Общество

Без реабилитации. Бизнес столкнулся с массовыми отказами в банковских операциях

  • 10:32, 10 октября 2017

Предприниматели столкнулись с массовыми отказами в проведении операций и блокировками счетов. Проблема коснулась около 500 тысяч предпринимателей с начала года, показывают данные общественной организации "Деловая Россия". Бизнес-омбудсмен Борис Титов обратился в ЦБ с предложением создать службу по защите бизнеса от подобных действий и привлечению банкиров к ответственности за блокировку без должных оснований. Ситуация осложняется отсутствием механизма реабилитации тех, кто попал в так называемый черный список, то есть, по мнению банка, совершил сомнительную операцию.

Алексей — индивидуальный предприниматель, работает с грузами. У него три фуры, которые ездят, в основном, в Грузию и Абхазию. У одного юрлица — счет в Сбербанке, у другого — в ВТБ. Месяцев пять назад позвонили из Сбербанка, сообщили, что счет заблокирован, на встрече в банке запросили документы. Затем документы попросили и в ВТБ. В итоге один и тот же пакет документов в разных банках привел к совершенно разным результатам, говорит Алексей.

«в>

Бизнесмены жалуются, что банки лютуют и любую операцию могут признать сомнительной. Банкиры объясняют, что выполняют требования закона.

Самое ужасное заключается в том, что любой отказ банка от совершения сделки, зачастую сумасбродный, потом идет в базу Финмониторинга, и любой банк эту базу видит, поясняет президент компании "Московские партнеры", профессор ВШЭ Евгений Коган.

«Соответственно, если компания получила отказ исполнения операций, то никого не волнует, по какой причине. Может плохое настроение было у банкира в этот момент. Или у операциониста. Но отказ уже означает, что он вносится в подозрительный список. А это означает, что не только сама операция проблемная, но и те, кто взаимодействуют с ней определенным образом, тоже проблемные»

.

Владелица салона красоты, собственник логистической фирмы, хозяин рекламного агентства, инвест-банкир — далеко не полный список тех, кто поделился своей историей блокировки счета. После того как на странице в Facebook я попросила откликнуться предпринимателей, которые столкнулись с этой проблемой, меня буквально засыпали личными сообщениями.

Банки все чаще пользуются своим правом отказывать в обслуживании клиентам. Клиенты в связи с этим рискуют и срывами поставок, и возникновением других неприятностей для бизнеса. Раньше схожая проблема была с налоговой, но ее удалось решить: ФНС наладила оперативную связь с банками, теперь вся надежда на Центробанк, говорит руководитель Экспертного центра при уполномоченном по защите прав предпринимателей при президенте Российской Федерации Анастасия Алехнович.

«Банки просто боятся самостоятельно принимать решения. Боятся снимать блокировку. В отличие от ФНС, где они в связке и могут очень быстро и оперативно обратиться за консультацией или информацией в Федеральную налоговую службу. Здесь, к сожалению, ЦБ пока не наладил этого механизма. И банк никто оперативно не консультирует: он прав или он не прав. На всякий случай, специалисты банка выбирают, естественно, более жесткий вариант, чтоб защитить себя и в глазах контрольно-надзорного основного своего органа — Центрального Банка — выглядеть законопослушным банком»

.

На банки возложена контрольная функция. Они обязаны бороться с легализацией доходов, полученных преступным путем, следить, чтобы деньги не ушли террористам и так далее. В связи с этим банк может остановить операции с подозрительным контрагентом. А для компании это может быть оплата по договору, невыполнение которой приводит к пенни и штрафам. Итоговое решение о блокировке принимает банковский специалист, который не обязан разбираться в специфике бизнеса каждого клиента. В итоге владелец бизнеса должен выбирать: либо идти в приличный банк, но счет там может быть заблокирован без объяснения причин, либо идти в сомнительный банк, где служба безопасности и отдел комплаенс могут на что-то закрывать глаза. Но в любой день у такого банка могут отозвать лицензию, и тогда деньги со счетов, скорее всего, уже будет не вернуть. Получается, что государство стимулирует бизнес повышать свои риски.