Саратовская область занимает в современной отечественной истории правозащитного движения особое место. Именно у нас появился первый в России региональный омбудсмен. В 1997 году губернатор поддержал представителей правозащитных организаций, считавших появление института регионального уполномоченного по правам человека важным шагом на пути построения в России демократического правового государства. Тогда-то новоиспеченной областной Думой и была учреждена региональная комиссия по правам человека, переросшая в 1999 году в институт уполномоченного по правам человека.
Ветхий прогресс
Не случайно в 1998 году Саратову была предоставлена честь проведения международной конференции "Права человека: пути их реализации", приуроченной к 50-летию Всеобщей декларации прав человека. В работе той конференции принимали участие представители ООН, Совета Европы, других международных организаций, депутаты Государственной Думы РФ, судьи Конституционного Суда РФ, Верховного суда РФ, руководители правоохранительных органов РФ, главы российских регионов, известные ученые и практики, руководители правозащитных организаций, знаменитые правозащитники. В память о той помпезной конференции, помимо сборников статей и многочисленных сувениров, осталась еще и памятная стела - лаконичный столб с надписями на четырех языках: "Мир - прогресс - права человека", воздвигнутый неподалеку от Дома творчества юных Ленинского района.
Только со стелой незадача вышла. Открыть-то ее торжественно открыли, да и забыли потом совсем про нее. С годами постамент стелы обветшал настолько, что и не понять, каким он был изначально. Да и прилегающая территория в запустении. А поскольку закладная табличка давным-давно исчезла, то непосвященному человеку и не понять, что сие архитектурное произведение вообще собой представляет. Не то же ли самое "обветшание" происходит у нас сейчас и с проблемой соблюдения прав человека?
Однозначно на этот вопрос ответить вряд ли получится.
Гарантированные мытарства в деле борьбы
С одной стороны, популярность института уполномоченного по правам человека остается высокой, омбудсмены сейчас есть уже в большинстве регионов, и к их словам прислушиваются. И не только. Большим достижением последних лет является то, что о правах и свободах человека стали говорить публично, о них стали знать жители области, о них заговорили чиновники.
С другой стороны, чиновники чаще говорят об "имеющихся успехах в важном деле", либо о необходимости приложения "дальнейших усилий в деле борьбы". О реальных же проблемах жителям чаще приходится узнавать либо на собственном опыте, либо из выступлений и публикаций немодных ныне у власти общественных правозащитников.
С одной стороны, сегодня нет той помпезности и эпатажности "борьбы за права человека" на высочайшем уровне. Проблемы соблюдения прав и свобод, выявления и устранения нарушений приобрели несколько обыденный, может быть даже рутинный характер (за исключением отдельных громких случаев). И это нормально. Тема прав человека обсуждается на многочисленных специализированных конференциях; издается обилие научной и просветительской литературы; принимаются и совершенствуются законы и подзаконные акты, направленные на защиту людей от посягательств на их права.
С другой - права как нарушались, так и нарушаются. Больше половины некоммерческих общественных организаций в нашей области так или иначе занимаются правозащитной деятельностью, и эта деятельность востребована. Ежегодные доклады Уполномоченного по правам человека растут в объеме год от года. Да и процесс восстановления нарушенных прав не стал существенно проще, особенно если бороться приходится с государственной машиной.
С одной стороны, правовое сознание, правовая грамотность населения растет. Сегодня часто даже далекий от юрисприденции человек с легкостью может сказать, когда, где и какие именно его права были нарушены, как должно было быть по закону, и как по тому же закону следует отстаивать свои права.
С другой - реформирование судебной системы сильно отстает от растущего правосознания населения. В результате почти гарантированные долгие мытарства по судебным инстанциям без гарантированного положительного исхода отбивают желание восстанавливать свои нарушенные права в нормальном законном порядке даже у социально активных граждан, не говоря уже про основную массу населения. О том же свидетельствует и изменившаяся структура протестной активности. 5-10 лет назад почти 90% акций протеста являли собой политические мероприятия реваншиствующей оппозиции с характерными лозунгами. Сегодня же в качестве организаторов почти половины протестных мероприятий выступают не политические организации, а социальные группы граждан -трудовые коллективы, формальные и неформальные объединения жильцов, пайщики, вкладчики, солдатские матери, частные предприниматели и т.п. И большинство акций протеста связано именно с отстаиванием тех или иных конкретных нарушенных прав.
14% горожан считает, что права человека не соблюдаются
Как видно, однозначную оценку ситуации с соблюдением прав человека дать сложно. К тому же права человека - категория довольно обширная. Даже рамочная по сути Всеобщая Декларация прав человека Организации Объединенных Наций содержит 30 статей. Более верно рассматривать ситуацию по отдельным видам (или группам) прав. Примерно это и было предложено сделать экспертам в рамках опроса, проведенного аппаратом Уполномоченного по правам человека в Саратовской области Нины Лукашовой среди 33 руководителей неправительственных правозащитных организаций области в мае 2007 года.
По оценке 72% респондентов, права человека в целом в регионе соблюдаются частично. 11% опрошенных заявили, что они не соблюдаются вовсе. Подавляющее большинство экспертов указало, что наиболее часто в регионе нарушается основополагающее право граждан на государственную защиту прав и свобод - 89%, а также смежные права - на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями органов власти - 67%, на судебную защиту прав и свобод - 61% и на равенство всех перед судом и законом - 61%.
Наиболее часто нарушаемым социальным правом оказалось право на охрану здоровья и бесплатную медицинскую помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения: так утверждают 83% опрошенных экспертов.
Более половины экспертов - 56% - обратили внимание на нарушение таких экономических прав, как право на справедливые и безопасные условия труда и право на справедливое вознаграждение за труд. Каждый второй опрошенный считает, что в регионе также нарушается право граждан на защиту от безработицы.
