"ЕР": в ожидании "официального" оформления внутрипартийной оппозиции
Не с самых лучших позиций начала новый политический год "Единая Россия". Партия ослаблена борьбой с оппозицией, в лице которой консолидировано выступают почти все региональные отделения других партий. Внутри рядов самой "ЕР" наблюдается вызревание оппозиции, не согласной с жесткой авторитарной тактикой большинства. Внутрипартийные дискуссии и конфликты, несмотря на заявления руководства об отсутствии таковых, давно перестали быть сугубо внутренним делом партии и выплеснулись в сферу публичной политики.
Можно ожидать, что осенью произойдет какое-либо "официальное" оформление внутрипартийной оппозиции - в виде конкретных публичных шагов, высказываний, действий оппозиционной группы. Например, требование проведения внеочередных партийных форумов с целью добиться перемен в руководстве. Несмотря на это, принципиальных перемен в руководстве отделения партии скорее всего не произойдет, т.к. оппозиционное крыло очевидно слабее и малочисленнее. Степень его консолидации также вызывает большие сомнения. Весьма вероятной выглядит возможность понижения статуса самих оппозиционеров (под знаменем борьбы за партийную дисциплину и чистки партийных рядов).
Знаковым явлением стало участие в повторных выборах в Саратовскую областную Думу по Заводскому избирательному округу N3 двух кандидатов от "ЕР" - Воронкова и Угланова. Выдвижение Угланова изначально выглядело как инициатива самого кандидата. Однако активность его избирательной кампании и то упорство, с которым он противостоит "официальному" партийному кандидату, свидетельствует о наличии у него серьезной поддержки. И хотя по сути Угланов - не кандидат от "ЕР", а кандидат, состоящий в "ЕР", это не мешает ему использовать бренд партии. Кто из двоих окажется в глазах избирателей бóльшим "единороссом" - покажут выборы. Только победителем, как это бывало уже не раз, может при этом оказаться не Воронков и не Угланов, а кандидат от КПРФ Беликов. Пока этот случай нельзя назвать тенденцией. Но при сохранении текущей ситуации в региональном отделении "ЕР", на выборах 2007 года такие явления точно станут массовыми.
Большинство местных аналитиков сходятся во мнении, что одной из причин ослабления позиций "ЕР" в регионе является позиция губернатора и его окружения, негласно поддерживающих оппозиционную деятельность против "ЕР". В то же время сам губернатор неоднократно публично заявлял, что он, как член "ЕР", полностью поддерживает взгляды, программу и деятельность партии, а принципиальных разногласий с руководством регионального отделения партии у него нет. Однако это не совсем так. Губернатора не может устраивать ситуация, когда в руководимом им регионе существует практически независимый от него центр принятия решений, чье влияние распространяется на всю сферу управления регионом.
Вполне понятно стремление губернатора обрести такое влияние в региональном отделении "ЕР", которое позволило бы ему принимать полноценное участие в партийном руководстве и рассчитывать на поддержку партии. Однако для этого необходимо, во-первых, сформировать группу сторонников из числа той части партийного актива, которую не устраивает текущее положение дел в отделении, во-вторых, добиться кадровых перемен в политсовете. Для достижения этих целей политтехнологами губернатора была выбрана тактика закулисных игр и интриг; ситуация в региональном руководстве партии вполне этому благоприятствует.
Выбор такой тактики понятен, но не бесспорен. Всеобщая "нелюбовь" к "ЕР" в регионе, отчасти вызванная деятельностью партактива, отчасти искусственно культивируемая, рано или поздно вызовет серьезное недовольство в Москве. И не факт, что виновных будут искать только среди партийного руководства. Гнев Кремля вполне может пасть и на губернатора. Маловероятно, что политтехнологи главы региона не просчитали такого варианта развития событий. Значит, игра идет осознанно. Тогда это либо риск, либо санкционированное свыше допущение, что тоже не исключено: ведь "ЕР" - уже не единственный кремлевский партийный проект.
