Общество

Доллар и третий сектор. Предвыборный интерес

  • 11:11, 25 ноября 2011

Оговоримся сразу, что до последнего времени власти и политические силы относились к общественным организациям различного толка по меньшей мере с оглядкой — есть и хорошо. На какие средства и чем занимается армия гражданских, неправительственных и некоммерческих структур - никому не было дела. Так, после принятия нового российского законодательства о неправительственных некоммерческих организациях (НКО) в начале 2006 г. положение НКО в России продолжало ухудшаться. Различного рода ограничения были связаны с введением анти-экстремистского законодательства, законодательства о митингах, демонстрациях и пикетах, изменении в налоговом кодексе.

Популярностью у властей пользовались наиболее лояльные организации, которые при поддержке депутатского корпуса, правительственных и бизнес структур попадали в святая святых гражданского российского общества — общественные палаты федерального и регионального уровня.

О том, насколько разношерстна общественная публика, СМИ неоднократно писали. Больше половины организаций создавались исключительно для того, чтобы освоить некоторые бюджетные средства и гранты. Некоторые исчезали, не успев реализовать и десятой части своих задач. Наиболее настойчивые всегда находились в поиске финансирования. Хорошо, если у общественников появлялся кошелек "с российской пропиской", но такое происходило не всегда и немало организаций, в основном некоммерческого толка, кормились с руки зарубежных фондов и структур и сейчас продолжают жить за счет иностранных фондов. Казалось бы ничего страшного. Главное, чтобы организация не работала в ущерб национальным интересам. Ну уж так повелось, что "кто платит, тот и музыку заказывает". Какая будет музыка — зависит от фантазии. Как считают наиболее консервативные эксперты, под некоторые мелодии происходили "цветные революции". Кем они были проплачены — одному Богу известно. Недавние беспорядки в Египте, Йемене, Сирии и Ливии также, видимо, не обошлись без участия неправительственных некоммерческих организаций.

Не исключено, что российские политические силы интуитивно почувствовали, что и предстоящие выборы могут не обойтись без внешнего участия, что может ослабить их позиции. Именно поэтому ведущие партии стали активно бороться на американский манер за голоса так называемых выборщиков, создавать ополчения и фронты. Однако не все некоммерческие структуры могут оказаться в объятиях доморощенных партий - в виду невыполненных финансовых обязательств перед зарубежными фондами. В последнее время число представительств прозападных неправительственные некоммерческих организаций, особенно в регионах, в т.ч. в силу централизации власти, сократилось. Сейчас в России на деньги американских налогоплательщиков работают две организации — АНО "Ресурсный правозащитный центр" и АНО "Центр содействия демократии и правам человека "Геликс". Эти российские НКО через сеть региональных филиалов, при поддержке организаций США (фонд имени МакАртуров, Национальный фонд в поддержку демократии — под контролем Госдепартамента США) и Евросоюза реализуют в стране ряд проектов. Среди них - "Межрегиональная электоральная сеть поддержки", "Лучше меньше, да лучше", "Повышение профессионализма инициативных групп и молодых некоммерческих организаций в Санкт-Петербурге и Саратовской области".

Какое отношение все эти проекты имеют к нашим выборам? Непосредственное, считают эксперты. Во время выборов 2007-2008 годов реализаторы проекта "Межрегиональная электоральная сеть" пытались воздействовать на развитие предвыборной ситуации. Причем, воздействие оказывалось в наиболее политизированных регионах. В последние годы МЭСП также готовил наблюдателей из числа представителей различных общественных организаций для предстоящих выборов. Так, например, в рамках проекта предусмотрено создание на базе ВУЗов сети постоянно действующих консультационных центров для обучения и тренинга этих наблюдателей. Предполагается создание системы альтернативного подсчета голосов и контроля над федеральной системой ГАС "Выборы".
В прошлом году в Петербурге прошла третья ежегодная конференция МЭСП, проводившаяся АНО "Геликс". На ней говорилось о необходимости уделить больше внимание просветительской работе среди населения, причем, не крупных городов, а провинциальных городских и сельских населенных пунктов. По мнению разработчиков программы, власти допускают электоральное неравновесие, уделяя внимание крупным городам, забывая о сельчанах, среди которых и надо искать лояльные западному инвестору силы. Основной упор предполагалось делать на те регионы, где фиксировались нарушения на выборах. Пока проект МЭСП приостановлен — основная информация об электоральных настроениях, расстановке политических сил собрана. По мнению экспертов, не исключено, что на предстоящих выборах эта информация будет реализована, поскольку на конференции открыто говорилось о конечной цели проекта — смене правящей группы в России.

