- A
- +A
- +A
Дороги могут быть дешевле и прочнее. В Сочи саратовские специалисты рассказали об эффективном материале
- 14:35, 24 июля 2019
- Комментариев[14]
Путёвый материал
Компания "ФосАгро" совместно с Саратовским национальным исследовательским государственным университетом имени Н.Г.Чернышевского (СГУ) представили участникам сессии "Вторичные ресурсы при строительстве и ремонте автомобильных дорог" результаты многолетнего успешного опыта применения фосфогипса в дорожном строительстве. Для читателей, далёких от химии небольшая справка: фосфогипс образуется в промышленном масштабе, как попутный продукт производства фосфорной кислоты. Одним из перспективных направлений его применения является использование в качестве основания при строительстве автодорог (заменяя слои щебня и песка), что позволяет повысить их долговечность на срок от 10-ти до 50-ти лет. Это не просто слова. Они, как дорога на прочной основе, стоят на результатах уникального опыта. За годы эксплуатации с 2008 по 2019 гг доказали свою надежность и долговечность 170 тысяч кв. м. участков федеральных и региональных и местных дорог, построенных в Саратовской области с применением фосфогипса производства Балаковского филиала АО "Апатит" (группа "ФосАгро").
Заместитель руководителя аппарата генерального директора ПАО "ФосАгро" Борис Левин и начальник отдела инжиниринга и промышленного дизайна СГУ Сергей Коротковский с 2015 года пристально изучают как ведется дорожное строительство с применением фосфогипса, каковы эксплуатационные качества таких дорог. Их вывод - только обязательное соблюдение требований технологии согласно нормативной документации приводит к эффективным результатам. Технический фосфогипс компании "ФосАгро" можно отнести к "зелёным" материалам - в нем отсутствуют токсичные примеси, такие как кадмий, мышьяк и ртуть. Это обеспечивается чистотой исходного апатитового концентрата и жестким производственным контролем за его переработкой, исключающим загрязнение. В ходе исследований выяснилось, что прочностные характеристики технического гипса до 9 раз выше показателей, заложенных в стандарты требований к основаниям дорог, а по модулю упругости основания его показатели превышают стандартные требования в 2 раз, причем с течением времени прочностные характеристики основания только возрастают. Дорожные сметчики приводят свои оптимистичные доводы: экономический эффект при применении фосфогипса вместо обычных материалов, прежде всего, щебня, составил около 20% для дорог 1-ой и 2-ой технической категории и 35% для дорог 4-ой и 5-ой категории.
Новый щебень
Сергей Коротковский приводит ещё один довод в пользу перспектив технического гипса: "Использование фосфогипса особенно актуально с учетом истощения месторождений щебня, предназначенного для строительства оснований дорог и по прогнозам специалистов ФАУ "РосдорНИИ" дефицит, оценивается к 2024 г. в размере 60 млн тонн". Дефицит щебня может стать одним из существенных препятствий для реализации национального проекта "Безопасные и качественные автомобильные дороги". Исследования специалистов БФ АО "Апатит" позволяют с уверенностью сказать, что при верном применении технологии фосфогипс может стать "новым щебнем" и сократить дефицит природного материала до трёх миллионов тонн. К тому же его использование способствует соблюдению постановления Правительства, в котором говорится, что в течении ближайших пяти лет в дорожном строительстве 30 процентов от общего объёма новых дорог должны быть построены с использованием инновационных технологий".
Новые задачи
Есть перспективы, и, разумеется, есть вопросы, над которыми ещё предстоит поработать. Первоочередная задача: получить стандарт на так называемый "обезвоженный фосфогипс". Первоначально этот материал имеет повышенную влажность и склонность быстро кристаллизоваться и превращаться в монолит. Технологии обезвоживания позволят предотвратить кристаллизацию и перевозить "новый щебень" на любые расстояния. А также применять его в ресайклинге дорог – это технология, которая позволяет производить дорожный ремонт с использованием старого асфальтобетонного покрытия. Способы осушать фосфогипис есть, как и желающие заняться этим направлением. Но для реализации даже опытного проекта требуются инвестиции в размере 200-300 млн. руб. Тем не менее одна из российских компаний начала подготовку проектной документации на строительство опытно-экспериментального завода производительностью 70 тысяч тонн в год. По планам к концу будущего года производство начнёт работать и сможет давать до трёх вагонов в день обезвоженного фосфогипса.
Будь в теме
Как эффективный и доступный материал для дорожного строительства, фосфогипс производства Балаковского филиала АО "Апатит" был признан победителем конкурса "Дороги России – 2018" в номинации "Инновация года".
Важным результатом сотрудничества ФосАгро и СГУ стала также разработка Стандарта организации "Рекомендации по устройству расчетных слоев дорожных одежд из фосфогипса дорожного" и стандарта организации "Фосфогипс дорожный для строительства дорожных одежд". Документы были утверждены в Федеральном дорожном агентстве (Росавтодор) Министерства транспорта России и позволили расширить практику применения материала производства Балаковского филиала АО "Апатит" в дорожном строительстве. На настоящий момент "ФосАгро" является единственной в России компанией-владельцем нормативно-разрешительной документации для применения фосфогипса в строительстве автодорог любой категории технической сложности и реконструкции и ремонте дорог населенных пунктов.
