Выбор редакции
Комментарии
увеличить шрифт
  • A
  • +A
  • +A

"Великий уравнитель". Заметки киномана

  • 10:00, 26 сентября 2014
  • Комментариев[0]
Название фильма вовсе не намекает, что герой – поклонник "уравниловки". Это наши переводчики, кажется, в кои-то веки узнали крылатое выражение! "Death is the great equalizer" – "Смерть – великий уравнитель" (точнее, "великая уравнительница"). Наверное, поэтому они радостно добавили слово "великий" к названию. Вышло излишне пафосно, зато метко: для главного героя этого фильма тоже все равны.
"Великий уравнитель". Заметки киномана

Хотя того, что скромный и сдержанный Роберт МакКол (Дензел Вашингтон, "Тренировочный день", "Малкольм Икс") отправится всех равнять перед лицом дамы с косой, первые полчаса ничто не предвещает. На вид он обычный мужчина на пороге пенсии. Его жизнь, мягко говоря, обыденна. Он живет один, работает в огромном магазине стройматериалов, помогает молодому коллеге стать охранником и усиленно движется по списку "100 книг, которые стоит прочитать в жизни". Ну, разве что по ночам не может уснуть, и на вопросы о том, чем он занимался раньше, только дружелюбно отшучивается.

Всё меняется, когда девушку (Хлоя Грейс Морец, "Пипец", "Если я останусь", "Хранитель времени"), с которой он подружился в кафе для полуночников, избивают до полусмерти. Она – малолетняя русская проститутка, и никто не собирается наказывать тех, кто это с ней сделал. А герой как раз прочитал "Дона Кихота", поэтому обострившееся чувство справедливости заставляет его вспомнить навыки, которые он приобрел явно не на нынешнем рабочем месте. И список дел, требующих отмщения, начинает разрастаться у него на глазах.

Фильмов про героя-одиночку, который чувствует себя вынужденным восстанавливать справедливость, а его подготовка позволяет ему быть в поле воином и одному, конечно, тысячи. Из картин с драматическим актером в экшн-роли можно вспомнить хотя бы "Заложницу" или даже "Гнев" с тем же Дензелом Вашингтоном. А может, даже Клинта Иствуда в "Гран Торино".

Но это значит только, что фильм довольно предсказуемый, а не плохой. Антуан Фукуа ("Тренировочный день", "Король Артур", "Падение Олимпа") умеет снимать крепкие боевики, а Дензел Вашингтон получил пару "Оскаров" (и один из них за "Тренировочный день") не просто потому, что он афро-американец. Он хорош как актер уже хотя бы тем, что он приковывает к себе внимание, даже когда он вроде бы ничего не делает в кадре. А уж когда добрый и замкнутый пожилой мужчина превращается в машину для убийства… Скажем так, по уровню жестокости его герой напоминает таких неоднозначных персонажей, как "Таксист"-Роберт де Ниро у Скорсезе или "Законопослушный гражданин" в исполнении Джерарда Батлера.

В происходящем не так уж много великого смысла (впрочем, это как посмотреть), но сделано кино хорошо, с художественным вкусом, со вниманием к деталям, подходящим саундтреком и периодически интересными ракурсами съемки. Почти кольцевая композиция с завязкой и развязкой в том же месте искупает вину сценаристов за жуткие клише, которые главный герой выдает в диалогах. Хотя при желании все эти "будь собой" и "ты можешь быть, кем хочешь" можно посчитать отображением его образа мыслей, штрихами к портрету, так сказать.

Тем более, что портрет интересный и сознательно незавершенный. Вопрос, кто же он такой, в итоге останется без ответа. Но по фильму разбросано достаточно намеков, чтобы это не слишком волновало (а продолжение уже наметили). Зато отсутствие четкости уменьшает степень банальности.

В отличие от прошлогоднего ура-патриотического "Падения Олимпа", в этом фильме, основанном на американском телесериале 80-х годов, Антуан Фукуа делает своего героя почти подчеркнуто аполитичным. Это борец не за страну, а за справедливость. Да и основной упор в картине не на экшн, хотя его там хватает. Убийство злодеев подручными средствами здесь не цель, а средство для раскрытия персонажа и доказательство того, что "добрый" не значит "слабый". При желании, кстати, вполне можно задуматься, подходит ли слово "добрый" гражданину, ради закона и порядка нарушающему эти самые закон и порядок.

Качественный и в меру серьезный криминальный триллеро-боевик имеет шансы понравиться аудитории повзрослее, тем более, что рейтинг "16+" вполне заслужен.

А вообще название "Великий уравнитель" больше подошло бы к биографической картине про Самюэля Кольта, который изобрел тот самый револьвер. Потому что это про него американцы говорят, что "Бог сделал людей сильными и слабыми, а полковник Кольт уравнял их шансы".

Автор: Галина Зеленова
Похожие материалы
  • 10.02.2012, 07:44 "Код доступа. Кейптаун". Заметки киномана Новое кино "Код доступа. Кейптаун" от режиссера Дэниэла Эспинозы несмотря на присутствие знаменитого Вашингтона, шедевром не станет. Вряд ли даже его будут пересматривать еще раз. Но вот для двух часов неспешного отдыха - самое то. Почему? Опять история с нестареющим сюжетом - суперагент ЦРУ, предатели ЦРУ, молодой, неопытный, но очень амбициозный новичок сходятся в конфликте о деньгах и предательстве. Чуть подробнее.
Новые материалы
Поиск дешевых лекарств в аптеках Саратова
Архив новостей
  • «
  • 26 сентября 2014
  • »
  • пн
  • вт
  • ср
  • чт
  • пт
  • сб
  • вс
Нашли ошибку
x