Выбор редакции
Комментарии
Новости
увеличить шрифт
  • A
  • +A
  • +A

Уровень доверия к минеральной воде со стороны потребителей падает

  • 11:58, 25 сентября 2006
  • Комментариев[0]
Консалтинговая компания "Системы бизнес роста" провела исследование рынка минеральной и питьевой бутилированной воды Саратова. Были опрошены 1 200 респондентов в возрасте от 18-ти лет. Выборка репрезентативна по полу и возрасту.

Среди потребителей минеральной и питьевой воды преобладают женщины - их доля составляет 59,3%. Основная группа потребителей - это горожане в возрасте 18-45 лет. Реже других категорий пьют такую воду люди от 56-ти до 65 лет. Стоит отметить, что респонденты при покупке обычно не делают различия между питьевой и минеральной водой.

В ходе исследования удалось выявить особенности потребления минеральной и питьевой воды в Саратове в осенне-зимний период. Более половины опрошенных пьют такую воду раз в неделю и чаще, более четверти - раз в 2 недели, 20% - раз в месяц.
Чаще всего саратовцы пьют минеральную и питьевую бутилированную воду дома и на работе - так ответили соответственно 80,4 и 32% опрошенных. Реже ее потребляют на природе и в кафе/барах/ресторанах - доли таких ответов составляют 19 и 14,2%.

Что касается особенностей потребления в зависимости от вида воды, то минералку чаще потребляют дома, питьевую воду - дома и на работе.
Результаты опроса показали, что наибольшим спросом у жителей Саратова пользуется среднегазированная минеральная и питьевая вода - ее предпочитают 64,5% опрошенных. Сильногазированная и негазированная вода менее популярна - ее выбирают соответственно 28,9 и 17,5% респондентов. Воду с различными вкусовыми добавками, например апельсин, лимон, женьшень, яблоко - пьют 1,1% участников опроса.

Большинство опрошенных - 88,9% - приобретают минеральную и питьевую воду в ПЭТ-таре. Только 15% покупают ее в стеклянных бутылках, а для 5% упаковка не имеет значения. То, что многие потребители отдали предпочтение воде в ПЭТ, скорее всего, обусловлено существующим на саратовском рынке предложением. По данным исследования компании "Бизнес Аналитика", доля минеральной и питьевой воды в стеклянной таре, составляет всего 10,5% российского рынка.

Что касается объема упаковки, то чаще всего приобретается вода в 1,5- и 0,5-литровых бутылках - их предпочитают соответственно 62,1 и 21,2% опрошенных. Такой выбор обусловлен тем, что большинство респондентов - 68,4% - чаще всего покупают бутилированную минеральную и питьевую воду для себя. Для всей семьи ее приобретают 31,6% опрошенных. Воду в упаковке других объемов - 1, 2 и 5 литров - выбирают 16,7% опрошенных.

Осенью и зимой большинство опрошенных - 51% - за месяц приобретают бутилированной минеральной и питьевой воды на сумму от 50 до 150 рублей. Более 150 рублей на данную продукцию ежемесячно тратят 14% респондентов, а менее 50 рублей - 35% участников опроса. Средняя стоимость покупки минеральной воды составляет 18 руб., а питьевой - 28,9 руб.
В качестве главного критерия выбора минеральной и питьевой бутилированной воды потребители отмечают известность марки (47,7%) и производителя (28,3%). 16,3% опрошенных в первую очередь оценивают "освежающий эффект" продукта, 8,3% - привлекательный внешний вид упаковки. Среди прочих критериев выбора - целебные свойства и "другое".

В ходе исследования также изучались причины лояльности потребителей по отношению к той или иной марке минеральной и питьевой воды. Большинство потребителей - 82,3% - ориентируются на вкусовые свойства воды, другими словами, им нравится ее вкус. Также в качестве причин лояльности определенной марке часто называлась доступная цена, привычка покупать и доверие бренду - так ответили соответственно 62, 44,6 и 44,1% опрошенных.

