Культура

Ставки сделаны. Студенты проиграли состояние на рулетке в драмтеатре

  • 10:26, 9 октября 2019

Достоевскому не пришлось даже выдумывать имя героини, в которую влюблен главный персонаж, учитель Алексей Иванович (Степан Тусюк). Ее тоже зовут Полина (Дарья Шнейдер). Живет мисс Полина в доме своего отчима, генерала Загорянского (Серги Хочалава). Лето все семейство проводит в немецком городке (писатель выдумывает для него "азартное" название Рулетенберг). Загорянский влюблен в красотку мисс Бланш (Алина Шульга). Она на самом деле та еще мошенница, но генерал этого не знает и принимает ее притворство за чувства. Алексей Иванович путешествует вместе с семейством на правах учителя двух младших детей хозяина. Он давно и безответно обожает Полину. Сама Полина очарована близким другом семьи маркизом Де-Грие (Михаил Яценко). Ее расположения не прочь добиться и вхожий в дом богатый англичанин мистер Астлей (Владислав Пантелеев). В этом многоугольнике учителю не находится места. Он добровольно выбирает для себя роль жертвы, и готов по первому приказанию Полины сделать все, что угодно. Однажды она просит его помочь приумножить ее деньги и сыграть в рулетку. Так благочестивый Алексей Иванович попадает в круговорот обстоятельств, из которых уже не в силах выбраться.

Фото Василия Зимина

Изначально эта премьера должна была пройти на Малой сцене. Но в драме поверили в то, что спрос на билеты будет большим, и отдали студентам Большую. Бюджет на спектакли дипломников всегда закладывается очень скромный, и надо умудриться при небольших затратах как-то обыграть внушительное пространство главной площадки театра. Выдумывать ничего Любовь Баголей и главный режиссер драмы Юрий Наместников не стали, задействовав крутящуюся часть сцены. Пока главный герой думает, как разбогатеть по средствам азартной игры и завоевать любовь девушки, остальные прокручиваются в немых застывших позах. Казалось бы, избитый прием, но здесь он создает ощущение, что будто пролистываешь семейный альбом, и, причем, находишь в нем самые неприглядные картины. Да и сцена из пустоватой в миг превращается в динамичную.

Находки здесь даже в мелочах. Как обозначить крупье и рулетку? Одеваешь актера в форменную одежду, берешь из реквизитов рулетку и готово. Но нет, в дипломном "Игроке" крупье (Никита Никулин) и его помощник (Ельнур Шатаев) загримированы на манер клоунов, а вернее даже Джокеров. Они не просто те, кто ведет игру, они настоящие злодеи, вершители судеб. Прибавьте к этому металлический тембр голоса Никиты Никулина, и картина всего ужаса, охватывающего игроков за столом, будет полной.

Фото Василия Зимина



Дарья Шнейдер явно любима мастером Баголеем. До "Игрока" у нее уже была главная роль в постановке по Шекспиру "Два джентльмена из Вероны". Из Алины Шульги вышла идеальная Мисс Бланш – такая красавица очарует любого. Но этих обоих героинь заткнула за пояс Екатерина Афанасьева, сыгравшая роль тетки генерала Антониды Васильевны. Долгое время вся семья ждала ее смерти и последующего распределения немалого наследства. Однако, вполне еще бодрая бабулька прикатила в Ролетенбург, и начала на зависть молодым тратить состояние в казино. Студентам всегда непросто играть возрастных персонажей. Немногих счастливчиков как Серги Хочалаву спасает природная фактура, остальных же пытаются состарить гримеры (в случае с Де-Грие усики лучше бы приклеить, нарисованные сильно бросались в глаза). Екатерине Афанасьевой не пришлось даже изображать морщинки на лице. Она просто села в инвалидное кресло, чуть сгорбилась, добавила старушачий говор и сотворила очень яркий образ.

Фото Василия Зимина

Степан Тусюк в роли главного героя смотрится достаточно убедительно. Он пластичен в своих эмоциях, умеет быстро их переключать. Вот он иступлено признается Полине в любви, через минуту уже дрожащими руками протягивает деньги крупье и почти сразу же плачет от проигрыша. Его честный и милый Алексей Иванович так проникает в душу, что хочется немедленно вырвать его из этого игроманства. Вредит ему разве что звериный рык, который вырывается у Тусюка каждый раз, как его герой начинает что-то с горячностью доказывать другим. Юному актеру нужно дать время, чтобы заматереть и обрасти броней.

Фото Василия Зимина

В дипломном "Игроке" не найти привычного Достоевскому тяжелого философствования и самоедства. Это спектакль о любви к игре и об игре в любовь. Два с половиной часа проносятся очень быстро, и кажется, под конец ты уже сам, как тот самый шарик, крутишься на рулетке, выигрываешь и проигрываешь, никак не можешь выбраться. Хорошо, что в драмтеатре такой азарт хотя бы безопасен для кошелька.