Культура

"Безумная свадьба". Заметки киномана

  • 09:46, 20 августа 2014

Фильм сражает наповал еще с просмотра трейлера или чтения краткого описания. В сюжетную линию положен аспект по сути одной из главных социальных проблем современной Франции — многонациональности. В новостях об этом рассказывают с помощью репортажей о погромах и борьбе за свои права девушек в хиджабах. В "Безумной свадьбе" все намного проще, потому что противоречия заключены в пределах одной семьи.

Семейство Верней - добропорядочные буржуа из пригорода Парижа. Они обитают в шикарном поместье, вполне довольны жизнью и имеют сразу четырех дочерей на выданье. Девушки красотки, с образованием и даже успешными карьерами. Словом, завидные невесты как ни крути.

Идиллическая картинка рушится, когда они поочередно начинают выходить замуж. Первая - за араба, вторая - за еврея, третья - за китайца. Нет, нет, вы не подумайте, невесты познакомились с женихами не в путешествии. Все три зятя мсье Вернье по паспорту французы, правда, вот беда, совсем не католики, да и вообще ревностно соблюдают свои национальные обычаи.

Сердцу не прикажешь, уже начинают появляться внуки, а потому глава «клана» с супругой настраиваются на очередной семейный ужин, как на маленькую войну. Сами зятья друг друга тоже, мягко говоря, недолюбливают. Двое устраивают локальные арабо-изральиские конфликты и всячески троллят пытающегося угодить всем китайца. Друг друга они за глаза зовут "Ясиром Арафатом", "Джекки Чаном" и "раввином" и так и норовят подраться.

Мама и папа Верней ломают голову, чем же они так прогневали Бога, и сосредотачиваются на одной единственной цели. Последнюю незамужнюю дочку необходимо во что бы то ни стало выдать за белого француза-католика из хорошей семьи. Пусть он даже будет внешне отталкивающим - вошедшие в раж родители готовы знакомить свою кровиночку со всеми подходящими кандидатами.

Однако младшенькая решает не отбиваться от коллектива и преподносит маме с папой сюрприз. Знакомство с новым потенциальным зятем втягивает их в глобальную депрессию. Мсье спиливает под корень шикарные деревья в саду, а мадам или спит, или танцует зумбу. Не приносит умиротворения и их будущий сват, который тоже явно не в восторге от идеи породниться.

Одним словом, это настоящий образец хорошего французского кино. Смешного, тонкого, и в то же время очень острого. Тут никто не страдает политкорректностью, араба называют арабом, еврея - евреем, а представителя негроидной рассы (о, Боже!) - черным. Такая разномастность позволила создать кучу диалогов на расистские и около расистские темы, исключить шутки ниже пояса и, в конце концов, подтолкнуть современную Францию к мысли о том, что "котел наций" возможно сдружить.

Фильм противоречит всем канонам современного успешного кино. Здесь нет солидного бюджета, 3-D эффекта, нет компьютерной графики и команды из маститых сценаристов или режиссеров. Суперзвезд в ленте тоже нет. Из известных российскому зрителю актеров представлен только Кристиан Клавье, он же глава беспокойного семейства. Это тот самый Жакуй Пройдоха, оруженосец героя Жана Рено из фильма "Пришельцы". Со времен этой картины Клавье успел обзавестись животиком и благородной сединой, но бесовской огонек в глазах остался прежним.

На "Безумную свадьбу" можно идти с ребенком, с бабушкой или с коллегой по работе и быть практически уверенным, что всякому картина придется по вкусу. Это полтора часа смеха до слез и ни секунды жалости о потраченных на билет деньгах. Настоящее искусство оно всегда именно такое - бескомпромиссно точное и всепобеждающее. Даже без масштабного промоушна.

Р.S. "Безумную свадьбу" удалось посмотреть в Санкт-Петербурге. Все надежды сходить на нее еще раз в Саратове, увы, несбыточны. Ни в одном кинотеатре Саратова комедию не показывают. Прокатчики, видимо, четко делят наш город на две категории. Первым подавай все сплошь блокбастерное и голливудское, вторые удовлетворятся лишь задумчивым арт-хаусом. Получается, что огромный пласт под названием "качественное коммерческое европейское кино" от саратовского зрителя по объективным и не очень причинам скрыт. Формированию хорошего вкуса такая выборочность точно не способствует. Особенно обидно, что происходит это в регионе всерьез претендующим на званием культурной столицы Поволжья.