Культура

"Налог на болванки". А ты докажи!

  • 10:16, 30 августа 2011

Сейчас налог взимается с чистых CD- и DVD-носителей и оборудования, с помощью которого можно осуществлять запись. Его размер составляет 1% от стоимость объекта. Правом сбора налогов обладает Российский союз правообладателей (РСП), который еще называют "Михалковским".

Собственно, споры вокруг "налога на болванки" ходят давно. Они касаются не столько необходимости этого налога, сколько прозрачности механизма этих отчислений.
РСП получил аккредитацию на сбор авторских отчислений с производителей и импортеров техники и носителей в октябре прошлого года. Предполагаемый объем сборов должен был составить 100 млн долл. Предполагалось, что средства будут распределяться между авторами, исполнителями, изготовителями фонограмм раз в год. Схема распределения, предложенная РСП, выглядела так: 15% сборов — правообладателям, 25% - на содержание аппарата Союза, 60% - в специально созданный РСП фонд. Неудивительно, что вокруг налога возникла масса споров.

Российские авторы и исполнители подготовили письмо премьер-министру Владимиру Путину, в которым выразили недовольство распределением средств. А по столице прокатилась серия флэш-мобов под общим названием "30 копеек для Никиты Михалкова".

Инициаторы законопроекта объясняют свою позицию в данном вопросе: во-первых, гражданин, купивший лицензионный диск, уже заплатил автору, исполнителю, изготовителю и т.д. Так почему же он должен платить им дополнительное вознаграждение, при покупке оборудования или носителя? Во-вторых, покупая пустой диск, мы, получается, платим всем этим лицам за теоретическую возможность записать их произведение, даже если совершено не собираемся этого делать (ведь на диск можно записать что угодно, не только объект авторского права).

У сотрудников звукозаписывающих студий и представителей сферы защиты авторского и других прав много вопросов вызывает механизм отчислений

Замдиректора Саратовского офиса Российского авторского сообщества Виктор Виденеев считает, что такой налог обязательно должен быть, но должен существовать и прозрачный механизм распределения средств. Представители сферы звукозаписи считают "налог на болванки" "бредовой затеей".

Если не углубляться в юридические тонкости, то - налог бредовый. Во-первых, никто не докажет, использую я контрафактные копии или копии лицензионных носителей. Mp3 сейчас тоже можно легально купить. Получается, что если я не использую, налог плачу все равно. Во-вторых,если я плачу налог за то, что я копирую лицензионную продукцию и использую несколько копий, это должно развязывать руки пиратам. Они же платили налог при покупке оборудования, значит, могут нарушать закон авторского права, копируя на этом оборудовании всё, что угодно. И если кто-то будет против - пират официально за это заплатил отчисления. Получается так?

"Схема, которая существует сейчас, создана специально для поддержания авторов, но она не работает. Авторы, как правило, ничего не получают. Это вопрос распределения. Я вообще насторожено отношусь к этому налогу. Я, как автор, не понимаю механизма распределения этих денежных средств. И пока автор этого не понимает, то какой смысл в этом налоге?» - спрашивает музыкант студии звукозаписи "Река" Михаил Гольцев.

Непрозрачность и неэффективность механизма распределения денежных средств — это, пожалуй, главное, на что давят и инициаторы проекта. Распределение вознаграждения в установленных долях практически невозможно, поскольку количество произведений и их просмотров (прослушиваний) настолько огромно, что практически не поддается учету. Эксперты пока затрудняются делать прогнозы относительно будущего этого законопроекта.