Согласно заключения (технических комитетов) ТК-418 и ТК-465 материал "Фосфогипс дорожный" внесен в реестр РОССТАНДАРТА как дорожно-строительный материал.
-
Вернуться
- на главную страницу
- к списку материалов
-
21.02.2024, 14:45
Директор Росзимдора Юлия Антонова: "Плохая уборка тротуаров этой зимой стала повсеместной проблемой"
Каждая зима в Саратове - это испытание на прочность для горожан. Коммунальные службы уже проверять не надо: они давно показали, что хронически не готовы ни к каким природным явлениям. И едва ли не любая типичная зимняя погода становится для чиновников "аномальной". Нынешнюю зиму нельзя назвать снежной, но на повестке другая проблема - частые оттепели, из-за которых тротуары всё время закованы в лёд. Впрочем, по оценкам Национальной ассоциации зимней уборки дорог, скользкие тротуары стали повсеместной проблемой в стране. Почему в российских городах никак не могут совладать с русской зимой - в обзоре СарБК.
-
27.01.2023, 21:24
Темы недели: опальные Сакко и Ванцетти, третий мост, саратовский Голливуд
Как это часто бывает, самой обсуждаемой темой в Саратове становится что-то, что никак не влияет на жизнь горожан. На этой неделе таким инфоповодом стало внезапное переименование улицы Сакко и Ванцетти. Провести такую же "спецоперацию", как с проспектом Кирова, чиновники не успели и получили мощную волну негатива. А пока горожане спорят с мэрией, жизнь в области налаживается - готовятся строить линию скоростного трамвая, третий мост через Волгу и даже создавать собственную "фабрику грез".
-
07.06.2022, 12:58
Дорогами развития. Кто будет выполнять планы по обновлению опорной сети автодорог страны
Россия продолжит движение в своем развитии по новым качественным и комфортным дорогам. Президент страны поставил перед дорожной отраслью новые амбициозные задачи, выполнение которых послужит импульсом для роста промышленности, работы исследователей и создателей технологий, бизнеса, рынка труда и образовательных учреждений. Это решит многие масштабные задачи, но при этом поднимет вопрос о составе игроков отрасли, исполнителей данных поручений. В Саратовской области, например, вовсе нет избытка в крупных, крепких и профессиональных дорожно-строительных компаниях.
- 06.12.2019, 13:50 Темы недели: первый снег, оправдание Елизарова, закрытие трамвайных маршрутов Эта неделя принесла несколько сюрпризов - приятных и не очень. Например, первый снег не привел город к транспортному коллапсу. Это уже удивительное событие. Помня прошлогоднюю зиму, многие ожидали нечищеных дорог и больших пробок. Дело высокопоставленного сотрудника ГУ МВД Дмитрия Елизарова рассыпалось в суде и он был признан невиновным в коррупционных преступлениях. А после новостей о закупке новых троллейбусов и подготовке проекта скоростного трамвая власти Саратова решили встать на прежние рельсы - оптимизации электротранспорта в городе.
- 02.07.2019, 12:54 Саратовские автомобилисты. Пять видов издевательств Вряд ли в России найдется сфера деятельности, которую можно было бы назвать образцом последовательности, идеальной дисциплины, ресурсного достатка и уважительного отношения к пользователям, гражданам. Планы на бумаге, их реализация и дальнейшая жизнь проекта у нас - это три большие разницы. И по поводу последней фазы у каждого из нас обязательно найдется, так сказать, пара слов. И если с банковскими "косяками", медицинским беспределом мы сталкиваемся, слава Богу, не ежедневно, то все, что касается проблем с использованием легковых автомобилей, напрягает утром, в обед и вечером по две-три дозы за раз. Предмет недовольства накопил такую раздражающую силу, что над дорогами сформировалась, кажется, критическая плотность эмоциональных междометий, емких фраз и непечатных выражений.
-
15.11.2024, 14:15
"Субстанция": Деми Мур против старения. Заметки киномана
Официально это боди-хоррор, но вам будет настолько страшно, насколько вас пугает старость и ненужность. Если это не ваши ночные кошмары, это скорее смешно. А если вы будете думать над сюжетом, уже самому фильму придётся несладко.
-
15.11.2024, 11:14
Современный стэк и высокая репутация. Как IТ-компания привлекает ценные кадры
В уходящем году на отечественном IT-рынке сохранялся дефицит кадров, особенно в сегменте квалифицированных специалистов. Впрочем, анализ ситуации показывает, что острота вопроса варьируется в каждом конкретном случае и заметно снижается в крупных компаниях с амбициозными задачами и высокой культурой разработки. Это подтверждают и в компании Bell Integrator (в Саратове работает ее региональный офис), которая уже год является частью группы компаний Softline.
- Неделя
- Месяц