В группу "Питьевая вода" входят марки Aqua Minerale (The Pepsi Bottling Group), BonAqua (The Coca Сola Сompany), "Архыз" (ЗАО "Висма", г. Черкесск, Карачаево-Черкессия), "Белый ключ" (ООО "ПКФ "Белый ключ-М", г. Саратов), "Меркурий" (ООО "Фирма "Меркурий", г. Черкесск, Карачаево-Черкессия), "Святой источник" (ООО "Нестле Вотерс", Москва) и другие. Несмотря на то что вода некоторых марок содержит в своем составе полезные микроэлементы, она позиционируется как питьевая. Это является стратегией производителей и, по всей видимости, связано с некоторыми ограничениями в законодательстве.

К группе "Минеральная вода" относятся марки "Геленджикская", "Ессентуки", "Кисловодская" (разных производителей), "Нальчик" (ЗАО "Гермес-Ника", г. Нальчик, Кабардино-Балкария), "Нарзан" (разных производителей), "Новотерская целебная" (ЗАО "Кавминводы", Ставропольский край), "Славяновская", "Смирновская" (ЗАО "Минеральные воды Железноводска") и другие.

Осведомленность о марках минеральной и питьевой воды, а также марочные предпочтения потребителей измерялись с помощью нескольких показателей: рейтинг спонтанной известности (знание марки без подсказки), рейтинг наведенной известности (знание марки с подсказкой) и рейтинг потребления (чаще всего приобретаемые марки). В десятку лидеров как по спонтанной, так и по наведенной известности вошли марки "Меркурий", Aqua Minerale, "Ессентуки", "Нарзан", BonAqua, "Белый ключ", "Архыз" и "Новотерская целебная".

Однако предпочтения потребителей по маркам несколько отличаются. В пятерку лидеров по потреблению вошли бренды "Меркурий", Aqua Minerale, "Ессентуки", "Нарзан" и BonAqua. Кроме того, достаточно высокий уровень потребления имеет вода "Новотерская целебная" (ЗАО "Кавминводы", Ставропольский край) - ее отметили 16,1% опрошенных, а также "Белый ключ" - 9,4% ответов.

В заключение можно отметить, что жители Саратова четко не разделяют для себя категории минеральной и питьевой воды, за исключением, может быть, таких известных брендов, как "Ессентуки" и "Нарзан". В то же время производители, в частности местные, выпуская минеральную воду, не используют достоинства этой продукции для продвижения и чаще всего позиционируют ее как питьевую. Вероятно, это обусловлено тем, что по ГОСТу данная продукция не попадает в категорию минеральной воды.

Как показали результаты исследования, в Саратове уровень доверия к минеральной воде со стороны потребителей падает. Это связано с большим количеством подделок, представленных на прилавках магазинов. Не последнюю роль здесь также сыграла достаточно широкая огласка этого факта в местных и федеральных СМИ.

Среди саратовских производителей достаточно прочную позицию на рынке имеет ООО "ПКФ "Белый ключ-М" (ТМ "Белый ключ"). Эта компания имеет неплохой процент дистрибьюции - по экспертным оценкам, более 70%. По сути, по показателям дистрибуции и уровню популярности альтернативой воде "Белый ключ" на саратовском рынке является только Aqua Minerale и BonАqua. Однако в своей ценовой категории марка "Белый ключ" не имеет достойных конкурентов. Местные производители, продукция которых занимает одну нишу с "Белым ключом", уже давно не предпринимали активных рекламных усилий.
Что касается особенностей летнего периода, то в связи с наступлением дачного сезона возрастает спрос на воду в 5-литровых бутылках.

Максим Ростов

Добавить в избранные источники Яндекс.Новости и Google Новости
Стали свидетелями интересного?
Снимайте на телефон, присылайте в редакцию, читайте на СарБК.
Картина дня
Решения для улучшения мобильного покрытия представил билайн бизнес на Третьем российском угольном саммите Решения для улучшения мобильного покрытия представил билайн бизнес на Третьем российском угольном саммите Специалисты билайн бизнес представили мобильные и стационарные решения для создания покрытия мобильной связи в удаленных и труднодоступных местах, где связь отсутствует полностью или крайне нестабильна. Презентация прошла в Новокузнецке в рамках Третьего...
Обсуждаемые новости
  • Сегодня
  • Неделя
  • Месяц
Поиск дешевых лекарств в аптеках Саратова
Архив новостей
  • «
  • 25 сентября 2006
  • »
  • пн
  • вт
  • ср
  • чт
  • пт
  • сб
  • вс
Нашли ошибку
x