Еще несколько проектов, финансируемых американскими фондами, ставят своей целью либерализацию российского законодательства. В рамках этих проектов проводятся "школы правозащитников". Проводит их АНО "Ресурсный правозащитный центр" (РПЦ). Своих сетевиков руководители проекта ориентируют на тесное сотрудничество с органами власти, региональными управлениями минюста для получения информации об отказах в регистрации НКО. Это делается для того, чтобы в дальнейшем инициировать искусственные иски с последующим обращением в Европейский суд. Однако приоритетом является продвижение своих людей в органы власти различного уровня, различные общественные объединения, в т.ч. Общественные палаты.

Саратовская область не осталась в стороне от этих процессов. Возможно и в силу своей политизированности и разобщенности политических групп и элит. При формировании последнего состава региональной Общественной палаты в ней оказалась председатель саратовского регионального общественного фонда "Общество и право" Елена Царенкова. Другие члены Опы в СМИ отмечали, что удивлены попаданием этого общественника в их ряды, поскольку инвестором организации, возглавляемой Царенковой, являются зарубежные партнеры. Это в глазах саратовских общественников выглядело, по меньшей мере, подозрительно. Об этом в сети появились некие подробности.

Впрочем сама Царенкова и сама не скрывает свою "дружбу" с американским долларом. В газете "Саратовский расклад" в октябре 2007 года было опубликовано интервью с Царенковой, где она заявила: "Я считаю, что если спецслужбы действительно кого-то "выпустили из виду", это проблема не НКО. Это проблема государства, которое просмотрело лиц, занимающихся под прикрытием НКО подрывной, националистической деятельностью...

Например на развитие добровольческой деятельности я получаю деньги от посольства США. Но придите и посмотрите, как на эти средства я научила наших саратовских студентов и школьников реализовать местные социальные инициативы. Они узнали что такое благотворительность и как ее осуществлять. Да, все это делалось на деньги американских налогоплательщиков, но только потому, что здесь, у себя в Саратове, я такой поддержки не нашла".

С трудом верится, что американский налогоплательщик, а вернее госдепартамент США, готов направлять благотворительность для российских сирот исключительно из-за широкой души. Тем более, что речь идет не об одном центе, а как минимум, о нескольких десятках тысяч "зеленых". В 2009 году Царенкова получила на реализацию различных проектов порядка 1 млн руб., в прошлом году, судя по отчету ее организации, эта сумма удвоилась. Однако, как тратились деньги — это отдельная история, достойная пера Ильфа и Петрова.
Схема проста, рассказывают наблюдатели, в вузе идет лекция, общественница садится в перовом ряду и фотографируется. Затем фото размещается на сайте организации с комментариями о проведенном со студентами семинаре. В конце же лекции студентов просят заполнить бланки с указанием номера мобильного, электронной почты. Ставится подпись. И все.

Иногда на различные мероприятия приглашаются важные персоны. Например, в июне во время "Третьей школы правозащитников", организованной Царенковой при поддержке американских фондов и Посольства Канады, эксперты РПЦ учили представителей некоммерческих организаций ПФО устанавливать контакты с органами власти, проводить митинги и пикеты. Для значимости мероприятия и для отчета перед инвесторами был приглашен зампред комитета общественных связей и национальной политики правительства Саратовской области Иван Брянцев.

Недавно Царенкова пыталась получить грант от администрации Саратова в размере 206 890 руб. на проект - "Негосударственная система бесплатной юридической помощи гражданам и некоммерческим организациям Саратова". Однако получить средства на проект, которым общественница потом могла с легкостью отчитаться перед зарубежными фондами, ей не удалось. Не известно, пожадничали городские чиновники, просто не стали выбрасывать деньги на ветер или у них возобладал здравый смысл, но факт остается фактом.

Возможно он возобладает и у нынешних политических игроков, стремящихся получить мандаты в Госдуме и укрепить свои ряды за счет более конструктивных и патриотичных структур, организаций и персоналий.