Следует, однако, отметить, что хотя взаимоотношения областной исполнительной власти и регионального отделения "ЕР" далеко не безоблачны, главные причины нынешних проблем партии все же кроются в ней самой. "Партия власти" в области постепенно превращается в неповоротливую, изолированную от внешнего мира систему, ориентированную на обслуживание самой себя, избегающую перемен и плодящую ошибку за ошибкой. Как следствие - увеличение конфликтов и противоречий внутри самой партии, снижение партийной дисциплины, потеря союзников на политической арене области, рост антипатии к местному отделению партии во всех слоях общества.
Нельзя утверждать, что эти процессы необратимы. Партии неизбежно приходится реагировать на вызовы агрессивной внешней среды, адаптироваться к меняющимся условиям, трансформировать свое поведение. Как показал недавний круглый стол "ЕР" с журналистами саратовских изданий, потенциал к оздоровлению у партии имеется. Будет ли этот потенциал реализован - покажет время.
Несмотря на имеющиеся проблемы, "ЕР" в регионе остается лидером электоральных предпочтений. Следует учитывать, что население голосует за партии как за федеральные бренды. Уровень доверия населения "ЕР" именно как федеральному бренду по-прежнему высок (выше 30%). Как и ранее, в пользу партии играет имидж Володина, остающегося одним из самых популярных и узнаваемых в регионе политиков. Если бы выборы происходили нынешней осенью, победа "ЕР" по партийным спискам не подлежала бы сомнению, даже с учетом распыленности, фрагментарности административного ресурса.
Красный печатный станок
Традиционно сильным игроком на политической арене области остается КПРФ. Сентябрь показал, что коммунисты не только не утратили своего потенциала, но и готовы (и способны) его наращивать. По частоте упоминаний в региональных СМИ представители КПРФ уступают только "ЕР". Регулярные митинги и пикеты КПРФ, хотя и малочисленны, являются неисчерпаемым информационным поводом для масс-медиа.
Противостояние "Володин - Рашкин" на месяцы сделало лидера регионального отделения КПРФ фигурантом первых полос газет. Вне зависимости от итогов противостояния, скандал выгоден как Рашкину, так и отделению партии в целом: традиционные сторонники КПРФ видят в лице Рашкина активного, деятельного борца за правду, страдающего от произвола власти. Рашкин, несмотря на недостаток харизмы, является признанным лидером партии в регионе, ее олицетворением для электората едва ли не в большей степени, чем Зюганов. Региональное отделение КПРФ, по крайней мере внешне, монолитно, не страдает от внутрипартийных интриг и конкуренции.
Проблемы с неявками в суды, с соблюдением депутатской этики могут повредить имиджу Рашкина только на уровне центрального аппарата партии, где существует жесткая внутрипартийная конкуренция, а рост его популярности в регионах устраивает далеко не всех.
Самой громкой сделкой месяца можно назвать приобретение дружественной КПРФ финансово-промышленной группой "АСТЭК-С" сети типографий "Полиграфия Поволжья". В том, что это политическое приобретение, сомневаться не приходится. По иронии судьбы первыми пострадавшими от политической предвзятости новых владельцев стали радикальные коммунисты "Трудового Саратова".
С приобретением редакционно-издательского комплекса "Полиграфия Поволжья", включающего несколько типографий, где печатаются районные газеты, КПРФ получила мощный медийный ресурс, причем именно в том сегменте рынка СМИ, доступ на который для КПРФ был всегда ограничен. Продажа "Полиграфии Поволжья" - грубейшая стратегическая ошибка областной власти, вне зависимости от того, какие задачи будут поставлены перед ней на выборах. Не исключено, однако, что по итогам проверки, которую уже инициировали депутаты областной Думы, результаты торгов могут быть пересмотрены.
Можно считать, что для КПРФ начало политического сезона складывается пока вполне успешно, существенных предпосылок для утраты традиционной электоральной базы не наблюдается.
"РЖП": нелаконично и неблагозвучно
Потенциальным конкурентом для КПРФ в наступившем политическом сезоне может стать новый "кремлевский проект" - объединенная партия с условным названием "Родина - Жизнь - Пенсионеры". Лидеры объединяющихся партий в сентябре заявили, что позиционируют новую структуру как левоцентристскую, тем самым частично претендуя на электорат КПРФ. Пока однако по поводу новой партии остается больше вопросов, чем ответов.