Любопытно, что проведенный компанией "КОМКОН-Саратов" за полтора года до этого исследования опрос населения областного центра продемонстрировал похожие результаты. 14% горожан тогда посчитало, что права человека не соблюдаются совсем. Жители называли недействующими правами "равенство всех перед законом" - 71%, а также право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности - 56%. В числе недействующих также назывались также право на жилище, на образование, на личную неприкосновенность, на охрану здоровья и медицинскую помощь.
Увеличилось число обращений о нарушениях градостроительного и земельного законодательства
Богатую пищу для анализа проблемы нарушения прав человека в регионе дает статистика обращений населения в адрес регионального Уполномоченного по правам человека как один из показателей активности населения по защите своих прав, а также один из критериев актуальности проблем, беспокоящих население. В период деятельности первого областного омбудсмена А.Ландо количество обращений ежегодно неуклонно возрастало: с 2,5 тысяч в 1998 году до 7,2 тысяч в 2003-м. Количество же обращений к новому Уполномоченному по правам человека - Н.Лукашовой - имеет обратную динамику: с 5,4 тысяч в 2004 году до 4,9 тысяч в 2006-м. За первое полугодие 2007 года число обращений составило 1824. Получается, что в среднем к Уполномоченному за год обращается 2-3 человека из каждой тысячи населения. По мнению Н.Лукашовой, отраженном в ежегодном докладе Уполномоченного по правам человека за 2006 год, одной из причин некоторого снижения количества обращений является то, что большую помощь в содействии Уполномоченному в деятельности по защите и восстановлению прав граждан, проживающих за пределами города Саратова, оказывают общественные помощники в муниципальных образованиях области.
Представляется, что это действительно только одна из причин, тем более что снижение наблюдается и по обращениям из областного центра. Можно предположить, что другими вероятными причинами являются несколько меньшая публичная активность и экспрессивность нынедействующего Уполномоченного по сравнению с предыдущим; рост правовой грамотности населения и увеличение альтернативных путей отстаивания своих прав; а также (хотелось бы надеяться, что это действительно так) фактическое снижение случаев, когда вмешательство Уполномоченного действительно необходимо.
По данным аппарата Уполномоченного по правам человека в Саратовской области, последние несколько лет лидирующими по количеству остаются жалобы на нарушения жилищного законодательства (предоставление жилья и жилищно-коммунальных услуг): в среднем каждое четвертое обращение касается этой темы. Второе место стабильно занимают жалобы в связи с нарушением прав на социальное обеспечение и защиту: 12-15% от всех обращений. Третье место ряд лет удерживают нарушения законодательства в сфере миграции, вопросы приобретения гражданства и выдачи паспортов - около 10%.
В десятку самых актуальных проблем, судя по обращениям граждан, также стабильно входят нарушения трудового законодательства, обжалования судебных постановлений по уголовным делам, нарушения прав граждан работниками милиции. Примечательно, что в 2006 году впервые резко увеличилось количество обращений, связанных с защитой прав граждан на благоприятную окружающую среду, нарушениями градостроительного и земельного законодательства.
Европейский суд вынес положительное решение по делу жителя Саратова
Что мешает населению активнее участвовать в отстаивании своих прав? По мнению экспертов из вышеприведенного опроса, защищать свои права гражданам мешают низкий уровень правовой культуры граждан - 72%; неэффективность работы органов государственной власти и местного самоуправления - 50%, уверенность в том, что справедливости все равно не добьешься - 44%. Тем не менее, уровень правозащитной активности населения уже нельзя назвать низким. Ведь активность - это не только жалобы Уполномоченному по правам человека. Это и акции протеста (санкционированные и несанкционированные). Это и резко возросшая судебная практика, и обращения в иные правозащитные инстанции и даже в Европейский суд по правам человека.
Как отмечается в "Независимой газете" от 21 мая 2007 г., в Саратове нет общей статистики по обращениям местных жителей в Европейский суд по правам человека. Однако известно, что рассматривают для себя такую возможность многие. По словам начальника управления международного сотрудничества Саратовской государственной академии права Л.Лазаревой, ежегодно в пункт информации и документации Совета Европы (СЕ) в Саратове, работу которого она координирует, обращается по 600-700 человек. Это стабильный показатель в последние два года. Помимо же информационного пункта, бесплатно информирующего граждан о деятельности Европейского суда, в городе также работают юристы, помогающие составить жалобу в Страсбург за деньги. Известно, что именно в мае 2007 года впервые в Европейском суде было вынесено положительное решение по делу жителя Саратова.
В принципе каждого, кто проявил принципиальную позицию, продемонстрировал знание своих прав и готовность их защищать - в магазине ли, кафе, сервис-центре, на посту ГИБДД или в приемной органа власти, можно уже причислить к числу борцов за права человека. А таких сегодня уже немало - тех, кто знает свои права и готов их отстаивать - не 2-3 на тысячу населения, а как минимум на 1-2 порядка больше.
В качестве итога
Юбилеи - всегда повод подвести некоторые итоги. Следующий год будет таковым. Не исключено, что Саратовская область в очередной раз сможет продемонстрировать, что в России она находится в первых рядах правозащитного движения.
Права человека, их соблюдение и защита - проблема вечная. Как невозможно идеальное общество, как невозможно общество всеобщего благоденствия, так и невозможно общество без нарушения прав того или иного индивида, без злоупотреблений властью и служебным положением. Но от того, насколько каждый член общества способен и готов сопротивляться произволу, от того, насколько общество готово поддержать каждого и оказывать коллективный отпор, - зависит степень благополучия и уверенности в завтрашнем дне каждого из нас.
Николай Шепелев
-
Вернуться
- на главную страницу
- к списку новостей