Культура

Призрак, труп и пять женщин. В драме ищут виновного в гибели любвеобильного конюха

  • 13:26, 17 февраля 2020

В доме богатой вдовствующей помещицы нашли мертвым местного конюха Патрика Рорка. Все указывает на несчастный случай: оступился на высокой лестнице, упал, сломал шею. Но труп есть труп, и на место преступления выехал инспектор Раффинг (Тимур Макумов). На первом же допросе гувернантка мисс Марси (Анна Суворова) признается, что конюх в ту ночь приставал к ней, она нечаянно его толкнула, от чего он и покатился по лестнице. Казалось бы, дело раскрыто, но умница и красавица Марси что-то точно не договаривает.



Кроме нее в поместье проживали еще четыре женщины. Хозяйка миссис Рейфенкрофт (Маргарита Смирнова), ее дочь Гилиан (Елизавета Рябинина), домоправительница мисс Френч (Ольга Сальникова) и служанка Долли (Екатерина Грачева). Довольно быстро выясняется, что все взрослые дамы точно имели отношения с Патриком, а 17-летняя Гиллиан была в него, по крайне мере, влюблена. Видимо, мистер Рорк был тем еще бабником, потому что трудно сыскать более непохожих женщин. Миссис Рейнкрофт щебечет без умолка, перескакивая с темы на тему, но вместе с тем расчетлива и умна. Вдовствует она чуть больше трех месяцев, а ее муж погиб, по странному стечению обстоятельств, оступившись на той же самой лестнице. Гиллиан всегда была чудной, а после смерти отца странностей в ее поведении стало так много, что ей даже пришлось выписать гувернантку мисс Марси Клейнер. Девочка добавляет в историю мистического огонька, убеждая Раффинга в том, что и ее отца, и конюха убил призрак, обитающий на верхних этажах дома.

Марси удалось уравновесить психологическое состояние Гиллиан, а вот ее саму явно что-то сильно тревожит. Инспектор не верит, что гувернантка причастна к гибели Патрика, она явно берет на себя чью-то вину. Мисс Френч то и дело прихлебывает из карманной фляжки, но вывести ее из себя вопросами не так и просто. Хотя женщины в доме испытали шок, узнав, что с ней неугомонный Патрик тоже крутил шашни. Наконец, простушка и дурочка Долли боится до ужаса свою хозяйку, не хочет терять работу, а потому соглашается со всем, что ей говорят.

Скелетов у каждой из этих "жар-птиц" предостаточно, и возможно, они так бы и сидели в своих клетках, если бы не Раффинг. Инспектору не позавидуешь. Дамы лгут, притворствуют, заманивают его на ужин, а то и в собственную постель. Сначала все, как одна, отказываются признавать себя виновными, но затем так же дружно хором протягивают руки для наручников. Стандартное французское "ищите женщину" здесь точно не спасет. Вот они, пожалуйста, сразу пять женщин, но легче от этого не становится.



Режиссеру и педагогу курса Любовь Баголей удалось создать спектакль из двух совершенно непохожих актов. В первом зрителей погружают в напряженную атмосферу детектива. Инспектор, подозреваемые, мотивы – так и хочется побыстрее самому догадаться обо всем. Зато после антракта дипломники обнаруживают комедийный талант, органично вплетая в повествование свои трагикомичные разборки. Для демонстрации умений юных артистов пьесы лучше и не придумаешь. Актеры хороши каждый по отдельности, и все вместе. Они так ладно сыграны, что странно подумать, что еще несколько лет назад эти ребята не знали друг друга. Они достоверны, не пересаливают лицом, уже умеют увлечь зрителя, но еще не устали от профессии и голодны до работы. Все это делает из двухчасового зрелища изящную феерию, не лишенную смысла и идеи.



Напрашивается сравнение "Пяти жар-птиц" и нового спектакля основной труппы драмы "Свидетель обвинения".  И там, и здесь детектив, но "Свидетель" может похвастаться спокойным убаюкивающим "телом" повествования и убийственной концовкой, тогда как постановка дипломников высокий градус напряжения держит от начала и до конца. Узнать о том, что же случилось с любвеобильным конюхом Патриком, можно вплоть до конца сезона на Малой сцене саратовского театра драмы.


Фото Юрия Набатова