Культура

"Третий лишний-2". Заметки киномана

  • 10:04, 26 июня 2015

В первой части маленький Джон, с которым никто не хотел дружить, на Рождество загадал, чтобы его плюшевый медведь стал настоящим мальчиком, простите, просто ожил. И его желание почему-то исполнилось. Мальчик и медведь стали лучшими друзьями и выросли вместе. Как следствие, к 40-ка годам детство продолжает играть в штанах и прочих предметах гардероба у обоих.

И хотя для производства сиквела не было абсолютно никаких причин, кроме финансовых – больше полумиллиарда долларов мировых сборов, МакФарлейн и его команда возвращаются для продолжения практически в полном составе. Кроме Милы Кунис в роли многострадальной подруги, на которой Джон (снова Марк Уолберг, "Трансформеры: Эпоха истребления", "Кровью и потом: Анаболики", "Отступники") женился в конце первого фильма. Так что их срочно "разводят".

Зато теперь узаконить свои отношения с девушкой решил плюшевый медведь. (Самое потрясающее, конечно, что в контексте фильма это никого не удивляет. Там он вообще никого ничем не удивляет!)

Через год выясняется, что семейная жизнь с плюшевым медведем ничуть не лучше, чем с обычным мужчиной (хотя дело, разумеется, конкретно в этом медведе). И чтобы не разводиться, вместо налаживания семейных отношений Тед с женой решают… завести ребенка. (И всю глупость этого решения нельзя даже списать на то, что в голове у него опилки, да-да-да. У него там синтепон). Но поскольку детские игрушки не снабжены репродуктивной системой, задача это нелегкая. А уж, когда выясняется, что и супруга его детей иметь не может, перед странной парой встает вопрос усыновления.

Но никто им (к счастью) не дает живого ребенка. Да ещё и власти (наконец-то) начинают интересоваться жизнью и деятельностью ожившей игрушки, которая курит столько травы, что вокруг неё можно вешать как минимум один топор.

И тут косолапому другу быстро становится не до потомства – выясняется, что игрушки, какими бы они ни были гадкими и похабными, не считаются гражданами США (= людьми), прав никаких не имеют, и, вообще, они – о, ужас! – вещи.

Конечно, медведь будет бороться за свои права и пытаться доказать, что он человек(!), в суде. Дело же происходит в Бостоне (про сериал "Юристы Бостона" тоже пошутят). И внезапно комедия про "кидалтов" превращается в… фильм про борьбу за права человека! Точнее, оживших плюшевых медведей.

"Третий лишний 2" – очень неровный и затянутый фильм. Местами всё слишком быстро, а местами необоснованно долго. У Аманды Сейфрид, не расстающейся с бульбулятором, и у Моргана Фримана в роли типичного персонажа Моргана Фримана, ещё есть какая-то цель в сюжете, но зачем тут очень странное камео Лиама Нисона? Оживитель мишки Теда его знает! Или сцена с перепевкой титров сериала "Закон и порядок" – она, может, и забавная, но это не скетч-шоу, а кино, которое идет 2 с лишним часа! Для комедии такого пошиба это явный перебор хронометража. Даже начальные титры, каким бы они ни были чудесным реверансом классическим мюзиклам, плохо вписываются в то, что происходит дальше. Потому что то, что уместно в "Гриффинах", не всегда хорошо смотрится на большом экране.

В частности, переход от сортирного юмора и пропаганды наркотиков (масштабы, конечно, не сравнимы с "Волком с Уолл-стрит", но это и не Скорсезе) к душещипательным речам про 13 поправку к конституции США, которая сделала из негров афроамериканцев, то бишь, из чьей-то собственности – полноправных граждан, смотрится почти также странно, как то, что никого не удивляет говорящий медведь.

И это ещё не все проблемы сиквела. В первом фильме акцент был на человеке, а медведь был эдаким отделившимся внутренним ребенком в худших своих проявлениях или альтер-эгом героя (как в "Бойцовском клубе", ага). А тут на первый план выходят мишка и его подружка, и смех они, может, периодически и вызывают, но сопереживание – с трудом. Корень зрительского сопереживания в идентификации с героем, а сколько народу может идентифицироваться с ожившей плюшевой игрушкой, которая курит бульбулятор фаллической формы и ведет себя, как свинья (только настоящая, а не Пятачок)?

Новизна матерящегося и дебоширящего продукта "Hasbro" и так уже повыветрилась ко второй части, так тут ещё и шутки по нескольку раз повторяют. Кроме того, градус неполиткорректности, расизма, мизогинии и вообще наглости внезапно слегка понизился. И это уже не столько сатира, сколько выжимание смешков про "Аббатство Даунтон", льдинки для туалета и издевательство над гиками. Причем, часть шуток просто не срабатывает. И это показатель не лучшей работы режиссера-сценариста.

Из хорошего гикам должен понравиться эпизод с Комик-коном в Нью-Йорке – там можно выискивать любимых персонажей других фильмов. Но для этого необязательно смотреть весь фильм, и комик-коны сейчас много где показывают.

В общем, если вам понравилась первая часть, то может понравиться и вторая. Если вы любите американские взрослые комедии (ради бога, не путать с семейными, потому что рейтинг здесь "18+") а-ля "Мальчишник в Вегасе", вам тоже сюда. Но, если вам не хочется по такой жаре идти в кино, любой сатирический мультфильм для взрослых эту картину с легкостью заменит.