Культура

"Девушка, которая застряла в паутине". Заметки киномана

  • 11:29, 9 ноября 2018

Готичную хакершу Лисбет (теперь это Клер Фой, "Человек на Луне", сериалы "Корона" и "Волчий зал") сначала решили превратить в Робина Гуда. Поэтому первые пять минут она — эдакое выражение накопившейся женской ярости в эпоху #metoo. Она наказывает всех, кто причиняет вред женщинам, потому что официальные власти этого не сделают.

На самом деле, мы видим, как она прокралась в дом только одного мужчины, который избивал свою жену, а до этого других женщин. И наказание заключалась в том, чтобы отнять все его деньги в пользу жертв. (Ну, и подвесить его за ноги с потолка). Но нам всячески намекают, что это не первый случай.

Из этого мог бы выйти крайне злободневный триллер, поднимающий серьезные вопросы. (В том числе о допустимости того, что она делает). Но… создатели не пошли этим путем. Они предпочли сделать из нее Джеймса Бонда, а может даже шведскую Джессику Джонс.

Фото filmpro.ru

Наверное, этого стоило ожидать — начальные титры словно купили на распродаже обрезков из саги про 007. А дальше все пошло по накатанной:

Какой-то ученый создал бла-бла-бла-штуку-которая-контролирует-ядерное-оружие. Но потом передумал отдавать ее какой-то-там-американской-организации. Ааа, мир в опасности, кто нас всех спасет?

Этот сюжет вы уже сто раз видели, только в других декорациях и с героем вместо героини. Но к нему начинают прикручивать еще больше клише!

Так в фильме появляются злодейская-сестра-хорошо-что-не-близнец (Сильвия Хукс, "Бегущий по лезвию 2049", "Лучшее предложение", и не ворчите! Эту интригу проспойлерили еще в трейлере!), русские головорезы (куда ж без них!), продажные спецслужбы, ребенок-аутист-математический-гений… В общем, все застряли в этой паутине.

Даже журналиста из предыдущих фильмов сюда впихнули, но его играет уже не Дениэл Крейг, и делать ему тут решительно нечего. Как практически любой девушке супергероя, которой он по сюжету и является.

Фото kinoteatr.ru

Какие у Лисбет Саландер суперсилы? Она может "хакнуть" всё. Прямо вообще все, в чем есть микрочип. (Возможно, даже ваш утюг и электрический чайник!) И ей даже компьютер для этого не нужен, телефона вполне хватит. Еще у нее неиссякаемый запас дорогих гаджетов - камер, компьютеров, мобильных телефонов.

Другая ее сила — удача, как у Домино из второго "Дэдпула" (Хотя это ей, возможно досталось от Тома Круза и его "Миссий"): нужно прыгнуть с адской высоты? Внизу как раз насыпали подходящие сугробы. Дома ужасный взрыв? А она как раз набрала полную ванну воды. Наверное, даже холодной! Ну, и взлом систем тут с какой-то сказочной скоростью происходит, и Интернет никогда не "лагает".

Кроме того, она какая-то совершенно неубиваемая: то дыхание под водой задерживает на сколько нужно, то токсины заедает аспирином, то пуля ее не берет.

И сестрица ее хорошо смотрелась бы в роли злодейки в любом творении Marvel. Кто злодеит во всем красном и в красном же развивающемся плаще в кино, где все пытаются сохранить серьезную мину?

Фото filmpro.ru

От Бонда Лисбет получила исследование своего неудобного прошлого (привет, "Координаты “Скайфолл"!), мощную машину и крутой мотоцикл. Только народу она убивает меньше, чем супершпионы, а так все признаки налицо.

Банальный сюжет неплохо прячется за стильным визуальным рядом и атмосферой — тут скандинавский нуар по полной программе со всеми отсутствующими занавесками на панорамных окнах. Еще здесь неплохие погони, потому что Лисбет успевает вести машину и взламывать компьютер в автомобиле тех, за кем она гонится.

Но что бы на экране не творилось, фильм никогда не приближается по силе эмоционального воздействия к картине Дэвида Финчера. И первоисточник уже не тот - Стиг Ларссон скончался. Продолжение написал Дэвид Лагеркрантц, а режиссер Федерико Альварез (ужастик "Не дыши") не знает, как вытянуть такой материал.

Клер Фой делает все, чтобы придать глубины своей героине. Но предыдущие Лисбет Саландер не вписывались ни в какие рамки. Новая же из них нигде не вылезает. Все остальные персонажи здесь просто выполняют функции.

Словом, “Девушка, которая застряла в паутине” - это сага об упущенных возможностях. Она стильная и красивая, но пустоватая. На фильм можно сходить, если вам нравятся предыдущие картины про эту героиню. Или, может, вы любите тяжелую и мрачную атмосферу на большом экране. Но тут нет почти ничего, что вы не найдете в традиционном скандинавском нуаре или в фильмах о Бэтмане. А какое злободневное могло быть кино…

Галина Зеленова