Выбор редакции
Комментарии
Новости
увеличить шрифт
  • A
  • +A
  • +A

Спрос на медиапродукт. Рейтинг телеканалов и радиостанций

  • 11:01, 4 октября 2007
  • Комментариев[0]
Изучение предпочтений и настроений потребителей на рынке медиапродуктов социологи называют одним из самых сложных и актуальных видов исследований. Результаты подобных соцопросов востребованы СМИ, рекламодателями, находят живой интерес у зрителей, слушателей, читателей. В статье приводятся данные исследования региональной теле- и радио-аудитории, проведенного компанией "КОМКОН-Саратов".

Рейтинг - это люди
Популярность телеканалов и радиостанций специалисты компании "КОМКОН-Саратов" определяют по итогам регулярных поквартирных опросов. Они проводятся ежеквартально, первый из таких опросов компания провела осенью 2003 года. Технические подробности вы можете найти здесь . Результаты проведенных 14-ти исследований позволяют определить долю телевидения и радио в сфере информационно-развлекательных услуг.
Важно уточнить некоторые понятия. Чаще всего при изучении СМИ оперируют таким параметром, как рейтинг. Для телевидения и радио рейтинг - это доля населения (для исследований СМИ берется население старше определенного возраста - 16 или 18 лет), которое смотрит данный телеканал или слушает радиостанцию за какой-то период времени. Недельный рейтинг - наиболее удобный параметр для создания общей картины популярности СМИ. Неделя - это период, который лежит в основе планирования телепрограмм и в жизни большей части взрослого населения. Если респондент хотя бы один раз посмотрел канал за последнюю неделю, то в ходе вычисления недельного рейтинга фиксируется ответ "да".
Для более тонкого изучения аудитории того или иного канала необходимо использовать более мелкие периоды, например, часовые.
Социологи компании "КОМКОН-Саратов" интересуются сколько дней в неделю (отдельно в будни и в выходные) респонденты смотрят определенный телеканал или слушают радиостанцию, спрашивают о времени просмотра. Исследования ведутся относительно всех телеканалов и радиостанций, которые вещают в Саратове.

День начинается с радио
Радио в Саратове слушает приблизительно 65% населения. Данные за все годы исследования свидетельствуют, что доля слушателей радио постепенно уменьшается, однако это уменьшение не настолько выражено, чтобы мы могли уверенно говорить о какой-то тенденции. В выходные радио слушает 53%, в будние дни - 60% населения Саратова. В будние дни менее одного часа слушают радио 19%, от одного до трех часов - 35%, соответственно более трех часов радиочастоты ловят чуть менее половины слушателей - 46%. Для выходных сохраняется примерно тотже расклад.
Среди радиостанций, вещающих в Саратове, можно выделить двух лидеров - Европа+ и Русское радио. На протяжение 4 лет исследования они имеют наиболее высокий рейтинг. Однако разница в рейтингах между лидерами и прочими радиостанциями не велика. Численность аудитории даже самых популярных радиостанций не превышает 20-25%. Наиболее близко к лидерам расположилась радиостанция Шансон. Большинство же радиостанций имеют рейтинг в диапазоне от 7,5% до 12,5%. Исследования иногда показывают более высокие рейтинги для таких радиостанций как Ретро FM, и радио России.
В ходе исследования СМИ радиослушателям предлагается ответить на вопросы: "Где Вы слушаете радио?", и "Где Вы наиболее часто слушаете радио?". Результаты подтвердили общераспространенное мнение - больше всего саратовцы слушают радио дома и в машине.

Примечательная тенденция проявляется, если сравнивать данные всех этапов исследования. В начале 2004-го доля слушателей радио на работе существенно превышала долю слушателей в машине. К 2007 года число офисных слушателей снизилось в 2 раза. Трудовая дисциплина в Саратове повышается! Автомобилисты же все также предпочитают рулить с любимой волной.
Дома стали слушать радио также меньшее число респондентов- за три с половиной года показатель сократился примерно на 15%. Так как дома радио слушают большинство горожан, такое уменьшение может служить также косвенным подтверждением постепенного снижения интереса саратовцев к радио, однако это требует отдельного изучения.
Наивысшие рейтинги радиостанции показывают днем - с 7 до 19 часов. После 18 часов (отметим, что как раз в это время начинают резко расти рейтинги телеканалов) число слушателей радио существенно сокращается. Примечательна тенденция роста рейтингов в раннее время - с 7 до 11. Если раньше рейтинги наиболее популярных станций в течении утренних часов и рабочего дня были приблизительно равны (с небольшим повышением с 11 до 15 часов), то с 2006 года наибольшие рейтинги радио приходятся именно на утро.
Таким образом, радио слушают преимущественно дома, в дневные часы. Офисные работники демонстрируют свое пристрастие к радиоэфиру все меньше, поэтому наиболее рейтинговыми становятся утренние часы - время перед началом рабочего дня и время дороги на работу, так называемый драйв-тайм. Доля радиослушателей в машине остается неизменной и колеблется в пределах 13-18%. В вечернее время после 18 часов радио не может соперничать с телевидением, и его аудитория заметно падает.

