Выбор редакции
Комментарии
увеличить шрифт
  • A
  • +A
  • +A

Опера для героя. В театре поставили грантовую "Повесть о настоящем человеке"

  • 14:04, 23 сентября 2025
  • Комментариев[0]

Весной стало известно, что Саратовский театр оперы и балета выиграл грант Правительства России на новую постановку. Особое значение при отборе жюри уделяло проектам, посвященным 80-летию Победы. Наш театр решил, что самым беспроигрышным вариантом будет опера "Повесть о настоящем человеке" на музыку Сергея Прокофьева. Бывалые театралы удивились такому выбору, потому что даже в советское время эта, казалось бы, очень патриотичная и героическая вещь, так и не смогла толком прижиться в репертуаре ни одного из театров огромной страны. Но саратовский оперный был настроен преодолеть это "проклятье" и 20 и 21 сентября открыл этой премьерой новый сезон.

Опера для героя. В театре поставили грантовую "Повесть о настоящем человеке" Фото пресс-службы театра

Опера основана на одноименной повести Бориса Полевого, а она, в свою очередь, на подвиге легендарного летчика Алексея Маресьева. Раньше "Повесть" в обязательном порядке читали в школе, и каждый знал, что в 1942 году самолет молодого лейтенанта был подбит, а он сам упал с высоты в 30 метров. С раздробленными ногами Маресьев 18 дней полз по лесам и болотам, а потом его обнаружили жители новгородской деревни. Лейтенанта поздно доставили в госпиталь, и, чтобы спасти ему жизнь, хирургам пришлось ампутировать летчику обе ступни. В строй Алексей Маресьев вернулся уже на протезах, продолжил летать и сбивать вражеские самолёты, за что был удостоен звания Героя Советского Союза.

Сергей Прокофьев написал оперу по заказу Минкультуры. Но то ли творить на заказ не всем дано, то ли что-то еще пошло не так, но первый закрытый просмотр оперы в Ленинграде в 1948 году завершился разгромом. Критики и чиновники набросились на Прокофьева и за неоднородность партитуры, и за формализм и официозность, и даже за то, что герой и советский человек показан больным и неполноценным. Композитор в сердцах не стал ничего переделывать или дописывать, и оставил работу над оперой. В 1953 году он умер, и только в 1960-м в Большом театре прошла премьера оперы с существенной перекомпоновкой и сокращениями.

Именно в отредактированном виде и с купюрами "Повесть о настоящем человеке" потом ставили несколько раз в СССР, России и за рубежом. Всякий раз ее подгадывали под юбилейные даты, однако хитом у публики она так и не стала. Ставили "Повесть" и в Саратовском театре оперы и балета. Было это ровно 20 лет назад — в 2005-м (вероятно, к 60-й годовщине Победы), дирижировал бессменный Юрий Кочнев. Очевидно, что это также стало одним из аргументов за подачу оперы на грант.

Фото пресс-службы театра

Режиссером-постановщиком премьеры выступил народный артист России Григорий Исаакян, художником — лауреат "Золотой маски" Филипп Виноградов. Для исполнения главной партии Алексея пригласили солиста Большого театра, бывшего солиста нашего театра Андрея Потатурина.

Баритон он хороший, в Большом довольно успешен, но разглядеть, а вернее, расслушать его талант в этой опере сложно. Половину действа его герой, да и все остальные не поют, а произносят диалоги и монологи речитативом. Например, Комиссар (Виктор Григорьев), уверяя, что даже на протезах у Алексея все получится, говорит ему "Вы же советский человек!", а тот отвечает (зачем-то 5 раз подряд) "Я — советский человек". На операционном столе Алексей говорит "Ноги, мои ноги. Мама, зачем мне теперь носки?". При этом под задумке режиссера он не лежит вовсе, а стоит (!), прислонившись к вертикально поставленной кровати.

Фото пресс-службы театра

Публика то и дело переглядывается и шушукается, сосредоточиться на происходящем не получается. Проблема здесь не в исполнителях или постановщиках, а в самом материале. Прокофьев — это совсем не песенная музыка. Да, он написал аж 8 опер, но ни одна из них не имела грандиозного успеха. Его отличали диссонансы, фирменная антиромантическая ритмика, жесткость, отрывистость и моторность произведений. И если в балетах эти фишки еще можно обыграть (вспомним наш же "Стальной скок"), то в опере есть большой риск быть неверно понятыми или вообще не понятыми. Такую музыку сложно любить простому зрителю. Еще одна задачка со звездочкой, как минуя советскую идеологию, сосредоточиться на героической составляющей происходящего на сцене.

