Каждый 5-й житель области активно участвует в общественной жизни
Человеческое общество сложилось на почве чисто инстинктивных общежительных стремлений и лишь постепенно начало принимать сознательный характер. Это значит, что потребность в социальной активности, а значит, и в самоорганизации кроется в самой природе человека. Вопрос о готовности населения к самоорганизации - далеко не праздный. От социальной активности граждан, в том числе их готовности к добровольному объединению для решения своих проблем, длительному или кратковременному, во многом зависят перспективы развития демократии и формирования механизмов местного самоуправления.
В рамках недавнего исследования социологи ПАГС провели измерения реальной и потенциальной социальной активности населения. Объектом исследования являлось население в возрасте от 18 лет и старше, отобранное по комбинированной выборке, соответствующей генеральной совокупности населения Саратовской области. Методом формализованного интервью было опрошено 1 004 человека.
Две трети населения области не считают себя активными в общественной жизни. Противоположный ответ дает лишь каждый пятый. Интересно, что наименее активны, по их собственной оценке, жители малых городов (79% равнодушных к общественной жизни). Самым же активным, а соответственно и готовым к самоорганизации, оказалось сельское население: о своей активности заявили 30% опрошенных сельчан, еще 35% не смогло категорично ответить "да" или "нет".
На вопрос: "Есть ли среди Ваших близких, знакомых, соседей люди, способные на общественных началах заниматься решением местных вопросов (проблемы двора, многоквартирного дома, улицы, микрорайона, села)?", 37% всех опрошенных заявили, что таких нет вообще. Каждый пятый респондент (21%) утверждает, что такие люди есть, но их буквально единицы. И только 6% участников исследования знают много таких людей среди своего окружения. Надо заметить, что вопрос вызвал затруднения более чем у трети опрошенных. В селах, опять же, ситуация обстоит лучше, чем в городах: там 40% респондентов смогли вспомнить таких людей, а 13% утверждает, что их много.
Поддерживать общественный порядок готовы 16% жителей, фактически этим занимаются - 2%.
Социальная активность - это не только способность организовать, "завести" других, но и готовность "быть заведенным", поддержать инициативу ближнего. Почти 40% опрошенных признались, что за последний год так или иначе принимали участие в каких-либо коллективных добровольных мероприятиях, организованных самими жителями либо общественными организациями.
Среди таких мероприятий на первом месте участие в субботниках и прочих подобных мероприятиях по уборке двора, улицы: в них принимал участие каждый четвертый опрошенный. Каждый шестой принимал участие в собраниях (жильцов дома, подъезда, жителей села, улицы), посвященных решению каких-либо местных проблем. Около 6% респондентов участвовало в сборах средств, пожертвований и других общественных мероприятиях по оказанию помощи нуждающимся. По 3-5% опрошенных принимали участие в совместной ликвидации последствий аварий, пожаров, наводнений и других чрезвычайных ситуаций, в акциях протеста, в коллективных обращениях к властям в письменной форме, в культурно-спортивных общественных мероприятиях.
Сельские жители ответами и на этот вопрос продемонстрировали, что они активнее горожан: среди них доля участвовавших в общественных мероприятиях за последний год составляет почти 60%, а самыми популярными формами общественного участия, наряду с субботниками (45%) и собраниями жителей (30%), стали мероприятия по оказанию помощи нуждающимся (23%) и совместные действия по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций (15%).
Интересно, что декларируемая готовность к участию в общественных мероприятиях заметно выше, нежели фактическое участие. Так, половина всех опрошенных утверждает, что в принципе в дальнейшем они готовы участвовать в уборке придомовых территорий; 31% - в собраниях жителей и общественных обсуждениях проблем; 16% - в поддержании общественного порядка (при том, что по этому пункту фактическое участие составило всего 2%); 12% - помогать в организации и проведении культурных и спортивных мероприятиях. Более трети опрошенных не смогли сказать, к каким формам общественной активности они в принципе готовы. Видимо, ни к каким.
Депутатом местного совета хотели бы поработать лишь 7% опрошенных
Что же может "продвинуть" декларируемую готовность жителей области к общественной активности в сторону конкретных реальных дел? Основными стимулами, способными побудить жителей к участию в общественной жизни, судя по ответам респондентов, являются: уверенность, что эта деятельность скажется положительно на жизни близких людей - 49%; желание или необходимость отстоять свои права - 34%; желание благоустроить окружающую территорию - 31%; стремление помочь людям, попавшим в чрезвычайную ситуацию - 26%; желание или потребность осуществить какие-либо идею или проект, требующие коллективной поддержки - 17%. Возможность заработать как стимул участия в общественных мероприятиях назвал каждый четвертый опрошенный, однако в этом случае речь уже не идет об общественной деятельности в строгом смысле слова.
Практически не обладают побудительной мотивацией давление, указания со стороны руководства (домкомов, городских служб, властей, руководителей предприятий и т.п.) - 3%; угрозы общественного порицания со стороны коллег по работе, соседей по дому, товарищей и близких - 2%; а также и "осознание того, что участие в общественной жизни - это составной элемент демократии" - 6%.