Как будет называться новое образование? Бренд "Родина" оказался весьма удачным и хорошо "раскручен", чего точно нельзя сказать об аморфной "Партии жизни". Успехи "Партии пенсионеров" всегда носили локальный характер и не зависели напрямую от бренда. Учитывая, что в названии новой партии планируется сохранить названия всех трех объединяющихся партий, трудно ожидать чего-то лаконичного и благозвучного.
Намерен ли Кремль отпустить партию в "свободное плавание" или будет оказывать ей поддержку, как в свое время "ЕР"? Если поддержка будет, то как на уровне регионов планируется разделять ресурсы (административные, медийные и пр.) между партиями?
Какой сложится структура руководства новой партией? Кто возглавит ее региональное отделение? Смогут ли лидеры трех партий решить эти вопросы "полюбовно", или же партии (региональному отделению) суждено увязнуть во внутрипартийных конфликтах?
Какую позицию по отношению к новой партии займет региональная исполнительная власть и лично губернатор?
До тех пор, пока не будет ясности хотя бы по части этих вопросов, говорить об электоральных перспективах новой партии преждевременно. Можно утверждать только то, что ее рейтинг точно не будет простой суммой рейтингов объединившихся партий.
Объединение, как результат ошибки власти
Напомнили о себе в сентябре и региональные отделения ряда других партий. Главным событием в сфере межпартийных отношений в минувшем месяце можно с уверенностью назвать создание совета "За честные выборы", в рамках которого объединились 8 партийных организаций - КПРФ, ЛДПР, "Яблоко", "Партия Жизни", СПС, Российская партия пенсионеров, "Родина" и Социалистическая единая партия. Несмотря на то, что заявленная цель объединения - обеспечение независимого эффективного общественного контроля за проведением выборов, участники соглашения не скрывают, что основной их противник - "ЕР". Именно партия власти, по мнению участников совета, пользуется административным ресурсом и играет не по правилам.
Факт объединения партий почти всего политического спектра - явление для Саратовской области крайне значимое. Это показатель того, что в регионе существует партийное сообщество, члены которого способны консолидироваться, договариваться, находить общие точки соприкосновения, оставаясь при этом выразителями интересов самых различных слоев населения, представителями разных идеологий, политических взглядов и течений.
В то же время создание совета "За честные выборы" - свидетельство ошибочной политики действующей исполнительной власти области в сфере общественных отношений. Ведь идея совета сама по себе не нова. Начиная с 1996 года в ходе любых избирательных кампаний партии, избирательные объединения, кандидаты подписывали соглашения о ведении честной борьбы, силами общественности создавались "горячие линии" для оперативного реагирования на нарушения. При этом инициатором этих действий, как правило, выступала именно власть.
Можно говорить, что подобные соглашения носили декларативный характер, и сама власть их нарушала чаще других. Но они были. И подписи под ними ставили почти все участники политического процесса, кроме коммунистов, которые единственные выступали как системная оппозиция. И были переговорные площадки на базе общественной палаты. Сильной стороной правительства Аяцкова было повышенное внимание к деятельности общественных объединений (партий в том числе), стремление к диалогу с ними.
В настоящее время взаимодействие исполнительной власти и общественных объединений носит эпизодический, нерегулярный, подчас строго избирательный либо кулуарный характер. Большинству из них при этом отводится роль статистов. Созданием совета "За честные выборы" партии продемонстрировали, что не намерены быть статистами в областной политике и готовы самостоятельно сообща отстаивать свои интересы.
Если политика в сфере общественных отношений останется прежней, областной власти сложно будет рассчитывать на поддержку со стороны гражданского общества. Сегодня у руководства области есть шанс исправить ситуацию. Этот шанс - формирование региональной Общественной палаты. Будет ли палата существовать для проформы или станет реально работающим органом - в немалой степени зависит от позиции исполнительной власти. И это еще одна интрига начавшегося политического сезона.
Николай Шепелев
-
Вернуться
- на главную страницу
- к списку новостей