Культура

"Бен-Гур". Заметки киномана

  • 10:16, 9 сентября 2016

Давным-давно в далекой-далекой... нет, не галактике! В Иудее аккурат в период жизни Иисуса Христа жили-были два названных брата. Один был знатным и богатым евреем —собственно, Иуда Бен-Гур (Джек Хьюстон, "Гордость и предубеждение и зомби", "Дальняя дорога"). Второй — сиротой-римлянином (Тоби Кеббелл, "Варкрафт", "Планета обезьян: Революция", "Александр"), которого приняли в хорошую еврейскую семью, несмотря на огромную разницу менталитетов.

Но разница никуда не делась, и римлянин вырос и решил пойти искать свое место в жизни. Он ушел в римскую армию порабощать новые страны, а Бен-Гур женился и зажил долго и в меру счастливо в уже порабощенной Иудее.

Фото moviefrontline.ru

Надо сказать, что древние евреи были совершенно не в восторге от порабощенности, и недовольные были бы не против устроить восстание и убить всех римлян. Поэтому в один непрекрасный день блудный сын вернулся в качестве блюстителя порядка. Он рассчитывал, что брат ему поможет и назовет имена бунтарей. Но Бен-Гур посчитал это предательством своего народа. После чего он был по ошибке обвинен в покушении на жизнь Понтия Пилата и провел пять лет как раб на галерах.

Разумеется, все это время он мечтал о мести в библейском стиле. Но поскольку фоном в этой истории служат моменты из жизни Христа и его учение, библейский стиль меняется на глазах. И как он будет выглядеть к финалу истории?

Фото moviesmug.com

Самый известный "Бен-Гур" — это версия 1959 года режиссера Уильяма Уайлера на три (3!) с половиной часа. Это настолько неспешное и величавое эпическое кино, что "Властелин колец" нервно курит в сторонке (несмотря на одинаковое количество "Оскаров" — 11). Вот там был, знаете ли, такой пафос, который сейчас не всегда легко воспринимать серьезно, но трудно не заметить, насколько он сделан с убежденностью, что так и надо. Это фильм, в котором массовка исчислялась полутысячами, как в "Клеопатре" с Элизабет Тэйлор. И это были живые люди, а не скопированные и размноженные на компьютере, как эльфы в последнем "Хоббите". Съемочный процесс именно таких эпиков высмеивали братья Коэн в "Аве Цезарь!".

И вот с этим легендарным и хорошо известным на Западе творением решил соревноваться Тимур Бекмамбетов. В интервью он радостно заявлял, что историю стоило обновить, мол, легендарная версия устарела. И, возможно, он прав, 3,5 часа — это по нынешним временам развлечение для самых терпеливых киноманов. Но что он мог предложить взамен?

Фото kinomania.ru

Бекмамбетов, надо сказать, вполне себе развивается как режиссер и уже вырос из бесконечного слоу-мо, в отличие от отечественных "творцов", которые по-прежнему вставляют его в дело и не в дело и пытаются снять новый "Ночной дозор".

Его сценаристы тоже явно старались, по крайней мере, в сюжетном плане. По сравнению с классической версией, история действительно стала понятнее и доступнее. Из нее исчезли абсолютно неисправимые злодеи и абсолютно невинные праведники. Отношения между братьями проявились несколько ярче, чем в старой картине. Еврейским "повстанцам" уделили больше внимания, и это тоже положительно сказалось на конфликте. Но потерялась вся второстепенная сюжетная линия про прокаженных.

И с актерами Бекмамбетову явно не повезло. Практически все они какие-то невыразительные, и никто не умеет играть пафос и величие, кроме Моргана Фримана. Не помогает и то, что многие персонажи, вроде супруги Бен-Гура, его сестры и, собственно, Иисуса настолько схематичны, что больше похожи на функции в сюжете, чем на нормальных героев.

"Бен-Гур", трейлер

Философская начинка с темами мести и прощения довольно быстро начинает отдавать дешевой мелодрамой и никогда не поднимается до уровня эмоционального накала настоящей драмы. Мораль слащава и звучит как набор красивых слов. Если только ее произносит не Морган Фриман ("Иллюзия обмана 2", "Побег из Шоушенка"). Хотя когда этот почтенный седовласый старец в библейских декорациях выдает слова вроде "Окей", любая иллюзия реальности исчезает, как мираж в пустыне.

Поскольку и режиссерская работа тут довольно неравномерная, несколько неплохих идей тонут в пучине не слишком хорошей реализации. Лучшая часть фильма — гонки на колесницах. Это действительно зрелищно и захватывает. Вот только гонка без спецэффектов из старого фильма смотрелась не хуже. Так что если ради нее переснимали, то переснимали зря. И в принципе, стоят ли 10 минут библейского форсажа двух часов вашей жизни? Вот в чем вопрос.

Библейские и около-библейские фильмы снимают с завидной регулярностью. То какой-нибудь "Исход: Цари и боги" Ридли Скотта выйдет, то "Ной" Даррена Аранофски. И на их фоне "Бен-Гур" проигрывает. (Это при том, что обе эти картины едва ли шедевральны). Они простоват и не блещет актерским составом. Как, например, "Александр" или "Троя". Последние два он и напоминает стилем, подачей и подспудным ощущением, что это просто красивая пустышка. В ней много действия, но не хватает героев. И это печально, потому что в сюжете их хоть отбавляй.