Более 20% опрошенных прямо указывают, что побудить их к участию в общественной жизни не сможет ничто.
Любопытно, что жители не обнаруживают достойной мотивации в депутатской деятельности местных представительных органов на общественных началах. Только 7% респондентов отметили, что хотели бы поработать депутатом местного совета, собрания на безвозмездной основе, в то время как отрицательный ответ дали 82%. Остальные с ответом на этот вопрос затруднились. Впрочем, нежелание брать на себя ответственность за судьбы многих людей при отсутствии каких бы то ни было ресурсов и с иллюзорными полномочиями вполне понятно и объяснимо. Областная власть осознала, насколько это серьезная проблема еще осенью 2005 года, когда во многих округах существовала угроза срыва муниципальных выборов из-за безальтернативности или вообще полного отсутствия желающих стать депутатами, и приходилось правдами и неправдами, посулами и уговорами привлекать местный актив к депутатству.
В свободное от работы время общественными делами занимается менее 1% россиян
Почему в большинстве своем жители области так упорно стремятся отстраниться от общественной деятельности? Ведь традиции социальной активности в нашей стране богатые. Один из основных аргументов - нехватка свободного времени. Аргумент серьезный, но не бесспорный.
Судя по результатам исследования, проведенного в июне фондом "Общественное мнение", абсолютный дефицит свободного времени характерен только для восьмой части россиян (12%) - такова доля респондентов, которые сказали, что у них вообще не бывает свободного времени. Большая часть наших сограждан живет в менее напряженном ритме: 63% респондентов сказали, что какое-то количество свободного времени - хотя бы пара часов - у них обычно есть каждый день, а у пятой части (21%) оно есть по крайней мере в выходные и праздничные дни. Более половины респондентов (57%) в ходе опроса сказали, что свободного времени у них достаточно, а у 4%, по их словам, его даже в избытке. Недостаток свободного времени более или менее остро ощущает четвертая часть наших сограждан (26%); чаще других это люди, имеющие высшее образование (36%), жители больших городов (35%), граждане, обладающие высоким уровнем доходов (32%) и люди в возрасте от 18 до 35 лет (31%).
В ходе опроса респонденты говорили, что они в целом довольны тем, как проводят свое свободное время (64%). Недовольных оказалось значительно меньше - 19%. Однако из полутора тысяч опрошенных в свободное от основной работы и домашних дел время занимаются общественными делами менее 1%. И около 1% заявили, что будь у них больше свободного времени, они бы его потратили на общественную деятельность.
Таким образом, дело не в отсутствии свободного времени. Другой часто встречающийся аргумент - отсутствие у большинства организаторских способностей, лидерских качеств. Однако когда речь заходит о какой-нибудь вечеринке на 10-20 человек или о пикнике с шашлыками на природе, то и лидеры находятся, и организаторские способности проявляются во всей красе, было бы только желание.
Может быть, дело в том, что современная жизнь, особенно в городах, способствует изолированности людей, сокращает круг общения в нерабочей обстановке? Тоже нет. Наоборот, бум современных средств связи - мобильные и домашние телефоны, интернет, всеобщая автомобилизация дают людям широчайшие коммуникативные возможности, и люди активно их используют.
Есть проблема - будут лидер, время и средства
Представляется, что главными условиями проявления социальной активности и самоорганизации являются: наличие какой-либо проблемы или задачи, требующей решения на коллективном уровне; более или менее ограниченный круг лиц, заинтересованных в решении данной проблемы (ограниченный настолько, чтобы входящие в него лица хотя бы теоретически должны быть знакомы друг с другом); а также четкое осознание того, что никто эту проблему решать не станет. Если все эти условия присутствуют, потребность в социальной кооперации и самоорганизации возрастает с ростом актуальности проблемы. И тогда находится свободное время, появляются лидеры и организаторы, находятся пусть скромные, но ресурсы, и начинаются реальные действия. При желании каждый может привести ряд примеров для иллюстрации сказанного - это и обустройство детских площадок совместными силами пап, и асфальтирование разбитого подъезда к гаражам, и даже стихийные перекрытия дорог.
Одним из самых ярких примеров самоорганизации жителей следует назвать функционирование ЖСК - жилищно-строительных кооперативов. В таких домах, как правило, сухо в подвалах, чисто в подъездах, не течет крыша, ухожены дворы. Все это делается силами жильцов, которые точно знают, что кроме них никто этого делать не будет, и ждать помощи неоткуда, и жаловаться не на кого, кроме как на самих себя. Разве не способны на такое жители других домов? Способны, и они это доказали хотя бы повсеместной установкой кодовых замков, а затем и домофонов. А все потому, что были соблюдены все условия: актуальность проблемы, ограниченность круга заинтересованных лиц и четкое осознание того, что больше никто этого не сделает.
Это ли не лучшее подтверждение модного в последнее время афоризма: "Если хочешь, но не можешь, значит не очень хочешь"?
Николай Шепелев
-
Вернуться
- на главную страницу
- к списку новостей