На первое место безоговорочно выходит история Евгения Базарова (Руслан Дивлятшин). Но в этом прочтении он явно тяготиться своим трендовым нигилизмом. Шапиро, а вслед за ним и Владимир Золотарь, обнаруживают в Базарове сплошные противоречия. Студент-медик хочется быть новым, смелым, необычным, но всякий раз, как он демонстрирует эту новизну, его буквально разрывает изнутри, он себя будто насилует. Оказалось, что для Базарова вполне себе органичны и приемлемы те ценности, которые на публике он высмеивает и отвергает. Семья, честь, долг, доброта, но в  первую очередь любовь.

Фото Михаила Гаврюшова

ТЮЗ в этот раз вообще рассказывает в первую очередь про любовь. Как по-мужски скупо, но трепетно любят друг друга братья Кирсановы. Тонкий и душевный Николай (Алексей Карабанов) живет как бы под присмотром суховатого и строгого Павла (Алексей Ротачков). А Фенечка (Анна Соседова)! Невидимой нитью связывает братьев застенчивая крестьянка, и как радостно на душе от того, что в итоге все секреты разрешаются. Простодушный Аркадий Кирсанов (Алексей Анисимов) любит жизнь и всех вокруг, а еще вдруг обнаруживает в себе чувства к юной Катерине (Надежда Червонная). Базаров и рад был не терзаться из-за Анны Сергеевны Одинцовой (Марина Климова), но два этих страстных существа просто не дадут друг другу жить. Совсем другой любовью, боязливо-фанатичной,  любят Евгения Васильевича его милейшие родители (Александр Федоров, Марина Полозова).

Фото Михаила Гаврюшова

"Отцы и дети" - это вневременная история. Спор о ценностях разных поколений всегда вызрывоопасен, в каких бы декорациях это не происходило. Стиральная машинка, холодильник, большая плазма и даже наушники на голове у развязного слуги Петра (Владимир Егоров) не кажутся здесь чем-то инородным. Динамики придают задействованные по всему периметру сцены камеры, приходящее в движение само пространство ТЮЗа, высвечивающиеся на экране строки из тургеневского произведения. Все это выглядит модно и немного по-богомоловски, но язык не повернется назвать такую сценическую трактовку плагиатом. За счет подобных приемов трехчасовой спектакль смотрится легко. Правда, второе действие не в пример ярче первого, в котором излишне меланхоличный характер подчеркивает убаюкивающая фортепианная тема.

А что с "Чужим", спросите вы? Голливудский блокбастер с Сигурни Уивер главные герои периодически смотрят по телевизору в своем современном жилище. Конечно, когда Павел Петрович Кирсанов, одетый в "костюм в английском вкусе", за завтраком чинно разбивает серебряной ложечкой вареное яйцо, а в это время Фенечка наблюдает, как из одного "чужого" рождается множество мелких опасных тварей, в голове происходит взрыв. Но удивительным образом это не порождает вопросов к постановщикам. В конце концов, в каждом из нас сидит вот такой "чужой", главное не дать ему поработить себя, убить в себе все настоящее и чувственное.

Фото Михаила Гаврюшова

Премьера стала бенефисом сразу нескольких артистов. Из Руслана Дивлятшина вышел хороший Базаров. Этот угрюмый и презирающий все традиционное нигилист, на самом деле умеет и сострадать, и любить. Просто все эти чувства он настолько глубоко загнал вовнутрь себя, что теперь ему кажется, что их и вовсе нет. Дивлятшин-Базаров талантливо превращает собственную трагедию в настоящий психологический триллер. Хороша и пара Карабанов-Ротачков. Маститые актеры раскрылись с новой стороны, продемонстрировав, что хороший партнер на сцене это настоящий бриллиант. ТЮЗ ангажировал Алексей Анисимова, еще когда он был студентом, и не ошибся. Юный Эдди Рэдмен саратовского разлива способен как одинаково талантливо покривляться в дипломном спектакле, так и блеснуть в большой репертуарной постановке. Его Аркадий по-ученически правильный, но не лишенный открытого сердца и горящих глаз, в момент находит своих поклонников.

Если берешься за классику в XXI веке, будь готов сделать ее не скучно. Эксперимент ТЮЗа в этом плане практически образец для подражания. Смелость здесь не вызывает вопроса "зачем?", а профессионализм исполнителей заставляет рекомендовать премьеру к просмотру самой широкой аудитории театралов.

