Культура

"Багровый пик". Заметки киномана

  • 10:18, 16 октября 2015

Хотя бы потому, что режиссер Гильермо дель Торо ("Лабиринт фавна", "Тихоокеанский рубеж", "Хеллбой") слегка схулиганил и под слоем готического хоррора спрятал красивую историческую мелодраму со всеми положенными героями.

В конце ХIХ века в штате Нью-Йорк живет себе Хрупкая Впечатлительная Девица (Миа Васиковска, "Алиса в стране чудес", "Джейн Эйр", "Выживут только любовники") с сияющими золотыми волосами, которая верит в призраков, потому что рано потеряла мать. Зато она для разнообразия романы не читает, а пишет. У неё есть достопочтенный папенька- предприниматель и нормальный поклонник. Она, правда, больше мечтает опубликовать своё произведение, чем замуж. Но это только пока не появляется Он (Том Хиддлстон, "Тор", "Мстители", "Выживут только любовники") – загадочный бледный слегка обедневший британский дворянин.

Папенька от кавалера не в восторге, подозревает корыстные интересы и хочет дочку уберечь, но погибает. Так что беззащитное создание само падает в объятия подозрительного героя. А уж он её быстро увозит в свой Проклятый Старый Дом с названием, напоминающим про "Грозовой перевал" (официально – Аллердейл-холл, но вы же понимаете!). Там ей придется жить с загадочными Шорохами, Шумами и Подвываниями в ночи и весьма своеобразной Сестрицей мужа (Джессика Честейн, "Интерстеллар", "Марсианин", "Прислуга"). И, конечно, вопрос теперь: чего хотят призраки, и самое ли они страшное, что там есть?

Как видите, выходит практически классический образчик жанра готического триллера. Он навевает мысли о целом кластере кино от "Ребекки" Хичкока до фильмов студии Hammer. (А сцена вальса, вдобавок, неуловимо напоминает о свежей "Золушке" или даже о танце Красавицы и Чудовища). Плюс литературные отсылки к соответствующей романной традиции (хотя сценарий оригинальный), и в итоге, часть аудитории фильм может отпугнуть как раз своей литературностью, старомодностью и узнаваемостью.

Но, на самом деле, режиссер играет с вами. Он знает, что вы знаете, что будет дальше. Он пугает и веселит вас одновременно, и стандартные детали оживают и начинают звучать свежо и уместно, как Шопен или Бетховен в саундтреке.

А поскольку Дель Торо очень и очень хороший и талантливый режиссер, разыграно произведение, как по нотам. (Как вы могли догадаться, музыка в фильме важна и чудо как хороша! И здорово использованы звуковые эффекты – тяжелое дыхание героини, её сердцебиение, которое заставляет ваше синхронизироваться!) Он продолжает брать хорошо разработанные месторождения (чтобы не сказать, клише и шаблоны) и делать из них конфетки (см. "Тихоокеанский рубеж").

Никто даже не пытается изображать реалистичную историю. В доме есть дыра в потолке, и из неё падают желтые листья, но откуда они на крыше, если рядом нет ни единого достаточно высокого дерева? Кто одевает двух женских персонажей, если нет служанок? Кто там убирается, в конце концов? Но при просмотре это абсолютно не важно. Гильермо дель Торо снова рассказывает страшную сказку и делает это шикарно.

Это слово подходит ко всему фильму, потому что здесь изумительной красоты визуальный ряд (что как раз напоминает о недавно вышедших "Страшных сказках"): богатые костюмы из бархата и шелка, развивающиеся волосы и ткани, по-бодлеровски восхитительно разлагающиеся интерьеры, яркие и темные цвета, мрачные романтические пейзажи, красивая музыка, построенные, а не нарисованные декорации (по нынешним временам это роскошь). И какие декорации! Дом, который стоит на холме из красной глины и сочится алой жидкостью!

По картине разбросаны символы: бабочки и те, кто их ест, эта самая красная глина, которая, собственно, и делает пик багровым, и, конечно, призраки, которые только метафора, как говорит героиня. Плюс любимые "фишки" режиссера – сочетание алого и темно-синего и элементы стимпанка. Добавьте к этому актеров, которые играют, тонны смыслов и тем для размышления про творчество, про опыт и понимание себя, которые можно обрести в страданиях, и получается почти архетипическая история инициации. И своеобразная версия Синей Бороды заодно.

Это камерная драма, снятая с размахом, и впечатляющая дань уважения не самому уважаемому жанру. Она не столько страшная, сколько держит в напряжении. Хотя есть пара очень жестоких сцен, а кровь чуть ли не льется из всех щелей.

"Багровый пик" подходит любителям триллеров, готических страшилок, Тома Хиддлстона, Гильермо дель Торо и фильмов таких красивых, что они кажутся почти вычурными, но уж точно приковывают взгляд.