Выбор редакции
Комментарии
увеличить шрифт
  • A
  • +A
  • +A

"Игра в имитацию" с Камбербэтчем. Заметки киномана

  • 09:53, 6 февраля 2015
  • Комментариев[1]
Говорят, что историю пишут победители. Но надо сказать, что достижения свои победители часто освещают не лучше, чем достоинства побежденных. Возьмем, к примеру, главного героя этого фильма: великий британский математик и криптограф, "отец" современной информатики и теории искусственного интеллекта, внес неоценимый вклад в расшифровку секретных немецких сообщений, что повлияло на ход Второй Мировой войны, сократило её, по некоторым оценкам, как минимум на 2 года и спасло миллионы жизней. Список его заслуг можно продолжать ещё долго, но скажите честно, вы догадались, кто это?
"Игра в имитацию" с Камбербэтчем. Заметки киномана

Если нет, в этом нет ничего удивительного, и это не недостаток вашего образования. Кто такой Алан Тьюринг, до недавнего времени знали в основном математики, компьютерщики и философы. И для этого есть много причин.

Одна из них – строгая секретность, чуть ли не до 90-х годов окружавшая место, где он работал во время войны, и всё, что там происходило. Что, естественно, обозначает, что оно было связано с британскими разведывательными службами. Но вместо джеймсов бондов в Блетчли-парк по большей части работали криптографы – там располагалось главное шифровальное подразделение Великобритании.

И вот там-то Алан Тьюринг (Бенедикт Камбербэтч, сериал "Шерлок" ВВС, "Стар Трэк: Возмездие", "12 лет рабства") с командой искал способ прочитать немецкие секретные сообщения, закодированные с помощью шифровальной машины "Энигма". Она создавала один из самых сложных шифров времен Второй Мировой войны, который считался неуязвимым, потому что сообщение можно было прочитать, только зная ключ, а ключей было миллионы миллионов (в фильме назовут точную цифру, если вам интересно). У всех сотрудников Блетчли-парка, а их было несколько сотен, ушли бы годы на то, чтобы проверить варианты. И даже если бы они это сделали, было бы уже слишком поздно – ключ менялся каждые сутки.

Такая задача требовала гения, и им стал Тьюринг. И, как это водится в британском кино, гений из него получился весьма эксцентричный (Хотя люди, знакомые с признаками аутизма, заметят их у главного героя в изобилии). Киношный математик сложен в общении, не умеет заводить друзей, шутит только ненамеренно (зато смешно!) и имеет секреты почище, чем у некоторых шпионов. Кто он, неприятный чудик или невоспетый герой войны? И что, если он и то, и другое?

Кроме шуток, открытия и изобретения Алана Тьюринга буквально изменили мир. (В частности, он приложил руку к созданию одной из первых моделей компьютера общего назначения, к которым относится и тот компьютер, на котором пишется эта рецензия, и то устройство, с которого вы её читаете!) Про таких людей должны писать во всех учебниках истории, так почему же про него не написали?

Кроме политических причин, есть и социальные. Алан Тьюринг был гомосексуалистом, а в 50-е годы ХХ века в Британии это преследовалось по закону. Считается, что он покончил жизнь самоубийством из-за того, что по решению суда его подвергли химической кастрации. Ему было всего 41. Кто знает, что он не успел изобрести? Может, если бы ему дали жить и работать спокойно, не подвергая унижениям за вполне естественное желание любви и близости, у нас бы уже были летающие машины и колонии на Марсе? Жителям страны, где запрещена пропаганда гомосексуализма, стоит задуматься, в общем.

Кстати, если вы боитесь увидеть нечто запретное, можете вздохнуть спокойно – в фильме у Тьюринга нет вообще никаких романтических отношений, не смотря на наличие невесты (Кира Найтли, "Пираты Карибского моря", "Анна Каренина"), потому что он о другом: о непринятии людей, непохожих на всех, таких, которые не вписываются в понятие нормы. О том, что эти люди, странные, непонятные или даже неприятные, могут быть именно тем, что обществу на самом деле нужно. О том, что общественная косность, предубеждения и нежелание задуматься и понять может разрушить чью-то жизнь в самом прямом смысле.

Это одновременно и история выдающегося человека, который заслужил признание, но до сих пор не получил его в должной мере, и размышление на важные темы. И сделано оно замечательно. Бенедикт Камбербэтч в этом фильме просто блистает, что наверняка понравится его старым фанатам и привлечет новых. Правда, фильм много потерял в дубляже – у Тьюринга- Камбербетча исчез очень своеобразный выговор.

Остальной актерский ансамбль тоже хорош, жаль, что им уделено мало времени. Англоязычный дебют режиссера Мортена Тильдума ("Охотники за головами") в жанре "престижного байопика" (а-ля "Король говорит" и "Железная леди") явно удался. Фильм грамотно, хотя и традиционно (по сравнению с некоторыми "оскаровскими" номинантами этого года) поставлен, он живее в плане ритма повествования, чем обычно бывают такие картины, и замечательно вписывает кабинетные войны в контекст большой войны, показывая, для разнообразия, что мир можно спасти интеллектом, а не только автоматом. А сдобрено всё это традиционно прекрасным и номинированным на "Оскар" саундтрэком от Александра Депла ("Король говорит", "Гарри Поттер и Дары смерти. Часть 1 и 2").