Вечер проходит у телеэкранов
Доля телезрителей в Саратове составляет 97%. Этот показатель, по данным социологов, остается стабильным в последние годы.
Более половины саратовцев в будние дни смотрят телевизор от 2 до 5 часов. Примерно седьмая часть горожан обращена к экранам более пяти часов в день. В целом такая картина остается стабильной.
Для выходных дней характерно повышение доли зрителей, которые тратят на просмотр телепрограмм более пяти часов. Вместе с тем, более 12% опрошенных вообще не смотрит в выходные телевизор.
Лидерами в Саратове остаются три крупнейших федеральных канала: Первый, ВГТРК и НТВ - их недельный рейтинг практически всегда превышал 70%.
В следующую группу можно отнести каналы, рейтинг которых размещаются в диапазоне от 40% до 60%. Это СТС/ТелекомТВ, РенТВ/НСТ и ТНТ-Саратов. Примечательно, что в начале 2004 года недельные рейтинги этих каналов не превышали 40%. В течение 2004-го они поднимались и достигли максимума в начале 2005 года. Дальнейший рост популярности проходил различно, наиболее стабильные результаты показывало СТС. Доля зрителей прочих каналов не превышает трети населения Саратова старше 16-ти лет.
Время, в которое саратовцы посвящают просмотру телепрограмм, нетрудно предсказать - это утренние и вечерние передачи после 18 часов. Данные по часовым рейтингам каналов сведены в диаграмму.

Разница в рейтингах лидеров и прочих каналов в дневные часы составляет не более 10-15% и резко увеличивается после 18.00. К этому времени к просмотру подключается активная часть населения после рабочего дня. На диаграмме видно, что пики часовых рейтингов наиболее популярных каналов завершаются ровным участком, соответствующим рейтингам за периоды 20.00-21.00 и 21.00-22.00. Это говорит о том, что вечером телевизор работает у большинства саратовцев, причем популярность передач на разных каналах достаточно велика. Исследования показывают, что половина респондентов переключают канал во время рекламной паузы.

Несколько слов о технической стороне вещания ТВ. Не везде в Саратове каналы вещают одинаково качественно. Самое лучшее качество вещания отличает ВГТРК и НТВ, у Первого канала "картинка" заметно хуже. Сигналы менее рейтинговых каналов в 2004 г. хорошо принимали антенны не более двух третей саратовцев, однако на протяжении двух следующих лет качество вещания улучшалось. Очевидно, это также сыграло свою роль в росте недельных рейтингов таких каналов как СТС и ТНТ.

"Телесмотрение" в Саратове остается одним из основных способов времяпрепровождения. Рост популярности таких телеканалов, как СТС и ТНТ говорит о том, что зрители стали тянутся за пультом в поисках отдыха и развлечения.

Лев Богословский, "КОМКОН-Саратов"

Добавить в избранные источники Яндекс.Новости и Google Новости
Стали свидетелями интересного?
Снимайте на телефон, присылайте в редакцию, читайте на СарБК.
Картина предыдущего дня
Решения для улучшения мобильного покрытия представил билайн бизнес на Третьем российском угольном саммите Решения для улучшения мобильного покрытия представил билайн бизнес на Третьем российском угольном саммите Специалисты билайн бизнес представили мобильные и стационарные решения для создания покрытия мобильной связи в удаленных и труднодоступных местах, где связь отсутствует полностью или крайне нестабильна. Презентация прошла в Новокузнецке в рамках Третьего...
Обсуждаемые новости
  • Сегодня
  • Неделя
  • Месяц
Поиск дешевых лекарств в аптеках Саратова
Архив новостей
  • «
  • 4 октября 2007
  • »
  • пн
  • вт
  • ср
  • чт
  • пт
  • сб
  • вс
Нашли ошибку
x