Экономика

Дороги могут быть дешевле и прочнее. В Сочи саратовские специалисты рассказали об эффективном материале

  • 14:35, 24 июля 2019

Путёвый материал
Компания "ФосАгро" совместно с Саратовским национальным исследовательским государственным университетом имени Н.Г.Чернышевского (СГУ) представили участникам сессии "Вторичные ресурсы при строительстве и ремонте автомобильных дорог" результаты многолетнего успешного опыта применения фосфогипса в дорожном строительстве. Для читателей, далёких от химии небольшая справка: фосфогипс образуется в промышленном масштабе, как попутный продукт производства фосфорной кислоты. Одним из перспективных направлений его применения является использование в качестве основания при строительстве автодорог (заменяя слои щебня и песка), что позволяет повысить их долговечность на срок от 10-ти до 50-ти лет. Это не просто слова. Они, как дорога на прочной основе, стоят на результатах уникального опыта. За годы эксплуатации с 2008 по 2019 гг доказали свою надежность и долговечность 170 тысяч кв. м. участков федеральных и региональных и местных дорог, построенных в Саратовской области с применением фосфогипса производства Балаковского филиала АО "Апатит" (группа "ФосАгро").

Заместитель руководителя аппарата генерального директора ПАО "ФосАгро" Борис Левин и начальник отдела инжиниринга и промышленного дизайна СГУ Сергей Коротковский с 2015 года пристально изучают как ведется дорожное строительство с применением фосфогипса, каковы эксплуатационные качества таких дорог. Их вывод - только обязательное соблюдение требований технологии согласно нормативной документации приводит к эффективным результатам. Технический фосфогипс компании "ФосАгро" можно отнести к "зелёным" материалам - в нем отсутствуют токсичные примеси, такие как кадмий, мышьяк и ртуть. Это обеспечивается чистотой исходного апатитового концентрата и жестким производственным контролем за его переработкой, исключающим загрязнение. В ходе исследований выяснилось, что прочностные характеристики технического гипса до 9 раз выше показателей, заложенных в стандарты требований к основаниям дорог, а по модулю упругости основания его показатели превышают стандартные требования в 2 раз, причем с течением времени прочностные характеристики основания только возрастают. Дорожные сметчики приводят свои оптимистичные доводы: экономический эффект при применении фосфогипса вместо обычных материалов, прежде всего, щебня, составил около 20% для дорог 1-ой и 2-ой технической категории и 35% для дорог 4-ой и 5-ой категории.

Новый щебень
Сергей Коротковский приводит ещё один довод в пользу перспектив технического гипса: "Использование фосфогипса особенно актуально с учетом истощения месторождений щебня, предназначенного для строительства оснований дорог и по прогнозам специалистов ФАУ "РосдорНИИ" дефицит, оценивается к 2024 г. в размере 60 млн тонн". Дефицит щебня может стать одним из существенных препятствий для реализации национального проекта "Безопасные и качественные автомобильные дороги". Исследования специалистов БФ АО "Апатит" позволяют с уверенностью сказать, что при верном применении технологии фосфогипс может стать "новым щебнем" и сократить дефицит природного материала до трёх миллионов тонн. К тому же его использование способствует соблюдению постановления Правительства, в котором говорится, что в течении ближайших пяти лет в дорожном строительстве 30 процентов от общего объёма новых дорог должны быть построены с использованием инновационных технологий".

Новые задачи
Есть перспективы, и, разумеется, есть вопросы, над которыми ещё предстоит поработать. Первоочередная задача: получить стандарт на так называемый "обезвоженный фосфогипс". Первоначально этот материал имеет повышенную влажность и склонность быстро кристаллизоваться и превращаться в монолит. Технологии обезвоживания позволят предотвратить кристаллизацию и перевозить "новый щебень" на любые расстояния. А также применять его в ресайклинге дорог – это технология, которая позволяет производить дорожный ремонт с использованием старого асфальтобетонного покрытия. Способы осушать фосфогипис есть, как и желающие заняться этим направлением. Но для реализации даже опытного проекта требуются инвестиции в размере 200-300 млн. руб. Тем не менее одна из российских компаний начала подготовку проектной документации на строительство опытно-экспериментального завода производительностью 70 тысяч тонн в год. По планам к концу будущего года производство начнёт работать и сможет давать до трёх вагонов в день обезвоженного фосфогипса.

Будь в теме
Как эффективный и доступный материал для дорожного строительства, фосфогипс производства Балаковского филиала АО "Апатит" был признан победителем конкурса "Дороги России – 2018" в номинации "Инновация года".

Важным результатом сотрудничества ФосАгро и СГУ стала также разработка Стандарта организации "Рекомендации по устройству расчетных слоев дорожных одежд из фосфогипса дорожного" и стандарта организации "Фосфогипс дорожный для строительства дорожных одежд". Документы были утверждены в Федеральном дорожном агентстве (Росавтодор) Министерства транспорта России и позволили расширить практику применения материала производства Балаковского филиала АО "Апатит" в дорожном строительстве. На настоящий момент "ФосАгро" является единственной в России компанией-владельцем нормативно-разрешительной документации для применения фосфогипса в строительстве автодорог любой категории технической сложности и реконструкции и ремонте дорог населенных пунктов.

Согласно заключения (технических комитетов) ТК-418 и ТК-465 материал "Фосфогипс дорожный" внесен в реестр РОССТАНДАРТА как дорожно-строительный материал.