Фото пресс-службы театра

За годы проведенные в изгнании в ДК "Тантал", театр оперы и балета, казалось, нащупал ту самую схему, по которой в этом совсем неприспособленном зале можно ставить премьеры. Надо выбрать не очень известное, а иногда подзабытое произведение. Желательно, чтобы у него не было канонического, известного всему миру образца. Потом приглашаем режиссера и позволяем ему фантазировать, умещая задуманное на скромной заводской сцене. Да, на шедевры рассчитывать не приходится, но как временный вариант этот метод вполне жизнеспособен.

Однако в случае с "Повестью о настоящем человеке" он дал сбой. Вроде все делали как обычно, но нет ощущения, что премьере будет сопутствовать успех и она надолго застолбит за собой место в афише. Впрочем, в финале публика долго не отпускала артистов, благодарила аплодисментами и криками "Браво!". Так что тут все зависит от искушенности и насмотренности саратовских театралов.

Автор: Екатерина Ференец
Похожие материалы
  • 06.10.2022, 13:53 Гигантский патриотизм. Театр выпустил оперу "Петр Первый" с шестиметровой головой императора на сцене

    Оперу "Петр Первый", приуроченную к 350-летию императора, театр оперы и балета задумал давно и намеревался представить в качестве первой премьеры в отреставрированном историческом здании. Но артисты предполагают, а подрядчик располагает, и срок сдачи обновленного здания недавно сдвинулся ровно на год. В принципе показ оперы тоже можно было бы перенести, но тогда юбилейный повод был бы упущен, тем более, что власти попросили продемонстрировать это творение на городских праздниках. В итоге "Петр Первый" сначала дважды появился в формате open air в усеченном формате, а в начале октября театр открыл новый сезон уже полновесным спектаклем.

  • 08.06.2021, 13:35 Оперный батл. На Конкурсе конкурсов вокалистов удивляли экзотикой, фактурой и титулами

    Конкурс конкурсов вокалистов - одна из главных «фишек» Собиновского музыкального фестиваля. Собиновский каждый год выходит разным, но состязание двенадцати молодых оперных певцов всякий раз собирает полные залы и порождает горячие споры среди поклонников классической музыки. В этом году перед организаторами стояла непростая задача - как в условиях продолжающихся коронавирусных ограничений собрать на Конкурсе конкурсов таких вокалистов, которые порадовали бы взыскательную саратовскую публику. За эти годы зритель по-хорошему избаловался: ему и все голоса подавай, и иностранцев тоже. Не забываем еще, что они должны уже быть лауреатами или дипломантами каких-нибудь конкурсов. Одним словом, повышенный уровень сложности.

  • 28.03.2014, 14:09 Любовь Казарновская: "Добиваться звания "Народная артистка" не стану" Любовь Казарновская — знаменитая оперная певица, обладающая мощным и глубоким сопрано. Заслуженная артистка РФ, заслуженный деятель искусств РФ. Педагог, профессор. После сольного концерта, который недавно прошел в Саратове, оперная дива дала интервью СарБК.
  • 27.05.2013, 14:37 Опера "Риенци". Когда эротика вокалу не помеха На кровати с панцирной сеткой лежит молодой мужчина в черной майке и красных трусах. В начале он читает книгу, затем натягивает боксерские перчатки, отправляет в нокаут воображаемого соперника, принимается бегать вокруг "ложа", потягивается и отжимается. На заднем фоне мелькает проверочная картинка телеэкрана, с привычными кружочками и разноцветными квадратиками. По такому началу оперы "Риенци" вряд ли кто-то мог догадаться о том, что постановка в оригинале повествует о судьбе последнего римского трибуна, который жил в середине 14 века. Самая ожидаемая премьера этого сезона прошла 24 мая на сцене театра оперы и балета в рамках Собиновского фестиваля.
  • 23.05.2013, 17:43 Собиновский фестиваль-2013. Балет для вдохновения и путешествия Зигфрида Открывшийся 22 мая на сцене театра оперы и балета музыкальный форум стал уже 26-м по счету. За эти годы Собиновский фестиваль переживал взлеты и падения, а организаторы на свой страх и риск пытались вычислить идеальную формулу высоких кассовых сборов. Чтобы максимально охватить меломанов на оперную сцену приглашаются не только классические исполнители, но и рокеры, джазисты и представители прочих музыкальных направлений. "Будьте спокойны — Киркорова мы никогда не позовем", - заявил на недавней пресс-конференции худрук театра Юрий Кочнев.
Новые материалы
Обсуждаемые новости
  • Сегодня
  • Неделя
  • Месяц
Поиск дешевых лекарств в аптеках Саратова
Архив новостей
Нашли ошибку
x