В также номинированном на "Оскар" сценарии можно найти некоторое количество "хвостов", и огромное количество художественных допущений. Но авторы добивались выразительности, а не документальности, и выразительность это не портит. С ней там всё так хорошо, что фильм даже периодически обвиняют в излишней душещипательности.

Тем не менее, у него в общей сложности 65 номинаций и наград. Он считается одним из лучших британских фильмов и самых кассовых независимых релизов 2014 года. У него имеется главный приз кинофестиваля в Торонто, 9 номинаций на награды Британской киноакадемии и 8 номинаций на "Оскар", включая "Лучший фильм", "Лучшего режиссера" и "Лучшего актера".

Ирония судьбы состоит в том, что родись Алан Тьюринг в современной Британии, его жизнь могла бы сложиться значительно счастливее. По крайней мере, он не подвергся бы преследованиям за свою сексуальную ориентацию. Но если бы он не родился тогда, когда родился, современной Британии не было бы. А может быть, и современного мира.

Автор: Галина Зеленова
Похожие материалы
  • 26.05.2017, 10:49 "Пираты Карибского моря: Мертвецы не рассказывают сказки". Заметки киномана Небольшой и несерьезный опрос знакомого населения выявил, что порядковый номер этой картины в ряду "Пиратов Карибского моря" вспомнить нелегко. 5? 6? 7? 8? На самом деле, пять. Так что до "Форсажа" еще далеко. Почему такой разброс? Франшиза сравнительно старая, 2003 года "рождения". При этом фильм №4 вышел аж в 2011, и у многих четкое ощущение, что за 6 лет они этих пиратов явно где-то видели. И ведь, скорее всего, видели — такие "сериалы" телевидение показывает марафонами по праздникам! Вот они людям и кажутся бесконечными!
  • 17.01.2014, 10:16 "Джек Райан: Теория хаоса". Заметки киномана Обычно, когда мы видим в кино русских злодеев, мы автоматически начинаем злиться на Голливуд. Вот, мол, какими они нас выставляют! А мы-то на самом деле белые и пушистые! Но иной раз посмотришь на хмурого кино-соотечественника, который непринужденно уничтожает мир хитростью и одной левой (потому что в правой бутылка водки и блин с икрой, и он успевает и их уничтожить) и думаешь: да чего же обижаться?! Даже если нас хотели оскорбить, в итоге нам по-своему польстили!
  • 05.03.2013, 15:20 Сергей Соловьев: «Ради "Анны Карениной" я заложил свою квартиру!" Автор очередной экранизации романа Льва Толстого рассказал "КП" о том, как его терроризировал Олег Янковский, о том, как по-детски мыслит Кира Найтли и о том, как он по просьбе Эльдара Рязанова снимал льва.
  • 05.01.2013, 10:40 "Анна Каренина". Заметки киномана За неделю до даты официального старта в России на экранах кинотеатров появилась очередная экранизация "Анны Карениной". Интересная в первую очередь тем, что "громаду таланта" Толстого для американцев интерпретировал прославленный драматург Том Стоппард ("Влюбленный Шекспир" 1998-го г.). В результате можно утверждать, что новая "Каренина" -один из самых неоднозначных пересказов знаменитого романа.
Новые материалы
  • 27.04.2024, 16:04 Копилка с госучастием. Стоит ли инвестировать в программу долгосрочных сбережений

    С начала этого года в стране заработала программа долгосрочных сбережений (ПДС). Создатели нового накопительного инструмента стремились таким образом обеспечить приток долгосрочных инвестиций в экономику. Для этого предусмотрели такие серьезные стимулы для потенциальных участников, как государственное софинансирование взносов и налоговые вычеты. В Банке России уточняют, что договоры долгосрочного сбережения с негосударственными пенсионными фондами уже заключили более 342 тысяч человек, что говорит об активном интересе жителей страны к новому инструменту. При этом эксперты финансового рынка уверены, что это число могло быть и больше, однако, период высоких процентных ставок по банковским вкладам - не лучшее время для старта программы сбережений. Подробности в обзоре СарБК.

  • 26.04.2024, 15:26 Сериал по игре "Fallout". Заметки киномана

    В прошлом году постапокалипсис с грибами и глубоким психологизмом был в сериале по игре "Одни из нас". В этом сезоне постапокалипсис ядерный и с шикарным черным юмором в сериале по игре "Fallout". Интересно, что они совершенно не похожи, но оба очень хорошо сделаны.

Поиск дешевых лекарств в аптеках Саратова
Архив новостей
  • «
  • 6 февраля 2015
  • »
  • пн
  • вт
  • ср
  • чт
  • пт
  • сб
  • вс
Нашли ошибку
x