Общество

Где находится Тьмутаракань, или Как прошел "праздник географии" в Саратове

  • 12:42, 21 ноября 2016

Вы знаете, где в России находится Тьмутаракань? А серебро становится золотом? А есть ли на территории нашей необъятной страны такое место, где по соседству располагаются Париж, Берлин и Варна? Да если бы мне кто-то 15 лет назад сказал, что география – настолько интересная наука, была бы у меня по этому школьному предмету скромная удовлетворительная оценка?!

Зачастую бывает так, что в рамках школьной программы науки и знания теряют свою познавательность, шарм, превращаются в цифры, звуки, набор контурных карт, а некоторые педагоги – напрочь атрофируют любознательность и тягу знаний у учеников. Можно сказать, что такое несколько десятков лет назад произошло и с географией. Пожалуй, немного найдется выпускников 1990-2000-х, кто бы любил работать с контурными картами, вычерчивать меридианы и параллели, а уж тех, кто мог бы найти на географической карте Гондурас – и вовсе единицы.

Около восьми лет назад проблемами этой науки озаботился Президент РФ и Председатель Попечительского совета Русского географического общества Владимир Путин. Именно тогда, как отметил ректор СГУ Алексей Чумаченко, Русское географическое общество прошло перезагрузку. А вместе с ней начали меняться и принципы преподавания этой науки в общеобразовательных учреждениях.

Одним из шагов, направленных на изменение восприятия географии у россиян, стала организация Всероссийского географического диктанта. Первая акция прошла год назад. Ее участниками стали более 70 тыс. человек во всех 85-ти субъектах РФ. Скажем честно (и это общепризнанный факт), первый диктант написали плохо. Выяснилось, что россияне практически ничего не знают о стране, в которой живут. Ни название города, в котором проводится легкоатлетический марафон при 40-градусном морозе, ни где делают "запчасти" для человеческих сердец…. Одной из причин такой неосведомленности назвали, в том числе, преподавание в школе. По итогам первого диктанта были сделаны определенные методические рекомендации.

Какие выводы будут сделаны по итогам второго диктанта, узнаем чуть позже – после подведения итогов.

В приветственном слове Алексей Николаевич Чумаченко рассказал немного об истории становления Русского географического общества, а также признался, почему он, географ, не участвовал в акции в 2015 году: 1 ноября (именно этого числа в 2015г. проходил географический диктант) шел пятый день его путешествия в поезде "Москва - Владивосток", о котором он "мечтал всю жизнь".

Председатель Саратовского отделения Русского географического общества, декан географического факультета СГУ Владимир Зиновьевич Макаров поздравил всех с "праздником географической науки". Он назвал географию в числе базовых дисциплин, формирующих культуру, мышление, воспитание образованного человека.

А теперь ближе к тексту. Диктант-тест состоял из 30 вопросов разной сложности. Для ответов на них давалось от 30 сек. до 1 мин. В отличие от предыдущей акции, когда все участники были распределены по аудиториям вуза, в каждой из которых был свой "чтец", в этом году от их помощи решили отказаться. Это и справедливо. Диктант по географии, который фактически проходит в форме теста, в отличие от текста по русскому языку, не обязан иметь "говорящую голову". Я бы сказала, это даже отвлекает. Каждый участник получил вопросы на отдельном бланке. Для контроля за временем задания проговаривал диктор, символические часы отсчитывали положенные на его решение секунды. Но можно было отвечать на вопросы и в собственном темпе. На подготовку всех заданий был отведен 1 час, еще 5 мин. – на проверку ответов, если это потребуется.

Если сравнивать задания с прошлогодними, то формулировки стали более четкими. Кроме того, появилось большое количество заданий, где необходимо было выбрать букву либо расставить буквы в определенном порядке. Ставшее традиционным (и, пожалуй, самое сложное) задание – определить предмет географии (город, местность, реку, море) по отрывку из литературного текста. Например, "Назовите реку, которой посвящено стихотворение Михаила Лермонтова: "Буре плач его подобен,/Слезы брызгами летят./Но, по степи разбегаясь,/Он лукавый принял вид/И, приветливо ласкаясь,/Морю Каспию журчит". О том, что речь идет о Тереке, догадается, пожалуй, только филолог. И то, в основном, зная, что этой реке у Михаила Юрьевича посвящено много поэтических произведений.

Еще одно задание – назовите один из старейших городов России, основанный на Волге в девятом веке, который входит в туристический маршрут "Золотое кольцо России". Особая примета – на его гербе изображен медведь с секирой…. Я написала "Ярославль" - в последнюю минуту и, если честно, наугад. Впоследствии сверилась с интернетом – так и есть. Герб Ярославля – как раз медведь с секирой. Мысленно поставила себе "плюсик". Во время диктанта пользоваться мобильными устройствами, конечно, нельзя. Впрочем, все это на совести экзаменующихся – мы ведь проверяем не глобальную сеть, а свои знания.

А вот вопрос из разряда попроще: "Назовите природную зону России, где произрастают морошка и карликовая береза, обитают лемминг и северный олень"… Мой ответ "Тундра". К сожалению, до Владимира Зиновьевича Макарова было несколько рядов экзаменующихся, посоветоваться было не с кем, и поэтому я пока не знаю, правильный он или нет. Но интернет говорит – еще один плюсик в копилку знаний будет.