Культура

"Игра в имитацию" с Камбербэтчем. Заметки киномана

  • 09:53, 6 февраля 2015

Если нет, в этом нет ничего удивительного, и это не недостаток вашего образования. Кто такой Алан Тьюринг, до недавнего времени знали в основном математики, компьютерщики и философы. И для этого есть много причин.

Одна из них – строгая секретность, чуть ли не до 90-х годов окружавшая место, где он работал во время войны, и всё, что там происходило. Что, естественно, обозначает, что оно было связано с британскими разведывательными службами. Но вместо джеймсов бондов в Блетчли-парк по большей части работали криптографы – там располагалось главное шифровальное подразделение Великобритании.

И вот там-то Алан Тьюринг (Бенедикт Камбербэтч, сериал "Шерлок" ВВС, "Стар Трэк: Возмездие", "12 лет рабства") с командой искал способ прочитать немецкие секретные сообщения, закодированные с помощью шифровальной машины "Энигма". Она создавала один из самых сложных шифров времен Второй Мировой войны, который считался неуязвимым, потому что сообщение можно было прочитать, только зная ключ, а ключей было миллионы миллионов (в фильме назовут точную цифру, если вам интересно). У всех сотрудников Блетчли-парка, а их было несколько сотен, ушли бы годы на то, чтобы проверить варианты. И даже если бы они это сделали, было бы уже слишком поздно – ключ менялся каждые сутки.

Такая задача требовала гения, и им стал Тьюринг. И, как это водится в британском кино, гений из него получился весьма эксцентричный (Хотя люди, знакомые с признаками аутизма, заметят их у главного героя в изобилии). Киношный математик сложен в общении, не умеет заводить друзей, шутит только ненамеренно (зато смешно!) и имеет секреты почище, чем у некоторых шпионов. Кто он, неприятный чудик или невоспетый герой войны? И что, если он и то, и другое?

Кроме шуток, открытия и изобретения Алана Тьюринга буквально изменили мир. (В частности, он приложил руку к созданию одной из первых моделей компьютера общего назначения, к которым относится и тот компьютер, на котором пишется эта рецензия, и то устройство, с которого вы её читаете!) Про таких людей должны писать во всех учебниках истории, так почему же про него не написали?

Кроме политических причин, есть и социальные. Алан Тьюринг был гомосексуалистом, а в 50-е годы ХХ века в Британии это преследовалось по закону. Считается, что он покончил жизнь самоубийством из-за того, что по решению суда его подвергли химической кастрации. Ему было всего 41. Кто знает, что он не успел изобрести? Может, если бы ему дали жить и работать спокойно, не подвергая унижениям за вполне естественное желание любви и близости, у нас бы уже были летающие машины и колонии на Марсе? Жителям страны, где запрещена пропаганда гомосексуализма, стоит задуматься, в общем.

Кстати, если вы боитесь увидеть нечто запретное, можете вздохнуть спокойно – в фильме у Тьюринга нет вообще никаких романтических отношений, не смотря на наличие невесты (Кира Найтли, "Пираты Карибского моря", "Анна Каренина"), потому что он о другом: о непринятии людей, непохожих на всех, таких, которые не вписываются в понятие нормы. О том, что эти люди, странные, непонятные или даже неприятные, могут быть именно тем, что обществу на самом деле нужно. О том, что общественная косность, предубеждения и нежелание задуматься и понять может разрушить чью-то жизнь в самом прямом смысле.

Это одновременно и история выдающегося человека, который заслужил признание, но до сих пор не получил его в должной мере, и размышление на важные темы. И сделано оно замечательно. Бенедикт Камбербэтч в этом фильме просто блистает, что наверняка понравится его старым фанатам и привлечет новых. Правда, фильм много потерял в дубляже – у Тьюринга- Камбербетча исчез очень своеобразный выговор.

Остальной актерский ансамбль тоже хорош, жаль, что им уделено мало времени. Англоязычный дебют режиссера Мортена Тильдума ("Охотники за головами") в жанре "престижного байопика" (а-ля "Король говорит" и "Железная леди") явно удался. Фильм грамотно, хотя и традиционно (по сравнению с некоторыми "оскаровскими" номинантами этого года) поставлен, он живее в плане ритма повествования, чем обычно бывают такие картины, и замечательно вписывает кабинетные войны в контекст большой войны, показывая, для разнообразия, что мир можно спасти интеллектом, а не только автоматом. А сдобрено всё это традиционно прекрасным и номинированным на "Оскар" саундтрэком от Александра Депла ("Король говорит", "Гарри Поттер и Дары смерти. Часть 1 и 2").

В также номинированном на "Оскар" сценарии можно найти некоторое количество "хвостов", и огромное количество художественных допущений. Но авторы добивались выразительности, а не документальности, и выразительность это не портит. С ней там всё так хорошо, что фильм даже периодически обвиняют в излишней душещипательности.

Тем не менее, у него в общей сложности 65 номинаций и наград. Он считается одним из лучших британских фильмов и самых кассовых независимых релизов 2014 года. У него имеется главный приз кинофестиваля в Торонто, 9 номинаций на награды Британской киноакадемии и 8 номинаций на "Оскар", включая "Лучший фильм", "Лучшего режиссера" и "Лучшего актера".

Ирония судьбы состоит в том, что родись Алан Тьюринг в современной Британии, его жизнь могла бы сложиться значительно счастливее. По крайней мере, он не подвергся бы преследованиям за свою сексуальную ориентацию. Но если бы он не родился тогда, когда родился, современной Британии не было бы. А может быть, и современного мира.