Экономика

Ритейлеров обяжут указывать закупочную стоимость продуктов. И установить лимит на наценку

  • 10:44, 24 апреля 2014

В Госдуме подготовлен законопроект об изменениях в закон "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ". Об этом сообщают "Известия". Автор документа  - депутат Олег Нилов ("Справедливая Россия").  Изменения заключаются в ограничении торговой наценки на социально значимые продукты питания. В частности, предлагается установить лимит на наценку продуктов первой необходимости в 15%. Речь идет о социально значимых товарах(мука, хлебные изделия, крупы, молочная продукция).

Еще одно предложение - обязать продавцов рядом с розничной ценой указывать закупочные цены от производителя. Олег Нилов считает, что это позволит снизить число фактов необоснованного повышения цен на продукты питания торговыми сетями.

Издание приводит содержание пояснительной записки к законопроекту. В ней сказано, что розничные наценки на отдельные группы товаров могут доходить до 100%, а в среднем составляют порядка 40–50%, в то время как в странах ЕС этот показатель не превышает 25%.

Депутат рассказал "Известиям", что законопроект призван защитить малообеспеченные слои населения от колебания курсов валют, инфляции, а также защитить интересы российских фермеров, которым порой сложно разместить свой товар на прилавках рядом с более дешевой импортной продукцией.

Предполагается, что 15-процентная наценка будет сделана к отпускной цене производителя в процесе всей цепочки оптовых закупок. Между тем, подобный проект уже был внесен в Госдуму в октябре прошлого года и был отклонен.

Эксперты неоднозначно восприняли эти инициативы. Глава общества защиты прав потребителей "Общественный контроль" Михаил Аншаков предупредил в комментарии "Известиям" о том, что данная мера без сопровождения других может создать эффект пустых полок при выхолащивании дешевых товаров. "Торговые сети найдут способ, как не потерять в выручке. Этому "помогут" не только низкая правовая культура и коррупция, но и отсутствие здоровой конкуренции, когда в некоторых регионах торговые сети являются абсолютными монополистами. Данную меру надо вводить в комплексе с другими — с дотациями сельскому хозяйству, как в Европе, с продуктовыми карточками, как в США", - сказал Михаил Аншаков.

Представители ритейла заявили, что торговые сети сегодня и так подходят к ценообразованию дифференцированно. А также прозвучало мнение, что государственное вмешательство в ценообразование только навредит и торговым сетям, и покупателям. В пример приведены аптечная отрасль, откуда почти исчезли дешевые товары вследствие такого хода, и страхование ОСАГО, рост цен на которое возник именно после того, как оно стало обязательным. Участники рынка отметили, что в законе уже закреплен закрытый перечень методов государственного регулирования торговли.

Между тем, пишет издание, фермеры считают, что установление лимитов на наценки смогло бы стимулировать продажи. Они убеждены, что в законе необходимо учитывать и сезонный фактор -  как устанавливать цену, если зимой молоко в дефиците и дорогое, а летом его много и оно дешевле?