Культура

"Князь Игорь" в оперном. Древнерусская мощь в грантовой обработке

  • 17:11, 16 декабря 2013


Сложно представить более русского композитора, чем Александр Бородин, и более русскую оперу, чем "Князь Игорь". И дело здесь не только в либретто, основанное на летописи "Слово о полку Игореве". Слова так и остались бы словами, если бы не гениальная музыка маэстро.

Недавние эксперименты оперного навевали нехорошее предчувствие. Ну разве может Игорь Святославович предстать перед своей дружиной, скажем, с полуобнаженным торсом, или Ярославна недвусмысленно танцевать в присутствии супруга? К счастью, режиссеру-­постановщику Андрею Сергееву, хватило благоразумия, на подобные изменения он не отважился. Это только прибавило постановке весу.

Исполнители главных партий разделились на две группы. Одни пели так проникновенно, что захватывало дух, другие не стали событием вечера. Сам Игорь (Андрей Макаров) взял, скорее, драматической игрой. Князь Северский так рьяно собирается в поход на половецкого князя и настолько благородно отказывается от его предложения о свободе, что грех ему не поверить. Зато сам Кончак (Станислав Трофимов) шикарным басом с легкостью "делает" весь оркестр. Кончак грозен, справедлив и значителен. А еще могучий стан и глубокий тембр Трофимова делают из него такого могущественного человека, что зрителю сразу же хочется вжаться в кресло и пролепетать, что он ни в чем не виноват. На всякий случай, а то мало ли что.

Полифонию мужских образов дополняет Михаил Пирогов в роли Владимира Игоревича. Лиризм тенора в сочетании со статью делают Пирогова образцом, если можно так выразиться, древнерусского героя-­любовника. Такой и свою любимую не бросит, и Родину не предаст.

Кому еще могла достаться роль княжны Ярославны, как не Ольге Кочневой ­- статус супруги дирижера и худрука обязывает.  О возрасте примы и его соответствии образу можно спорить долго, но в плане опыта молодые певицы с Кочневой пока состязаться не могут. Светлане Курышевой делать этого не пришлось — у артисток принципиально разные голоса. Потому, блиставшая в мужском образе в "Риенци" Курышева, на этот раз стала стройной восточной красавицей Кончаковной, от которой любой Владимир может потерять голову.

В последний раз "Князь Игорь" бывал на саратовской сцене в 1979 году. Ту постановку уже мало, кто помнит, поэтому свежий спектакль решено было сделать максимально монументальным. Свой звездный час в опере есть у балетной труппы. Половецкие пляски, поставленные под руководством бывшего артиста Мариинки, балетмейстера Кирилла Симонова, вышли нетривиальными и слегка модерновыми. Но ровно настолько, насколько позволяют рамки классической русской оперы.

При всей масштабности постановка не перестает быть провинциальной. Бессмысленно сравнивать бюджеты московских театров с региональными, даже учитывая то, что саратовский театр сейчас может расходовать средства многомилионного правительственного гранта. С другой стороны, классика тем и выгодна, что любой огрех исчезает, стоит лишь закрыть глаза. Полный оркестр, живая музыка, живой голос … "Улетай на крыльях ветра", ­затягивают девушки-­невольницы и душа мгновенно раскрывается. Как минимум до следующего похода в оперу.