Культура

А напоследок я станцую. Театр оперы и балета представил "Щелкунчика" и приготовился к переезду

  • 09:11, 5 декабря 2019

Классическое либретто Мариуса Петипа по мотивам сказки Эрнста Гофмана знакомо многим с детства. Канун Рождества, девочка Мари, Дроссельмейстер, умеющий оживлять куклы, Щелкунчик, он же Принц, схватка с мышиным королем, дворец сладостей Конфитюренбург, бесконечные танцы и чудеса …Но балетмейстер-постановщик Кирилл Симонов решил, что оригинальное либретто нуждается в переработке и кое-что там изменил. Главная героиня у него не Мари, а Клара, но в этом нет ничего нового – в ранних редакциях она то Мари, то Клара, а у Гофмана Кларой зовут куклу девочки. Разнится и финал. У Петипа героиня просыпается, Щелкунчик снова становится куклой, и история логично закольцовывается. У Симонова же нет такой однозначной концовки, что немного смущает знакомых с классическим либретто театралов. Венчает происходящее всеобщий бал.

Цеха театра поработали на славу, и балет получился непривычно красочным для Саратова. Непривычно, потому что местный зритель привык видеть, как постановщики вынуждены на всем экономить. Бюджет "Щелкунчика" неизвестен, но на этот раз все вышло очень красиво. На сцене в центре сначала вырастает сверкающая елка, а затем огромный торт. Интерьер богатого дома праздничный и изысканный, а в Конфитюренбурге яркие сладости внезапно увеличиваются до гигантских размеров. А какие костюмы! Пачка Клары переливается под светом софитов, Принц сверкает камзолом, вальс цветов превращается в феерию розового цвета, костюмы фей и сахарных трубочек хочется разглядывать под микроскопом. И все это вместе не попадает в категорию "слишком". Изголодавшемуся по по-настоящему праздничному представлению зрителю кажется, что так весело и красиво должно быть всегда.

Что касается, исполнительской части, то тут саратовская труппа не прыгнула выше головы. Кирилл Симонов традиционно поставил интересную хореографию, но не его вина, что не все в состоянии с ней справиться. Поэтому, пусть встречающийся рассинхрон и отсутствие легкости у некоторых исполнителей вас не смущают. На премьере Клару танцевала Кристина Кочетова. Она очень старалась, но изящества и женственности ей не хватило. В дальнейшем в этой роли обещают приму Веру Шарипову, которая и должна добавить образу полета. Принцу Алексея Михеева веришь. Статный, сильный, красивый, стреляющий яркими глазами направо и налево – такой просто не может не победить какого-то там Мышиного короля.

Овации сорвала Наталья Колосова. "Мама, смотри, это змея!" - шептали юные зрители своим мамам, указывая на балерину. В блестящем обтягивающем зеленом костюме она и правда была похожа на змею. Колосова исполняла восточный танец, и восток по задумке костюмера и хорегографа олицетворяли чалма на голове и па, напоминающие асаны из йоги. Это было необычно и завораживающе. За мимишность на премьере отвечали Мамаша Жигонь и ее Пульчинеллы. Мамашей стал Дмитрий Романов, у которого под объемной юбкой скрылось аж шестеро маленьких балерин. Это были воспитанницы частной студии балета, и зрители в фойе еще долго обсуждали обоснованность их приглашения, учитывая наличие в городе балетного училища.

Балет "Щелкунчик" необходимо посетить, пока есть возможность прийти на него в настоящий театр оперы и балета с колоннами, классическим залом и тяжелой сверкающей люстрой. Неизвестно, какой будет в итоге судьба здания. Вполне возможно, что после того, как часть разберут, обнаружатся новые проблемы, и снос всего театра уже не будет казаться такой безумной идеей.