Культура

"Великий уравнитель". Заметки киномана

  • 10:00, 26 сентября 2014

Хотя того, что скромный и сдержанный Роберт МакКол (Дензел Вашингтон, "Тренировочный день", "Малкольм Икс") отправится всех равнять перед лицом дамы с косой, первые полчаса ничто не предвещает. На вид он обычный мужчина на пороге пенсии. Его жизнь, мягко говоря, обыденна. Он живет один, работает в огромном магазине стройматериалов, помогает молодому коллеге стать охранником и усиленно движется по списку "100 книг, которые стоит прочитать в жизни". Ну, разве что по ночам не может уснуть, и на вопросы о том, чем он занимался раньше, только дружелюбно отшучивается.

Всё меняется, когда девушку (Хлоя Грейс Морец, "Пипец", "Если я останусь", "Хранитель времени"), с которой он подружился в кафе для полуночников, избивают до полусмерти. Она – малолетняя русская проститутка, и никто не собирается наказывать тех, кто это с ней сделал. А герой как раз прочитал "Дона Кихота", поэтому обострившееся чувство справедливости заставляет его вспомнить навыки, которые он приобрел явно не на нынешнем рабочем месте. И список дел, требующих отмщения, начинает разрастаться у него на глазах.

Фильмов про героя-одиночку, который чувствует себя вынужденным восстанавливать справедливость, а его подготовка позволяет ему быть в поле воином и одному, конечно, тысячи. Из картин с драматическим актером в экшн-роли можно вспомнить хотя бы "Заложницу" или даже "Гнев" с тем же Дензелом Вашингтоном. А может, даже Клинта Иствуда в "Гран Торино".

Но это значит только, что фильм довольно предсказуемый, а не плохой. Антуан Фукуа ("Тренировочный день", "Король Артур", "Падение Олимпа") умеет снимать крепкие боевики, а Дензел Вашингтон получил пару "Оскаров" (и один из них за "Тренировочный день") не просто потому, что он афро-американец. Он хорош как актер уже хотя бы тем, что он приковывает к себе внимание, даже когда он вроде бы ничего не делает в кадре. А уж когда добрый и замкнутый пожилой мужчина превращается в машину для убийства… Скажем так, по уровню жестокости его герой напоминает таких неоднозначных персонажей, как "Таксист"-Роберт де Ниро у Скорсезе или "Законопослушный гражданин" в исполнении Джерарда Батлера.

В происходящем не так уж много великого смысла (впрочем, это как посмотреть), но сделано кино хорошо, с художественным вкусом, со вниманием к деталям, подходящим саундтреком и периодически интересными ракурсами съемки. Почти кольцевая композиция с завязкой и развязкой в том же месте искупает вину сценаристов за жуткие клише, которые главный герой выдает в диалогах. Хотя при желании все эти "будь собой" и "ты можешь быть, кем хочешь" можно посчитать отображением его образа мыслей, штрихами к портрету, так сказать.

Тем более, что портрет интересный и сознательно незавершенный. Вопрос, кто же он такой, в итоге останется без ответа. Но по фильму разбросано достаточно намеков, чтобы это не слишком волновало (а продолжение уже наметили). Зато отсутствие четкости уменьшает степень банальности.

В отличие от прошлогоднего ура-патриотического "Падения Олимпа", в этом фильме, основанном на американском телесериале 80-х годов, Антуан Фукуа делает своего героя почти подчеркнуто аполитичным. Это борец не за страну, а за справедливость. Да и основной упор в картине не на экшн, хотя его там хватает. Убийство злодеев подручными средствами здесь не цель, а средство для раскрытия персонажа и доказательство того, что "добрый" не значит "слабый". При желании, кстати, вполне можно задуматься, подходит ли слово "добрый" гражданину, ради закона и порядка нарушающему эти самые закон и порядок.

Качественный и в меру серьезный криминальный триллеро-боевик имеет шансы понравиться аудитории повзрослее, тем более, что рейтинг "16+" вполне заслужен.

А вообще название "Великий уравнитель" больше подошло бы к биографической картине про Самюэля Кольта, который изобрел тот самый револьвер. Потому что это про него американцы говорят, что "Бог сделал людей сильными и слабыми, а полковник Кольт уравнял их шансы".