Автор: Екатерина Ференец
Комментарии - 10
Сортировать
  • По рейтингу
  • По дате
  • Национально-освободительное движение.
    У Золотарей работы нынче явно поубавилось. вот они и переключились в театральную сферу. Золотарей всегда отличал особый, специфический душок...
    2 Марта, 13:38
  • Пенсионер
    Бедный Тургенев, труд которого изуродовали. Бедные мы, которые вынуждены наблюдать нравственное изнасилование. Бедные дети, которые становятся под влиянием золотарей духовными потребителями дерьма. Комментируюшая Катя Ференц, похоже, уже наелась и привыкла потреблять ЭТО.
    2 Марта, 14:32
  • лозунг дна
    Если берешься за классику в XXI веке, будь готов сделать ее не скучно. Реформы культуры и образования обязательно научат молодое поколение землян передвигаться на четырех конечностях и ловко лазить по деревьям.
    2 Марта, 16:41
  • Гостья
    Ничего не имею против нового прочтения классики, иногда это и правда получается талантливо, пусть и смело, и неожиданно. И на эту постановку, скорее всего, схожу. Но, тем не менее... как же я соскучилась по классике (простите!) классической! Вот чтобы и костюмы, и обстановка, и декорации, чтобы дословно, чтобы игра изумительная и тонкая, с пониманием и смыслом. Но так поставить - действительно сложная задача, да и публике, считается, будет скучно, а соответственно не окупится.
    2 Марта, 17:58
  • Саратовец 639
    2 Марта, 19:52
  • Национально-освободительное движение.
    После 1917 года в России проводилась оголтелая дерусификация, вплоть до того, что изучение в школах русского языка и русской литературы до 1938 года было не обязательным. По большому счёту, осуществлялся ГЕНОЦИД Русского народа и уничтожение Православия. Нечто похожее наблюдается и сейчас. Эти уроды-золотари что-либо привлекательное сами создать не могут, поэтому, под предлогом собственного прочтения русской классики, просто занимаются откровенным издевательством а нашем искусстве.
    2 Марта, 19:52
  • Критик
    Гостья, сходите на Бешеные деньги в драме. Соответствует вашему запросу полностью. Шикарная классическая классика)
    2 Марта, 22:38
    , ответ для Гостья
  • Гостья
    Критик, спасибо за рекомендацию! Из последних постановок драмы ни одна, увы, не впечатлила, но если взялись за классику и не испортили - есть смысл посмотреть. Пока мой фаворит из текущего репертуара - тюзовский "Дядя Ваня". Ну и "Богатые невесты" неплохи!
    3 Марта, 08:28
    , ответ для Критик
  • Критик
    Гостья, а как вам тюзовская Майская ночь?
    3 Марта, 16:41
    , ответ для Гостья
  • Гостья
    Критик, к сожалению, пока так и не удалось посмотреть, по разным обстоятельствам всё никак не попаду на неё...
    3 Марта, 19:41
    , ответ для Критик
  • Александр Л
    Национально-освободительное движение., Если понимать под Православием торгашество и свечные заводики, то да, можно назвать это геноцидом ( как и призывы жить без дураков ;) ) Я считаю, что истинных православных Господь укрыл от козней в ТО время. А вот те, что попали под раздачу - это был не геноцид, это был катарсис - проверка веры тех торгашей и фарисеев прикрывшихся православием. Никто не говорил, что деньгами можно облегчить тяжесть креста и Господь Бог не добрый дедушка сродни американскому Санта-Клаусу - он любящий отец, который долго терпит, но больно бьет...
    3 Марта, 20:25
Добавить комментарий
Новые материалы
  • 09.04.2021, 21:48 Темы недели: всеобщий карантин, капремонт без убытков, архитектурный ущерб

    Уходящая неделя оказалась бедной на события и запоминающиеся новости. Деятельность власти сошла почти к нулю - стоит думать, из-за подготовки к визиту президента Владимира Путина. Впрочем, удивляться было чему. Например, во всем Саратове объявили карантин по бешенству. Фонд капремонта окончательно заставили отказаться от дополнительных поборов с граждан. А к застройщикам подали иски о взыскании ущерба, который те нанесли памятникам архитектуры.

  • 09.04.2021, 13:34 "Мортал Комбат". Заметки киномана

    Вы слышали это словосочетание, даже если никогда не играли в одну из двух десятков игр и не смотрели фильмы из 90-х. А все потому, что для файтинга (игры, где все просто дерутся) у неё хорошо проработаны персонажи, сюжет и мифология. У многих о них приятные воспоминания, а значит, очередной голливудский римейк был неизбежен.

Поиск дешевых лекарств в аптеках Саратова
Архив новостей
Нашли ошибку
x