Общество

Коктейль проблем. В России снизился спрос на виски, бренди и ликеры

  • 12:10, 24 октября 2014

Глобальные производители алкоголя столкнулись с целым коктейлем проблем. Продажи сокращаются во всем мире, и надежд на восстановление пока нет. Невольная "эпоха трезвости" наступила сразу на трех крупнейших алкогольных рынках  — Западной Европы, Восточной Европы и Азии. И хотя снижение продаж в каждом случае вызвано собственными причинами, производителям алкоголя от этого не проще.

Например, на крупнейшем алкогольном рынке Азии — в Китае — потребители стали меньше пить из-за проводимой в стране антикоррупционной кампании. Излюбленные подарки бизнесменов и чиновников — шампанское, виски и коллекционные вина — больше не в почете, и деловая элита страны теперь всячески старается демонстрировать скромность. На таком фоне британский производитель виски Diageo, французский производитель коньяка Remy Cointreau и производитель роскоши Louis Vuitton сообщили о падении продаж большинства своих брендов на 4-12%.

В Западной Европе упало потребление ликеров. Производители винят в этом проводимую некоторыми странами политику по сокращению расходов бюджета, внешнеполитическую напряженность из-за событий вокруг Украины и низкий уровень потребительской уверенности. 

Похожими "симптомами" страдает и Восточная Европа. Крупнейший алкогольный рынок Восточной Европы — Россия — оказался под дополнительным давлением из-за падения курса рубля. Согласно данным Росстата, впервые за последние годы уменьшились реальные доходы россиян. Из премиального алкоголя Россия самодостаточна лишь в производстве водки. Другие элитные напитки — виски, вина, коньяки — в страну экспортируются из-за рубежа, и объемы экспорта тесно коррелируют с валютными курсами.

Компания Diageo экспортирует в Россию виски Bushmills и ром Captain Morgan. Продажи восточно-европейского дивизиона компании за последний квартал упали на 1,4% (конкретную статистику по России компания не раскрывает).

Компания Bacardi экспортирует в Россию виски Dewar, вермут Martini.

Со снижением продаж на местном рынке компания столкнулась еще в прошлом году. Реализация ее продукции в России тогда упала сразу на четверть до 0,6 миллиона дал.

Компания Pernod Ricard экспортирует в Россию виски Chivas.

Как и у Bacardi, продажи Pernod Ricard в России продемонстрировали снижение еще в прошлом году. Тогда реализация виски компании упала на 15% до 0,5 миллиона дал. Динамику продаж в этом году по России компания не раскрыла.

Компания Remy Cointreau экспортирует в Росию бренди St Remy.

 Доходы производителя коньяка за последние три месяца уменьшились на 5,7% до 602 миллионов долларов.  Двузначное сокращение доходов продемонстрировал и российский дивизион компании.

Спасти Remy Cointreau от большего падения доходов помог бизнес по производству ликеров и дистрибуции напитков партнеров, реализация которых увеличилась на 9%. Иронично, что некоторый вклад в этот рост внесла водка "Русский стандарт", дистрибьютором которой является французская компания.

Компания Brown Forman экспортирует в Россию виски Jack Daniels.

Едва ли не единственный производитель алкоголя, который представил сильные финансовые показатели за последнее время, — американский Brown Forman. Производитель виски и вина смог нарастить выручку на 3% до 921 миллиона долларов; и прибыль на 5% до 150 миллионов долларов. Помогли ему в этом развивающиеся рынки, в том числе и Россия. На сколько конкретно выросли в стране продажи, компания не раскрыла, но уточнила, что на всех развивающихся рынках продажи продемонстрировали рост, выражаемый двузначными показателями.

Однако в следующем квартале вклад России в бизнес компании будет близок к нулю. В конце августа Роспотребнадзор запретил Jack Daniels Tennessee Honey к продаже в стране из-за отсутствия на бутылках информации о сроках выдержки вискового дистиллята, из которого изготовлен напиток, и повышенного содержания некоторых веществ "несвойственных виски".