Выбор редакции
Комментарии
увеличить шрифт
  • A
  • +A
  • +A

"Князь Игорь" в оперном. Древнерусская мощь в грантовой обработке

  • 17:11, 16 декабря 2013
  • Комментариев[11]
Майская оперная премьера саратовского театра оперы и балета заставила любителей прекрасного вздрогнуть, а критиков поискать новые хлесткие выражения в своем лексиконе. "Риенци" явила довольно странное сочетание — откровенный сексуальный подтекст пытался ужиться на одной сцене с приличным вокальным исполнением. Тем интереснее было ожидание следующей премьеры театра. 12 декабря на генеральном прогоне "Князя Игоря", наконец, представили саратовским журналистам.
"Князь Игорь" в оперном. Древнерусская мощь в грантовой обработке


Сложно представить более русского композитора, чем Александр Бородин, и более русскую оперу, чем "Князь Игорь". И дело здесь не только в либретто, основанное на летописи "Слово о полку Игореве". Слова так и остались бы словами, если бы не гениальная музыка маэстро.

Недавние эксперименты оперного навевали нехорошее предчувствие. Ну разве может Игорь Святославович предстать перед своей дружиной, скажем, с полуобнаженным торсом, или Ярославна недвусмысленно танцевать в присутствии супруга? К счастью, режиссеру-­постановщику Андрею Сергееву, хватило благоразумия, на подобные изменения он не отважился. Это только прибавило постановке весу.

Исполнители главных партий разделились на две группы. Одни пели так проникновенно, что захватывало дух, другие не стали событием вечера. Сам Игорь (Андрей Макаров) взял, скорее, драматической игрой. Князь Северский так рьяно собирается в поход на половецкого князя и настолько благородно отказывается от его предложения о свободе, что грех ему не поверить. Зато сам Кончак (Станислав Трофимов) шикарным басом с легкостью "делает" весь оркестр. Кончак грозен, справедлив и значителен. А еще могучий стан и глубокий тембр Трофимова делают из него такого могущественного человека, что зрителю сразу же хочется вжаться в кресло и пролепетать, что он ни в чем не виноват. На всякий случай, а то мало ли что.

Полифонию мужских образов дополняет Михаил Пирогов в роли Владимира Игоревича. Лиризм тенора в сочетании со статью делают Пирогова образцом, если можно так выразиться, древнерусского героя-­любовника. Такой и свою любимую не бросит, и Родину не предаст.

Кому еще могла достаться роль княжны Ярославны, как не Ольге Кочневой ­- статус супруги дирижера и худрука обязывает.  О возрасте примы и его соответствии образу можно спорить долго, но в плане опыта молодые певицы с Кочневой пока состязаться не могут. Светлане Курышевой делать этого не пришлось — у артисток принципиально разные голоса. Потому, блиставшая в мужском образе в "Риенци" Курышева, на этот раз стала стройной восточной красавицей Кончаковной, от которой любой Владимир может потерять голову.

В последний раз "Князь Игорь" бывал на саратовской сцене в 1979 году. Ту постановку уже мало, кто помнит, поэтому свежий спектакль решено было сделать максимально монументальным. Свой звездный час в опере есть у балетной труппы. Половецкие пляски, поставленные под руководством бывшего артиста Мариинки, балетмейстера Кирилла Симонова, вышли нетривиальными и слегка модерновыми. Но ровно настолько, насколько позволяют рамки классической русской оперы.

При всей масштабности постановка не перестает быть провинциальной. Бессмысленно сравнивать бюджеты московских театров с региональными, даже учитывая то, что саратовский театр сейчас может расходовать средства многомилионного правительственного гранта. С другой стороны, классика тем и выгодна, что любой огрех исчезает, стоит лишь закрыть глаза. Полный оркестр, живая музыка, живой голос … "Улетай на крыльях ветра", ­затягивают девушки-­невольницы и душа мгновенно раскрывается. Как минимум до следующего похода в оперу.

Автор: Екатерина Ференец
Похожие материалы
  • 01.10.2015, 10:57 Новый театральный сезон. Шекспировский "батл" и фестивальные изыски Начавшийся театральный сезон обещает быть одним из самых фестивальных и насыщенных за последние несколько лет. Театры предлагают саратовцам посетить спектакли гастролеров разных мастей, привлекают к постановкам знаменитых земляков и ищут все новые поводы заманить в залы зрителей. При этом традиционную работу над репертуарными премьерами никто не отменял.
  • 17.06.2015, 09:52 Эксперты: Снижение разрешенной скорости на дорогах не приведет к снижению аварийности Снижение скоростного режима на всех без исключения дорогах и ограничение максимально-разрешенной скорости для начинающих водителей не приведут к улучшению статистики смертности и аварийности на дорогах. Профессиональное сообщество уверено, что предложенные МВД инициативы скорее пополнят региональные бюджеты за счет выписанных штрафов. Количество ДТП может только вырасти.
  • 15.06.2015, 10:30 Н@блюдатель. Синичкин на свободе и текила в детском лагере Вот и закончилась очередная судебная эпопея с чиновником в главной роли. На этот раз все разрешилось благополучно для ее фигуранта. Бывший глава администрации Саратовского района Василий Синичкин со второго раза все-таки попал под амнистию. На прошлой неделе он был освобожден от наказания за злоупотребление должностными полномочиями и отпущен на свободу из зала суда.
  • 20.05.2015, 10:27 "Стальной скок" в Саратове. Любовный треугольник как двигатель прогресса Гениальный антрепренер Сергей Дягилев попросил в 1927 году великого Сергея Прокофьева написать музыку для нового балета. Задача ставилась четкая – не прославить большевиков, а показать возможный индустриальный прогресс в СССР. Когда музыка была готова, все предложенные Дягилевым названия Прокофьев отверг, придумав собственное – "Стальной скок". Париж дерзкую и ломающую стереотипы постановку встретил на ура, однако на Родине композитора балет за почти 90 лет так ни разу и не решились поставить. Историческую справедливость решил восстановить саратовский театр оперы и балета, показав "Стальной скок" в рамках 28-го Собиновского фестиваля.
  • 05.05.2015, 11:00 Н@блюдатель. Маски-шоу на оперном театре, журналистские гонения и испорченный воздух Май, тепло, хочется больше времени проводить на открытом воздухе… Большая часть саратовцев массово высыпала в парки, скверы, на набережную и проспект Кирова. Но есть среди них те, кому гулять по земле, как простые смертные, уже не хочется. Они выбирают для прогулок карнизы, крыши и прочую недосягаемую для копошащихся внизу пешеходов высоту.
Новые материалы
Обсуждаемые новости
  • Сегодня
  • Неделя
  • Месяц
Поиск дешевых лекарств в аптеках Саратова
Архив новостей
  • «
  • 16 декабря 2013
  • »
  • пн
  • вт
  • ср
  • чт
  • пт
  • сб
  • вс
Нашли ошибку
x