Культура

"Агенты А.Н.К.Л.". Заметки киномана

  • 10:15, 14 августа 2015

Если вам показалось, что "Агенты А.Н.К.Л." – свежая, оригинальная и ни на чем не основанная, кроме сценария, картина про шпионов, вам показалось неправильно. Это экранизация очередного американского сериала 60-х годов. У нас он, естественно, неизвестен, и это традиционно совершенно не нужно для того, чтобы получить удовольствие от просмотра. Особенно, если вам нравится стилистика ранних 60-х.

Два красавца-молодца, агент ЦРУ с именем таким пафосным, словно это уже пародия, – Наполеон Соло (Генри Кавилл, "Человек из стали") и Илья Курякин из КГБ (Анри Хаммер, "Социальная сеть", "Одинокий рейнджер") сталкиваются, как два фильма в прокате, в Восточном Берлине в разгар Холодной войны.

"Ковбой", как его зовет советский коллега, – очень талантливый вор, которого американцы с помощью шантажа заставляют работать на благо отечества. "Большевик" – парень с не самыми стальными нервами из-за папы в ГУЛАГе (интересно, что его вообще взяли в КГБ с такой историей).

Американцу нужно вывезти девушку (Алисия Викандер, "Анна Каренина", "Из машины") в Западную Германию, а русскому – ему помешать. Девушка, конечно, не простая, а золотая для сюжета – папа у неё работал над атомной бомбой для Гитлера и Ко, а дядя удрал в Италию и водит там знакомство с недобитыми фашистами. При этом она и юбки короткие может носить, и машины чинить, потому что по профессии автомеханик, и её периодически можно спасать! Ну, прямо Гаечка из "Чипа и Дейла".

"Чип" и "Дейл", тем временем, весьма не против удушить друг друга голыми руками, когда американцу всё-таки удается выполнить миссию. И обычно это была бы их цель. Но случаются беспрецедентные обстоятельства – "гаечкин" папа жив и работает над атомной бомбой для неофашистов, а значит, надо спасать мир от ядерной угрозы, причем, вместе. А "Гаечка" им поможет подобраться к неординарным членам своего семейства.

Так что "спасатели летят на помощь"! При этом, они готовы спорить до посинения и выпендриваться друг перед другом по любому поводу. Они спорят даже о том, можно ли носить вещи от Пако Рабана с аксессуарами от Диора (или наоборот). Ах, если бы это было единственное разногласие между русскими и американцами!

Гай Ричи ("Карты, деньги, два ствола", "Большой куш") после двух фильмов про Холмса совсем перестал косить под Тарантино и начал снимать качественное веселое жанровое кино. Его стилизация под 60-е не всегда "тру", но всегда выглядит стильно. И про исторические реалии он, как большинство уважающих себя британских кинодеятелей, просветился лучше, чем "коренные голливудцы". Там звучит имя Фурцевой, например!

А уж модой и атрибутикой 60-х он откровенно упивается. Платья, очки, шляпы, интерьеры, лодки, машины, вертолеты, Италия в стиле La Dolce Vita, а также все эти старомодные громоздкие гаджеты! Счетчики Гейгера, жучки размером с настоящих майских жуков, компьютерные диски непривычного вида! Так что кино получается прямо унисекс – всем есть на что посмотреть.

Для интересующихся более крупными деталями эпохи есть гонка по Восточному Берлину на соответствующих ретро-машинах с окнами, которые открывают ручкой, а не кнопкой (ах, какая экзотика!), итальянские гоночные машины и нечто, что могло бы служить каркасом для колесных чудовищ из "Безумного Макса".

Экшн здесь логично вытекает из сюжета и не кажется набором сцен по рецепту, где через каждые 15 минут нужно вставлять перестрелку-другую. Хотя финальный эпизод с бомбой мог бы быть и более захватывающим. Да и в целом, у Тома Круза, конечно, трюки масштабнее. Зато здесь есть несколько замечательных монтажных склеек и сцен, где самое драматичное происходит на заднем плане слегка не в фокусе – вполне уместный ретро-прием, который замечательно вписывается в легкую атмосферу самоиронии фильма.

Больше всего это кино по настроению и стилистике похоже на французские фильмы про "Агента 117" с Жаном Дюжарденом. Потому что напоминает то ранние фильмы про Бонда, то пародии на них же. Это мягче Kingsman – тут нет сцен откровенного немотивированного насилия, не так ядовито смешно, как "Шпион" с Мелиссой МакКарти. Но всё-таки часто смешно, и смотрится органичнее, живее и непринужденнее, чем "Миссия невыполнима" N5.

Потрясающе, что кино умудряется быть практически аполитичным. Это, на самом деле, можно рассматривать как недостаток идеи и режиссуры, потому что "Агенты А.Н.К.Л." – это чистой воды развлечение, и смысловой нагрузки практически не несет. Этот режиссер вообще не специалист по подобным тонкостям, так что это вам не прочувствованный последний Бонд. Но когда Холодная война снова в тренде, то, что тут никто не "раскачивает лодку", – скорее достоинство. Ведь речь идет о героях из противостоящих друг другу стран, которые ради спасения мира учатся работать вместе. Умели же они в 60-е!